Очень часто Клавдию Лукашевич ставят в один ряд с Лидией Чарской. Совершенно не согласна с этим сравнением. На мой взгляд, стиль Лукашевич совершенно иной, нежели у Чарской. Нет у нее ни малейшей сиропности и приторности. Есть искренняя сердечность, душевность и умение сопереживать. Недаром она была одной из самых популярных детских писательниц начала прошлого века.
К сожалению, информации о жизни этой замечательной во всех отношениях женщины очень мало. Вот, что удалось найти.
Биография Клавдии Владимировны.
Клавдия была первым ребенком в семье малоросского помещика Владимира Мирец-Имшенецкого и Клавдии Горбуновой - старшей дочери из небогатой дворянской семьи. Родилась 29 декабря 1859 года. Свое детство и отрочество сама писательница описывает в автобиографических книгах "Мое милое детство" и "Жизнь прожить - не поле перейти". Судя по этим произведениям, уже в юном возрасте Клавдюше пришлось пройти через ряд непростых испытаний. Это и потеря любимой няни, и очень драматичный развод родителей с полным и катастрофическим развалом ее любимой семьи. В результате этого развода Клавдю забрал отец, сестренку Лиду - верного клавдиного дружочка - оставили с матерью, а младшую Женечку, которая еще была совсем младенчиком вообще отдали бездетным теткам. При этом Клавдия некоторое время была лишена возможности видеть и бабушку с дедушкой, которых горячо любила. И несмотря на такие непростые испытания, девчушка не озлобилась, а смогла сохранить свое сердце и душу открытыми для добра и милосердия. В критический момент, когда девочка была на грани отчяния, судьба послала ей замечательного учителя. Он помог Клавдюше пройти через тяжкое испытание. Он вселил в нее надежду на счастливое будущее. Именно он подсказал ей дело всей ее будущей жизни - быть писателем. Все добрые семена, которые были с любовью были посеяны в ее сознание любимой няней и дорогим учителем, дали добрые и плодовитые всходы.
Училась Клавдия Владимировна в Мариинской гимназии. Там уже она занималась литературным творчеством и свои первые работы публиковала в гимназическом журнале "Звезда". Журнал был рукописным. В 12 лет девочка, с раннего детства приученная к труду, уже начала подрабатывать, давая частные уроки и занимаясь перепиской. По окончании гимназии в 19 лет выходит замуж за преподавателя физики Константина Францевича Лукашевич. В браке рождаются детишки. Будучи уже мамой Клавдия Владимировна решается опубликовать свое стихотворение, посвященное памяти императора Александра II. Вот как это вспоминала сотрудница издательства:"... 3 марта 1881 г. одна молоденькая застенчивая дамочка, по внешности совсем еще девочка 13—14 лет, пришла в редакцию журнала «Детское Чтение» и, переступив порог кабинета, с трепетом, конфузливо вручила в руки тогдашнему редактору «Детского Чтения» — известному педагогу Виктору Острогорскому — свое маленькое стихотворение, нет, более того — вручила ему свою дальнейшую судьбу... Она очень трусила, эта белокурая, розовенькая, наивно-застенчивая дамочка-ребенок, и ожидала редакторского ответа, как сурового приговора... Однако, её опасения оказались напрасны..." . Подписалась автор тогда "Гимназистка". С этого момента начинается литературный путь писательницы Лукашевич.
В1885 году мужа Клавдии Владимировны назначают инспектором Девичьего института Восточной Сибири. И вся семья, в которой уже есть три дочери (Елена - старшая, Зина - средняя и совсем малютка Лида - младшая), перебирается в Иркутск. Там семья Лукашевич живет очень счастливо несколько лет. Там рождается сынок Вячеслав. Там же Клавдия Владимировна начинает свою преподавательскую деятельность. И это тоже у нее получается очень успешно. При этом она не оставляет литературное творчество: В 1889 г. рассказ «Макар» получил премию петербургского Фребелевского общества.
Но приходит страшная беда - в одночасье умирает Константин Францевич (видимо, это конец 1889 года). Дочь Лена не смогла справиться с потерей горячо любимого отца. Девочка заболевает и после трех месяцев болезни умирает. Подробно эти события Клавдия Владимирова описывает в рассказе "Ясное солнышко".
Оставшись одна, мать семейства принимает решение вернуться в Санкт-Петербург. Это 1890 год. Там она поступает на службу в правление Юго-Восточной железной дороги, временно определив детей в малолетнее отделение Николаевского сиротского института.
Судьба сводит Клавдию Владимировну с издательством "Игрушечка", а они, в свою очередь, знакомят писательницу с издателем Сытиным Иваном Дмитриевичем - личностью очень незаурядною (рекомендую почитать статью о нем по ссылке). Благодаря этому сотрудничеству, произведения Лукашевич становятся доступными большому количеству читателей, в том числе и малоимущим. Тиражи большие и дешевые.
Как только финансовая ситуация позволяет, мать забирает детей из приюта. Семья воссоединяется. Дату этого события мне найти не удалось, к сожалению.
Клавдия Владимировна повторно выходит замуж. За надворного советника Константина Васильевича Хмызникова, управляющего петербургской конторой Алапаевских горных заводов. В этом браке в феврале 1896 года рождается сын Павел.
Интересный штрих: Лукашевич была крестной матерью Дмитрия Шостаковича. И впоследствии приняла живое участие в его судьбе. В частности, хлопотала о нем перед Луначарским. Благодаря ее заступничеству, Шостаковичу был выделен усиленный паек питания.
Подробнее об этом в лекции Ирины Гуськовой. Кроме этого, в лекции есть интересные факты о самой Клавдии Владимировне и ее потомках.
Клавдия Владимировна просто поражает масштабом своей личности и силой характера. Она все успевает. Она - многодетная мать, успешный литератор, педагог, жена и при этом еще и меценат. Известно, что она во время первой мировой на свои средства содержала палату для раненых, а также приют для детей воинов, ушедших на фронт.
К сожалению и второй супруг Лукашевич умирает. А за эти горем следует другое. В 1916 году мать теряет на войне сына.
Журнал ИСКРЫ №50, 25 декабря 1916 г., С. 399
"Смерть героя.
В Лесистых Карпатах погиб геройской смертью подпоручик Вячеслав Константинович Лукашевич (сын писательницы Клавдии Лукашевич). Покойный был артист и служил в Петрограде в Малом театре, затем много играл в провинции. Это была необыкновенно способная, богато одаренная натура. Он обладал красивым голосом, прекрасно рисовал и удачно выступал на литературном поприще, написав несколько красивых стихотворений, рассказов и сценарий для кинематографа. В 1915 г. В. К. оставил сцену и поступил в военное училище и, окончив его, отправился на фронт. 15-го ноября он вел роту в атаку. Вражеская пуля попала ему в горло и задела голову. В. К. только успел сказать два слова: «Известите мою...». Затем он потерял сознание и через несколько часов скончался... Покойному было 27 лет."
В 1917 году писательница уезжает на лечение в Геленджик.
После революций 17 года непросто всей стране. И Клавдия Владимировна не исключение. Тем не менее новая власть имела на писательницу некоторые виды. В 1921 году ее вызывает к себе в Петербург Луначарский и предлагает переписать ее произведения "в духе времени" . Клавдия Владимировна отвечает отказом. С 1923 ее книги под запретом. Их изымают из библиотек. За их хранение можно поплатиться свободой.
В 1927 году Клавдия Владимировна навсегда уезжает из Ленинграда в Ростов-на-Дону. Там прожила около пяти лет. Умерла и захоронена в феврале 1931 года. К сожалению, могила не сохранилась. На кладбище построили многоэтажные дома...
Удалось найти некоторые сведения о потомках Клавдии Владимировны.
Больше всего информации о младшем сыне - Павле Константиновиче Хмызникове. Он стал гидрографом. Серьезным исследователем и ученым. Его именем названы мыс и пролив. Но судьба его трагична. Павел Константинович в силу своей работы часто смотре в глаза смерти, но убило его "дело гидрографов", по которому он был осужден. Он не дожил до освобождения буквально несколько дней. Уже были подписаны документы о его освобождении... Его жена - Валентина Лесницкая - умерла в блокаду Ленинграда в 1942 году. Предположительно, у них было двое детей. Сестрой его жены была ЛЕСНИЦКАЯ ВЕРА ЛЕОНИДОВНА - замечательный врач-нейрохирург.
Доподлинно известно из воспоминаний детей Веры Леонидовны Лесницкой (о ней я упомянула выше) вот что: "Наш отец умер от голода зимой 1942 года в блокадном Ленинграде. В эти же блокадные дни мама взяла в нашу семью племянника Костю, мальчика одиннадцати лет. Его мать, мамина сестра Валентина Леонидовна Хмызникова, ученый-гидробиолог, погибла от голода в 1942 году, а отец — доктор географических наук, челюскинец Павел Константинович Хмызников, был репрессирован еще в 1937 году и погиб в 1943 году на строительстве Норильского никелевого комбината. Костина старшая сестра, семнадцатилетняя Лена Хмызникова, в дальнейшем осталась одна в блокадном городе, все еще надеясь получить весточку’ от отца на ленинградский адрес." Вследствие сильнейшего истощения Веру Леонидовну с дочерьми и Костей эвакуируют из Ленинграда. Сначала они оказываются в Череповце, а после в Вологде.
- Предположительно, сын Павла Константинович трудился в горном институте (ныне университете) Ленинграда. В горном институте Санкт Петербурга издавались книги, где автором значится Константин Павлович Хмызников. Это же имя содержится в 13 томе "Они пережили блокаду". Дата рождения 25.09.1930. Место проживания: Санкт-Петербург, Московский район. Кроме того, этим человеком запатентован ряд изобретений в области горнодобывающего оборудования. Весьма вероятно, что это тот самый мальчик Костя на фото.
Также доподлинно известно, что Елена Константиновна Хмызникова была награждена медалью "За оборону Ленинграда" в 1944 году. Трудилась она в институте Нейрохирургии лаборантом.
Фото документов с этого сайта.
Впоследствии Елена Павловна стала ассистентом кафедры Е.П. Шварцвальд. На сайте Питерского СЗГМУ им.Мечникова есть такие слова о Хмызниковой :
Студентка Е.П. Хмызникова всю блокаду работала лаборантом в госпитале. В своих воспоминаниях она рассказывала, как студенты в условиях блокадного города копали картошку, работали летом на торфоразработках, брали для починки белье из госпиталей, приводили в порядок здания мед. городка на Казачьей улице (сейчас улица Бехтерева), а уже после войны на месте свалки на берегу Невы создавали сквер у Финляндского вокзала и посадили аллею лип, ведущую от нашего университета к Пискаревскому проспекту.
Дочь Клавдии Владимировны Зинаида умерла от туберкулеза. От нее остался внук Алексей, с которым Клавдия Ивановна и жила у зятя в Ростове-на -Дону.
У погибшего Вячеслава были две дочери Ирина и Татьяна. Супругой Вячеслава была Елизавета Эше. Мать Елизаветы - урожденная княжна Хованская. Лиза окончила театральное училище имени Алексея Суворина. Выступала она под сценическим псевдонимом Валенская. Служила в Александринском театре. В 1910 году она вышла замуж за Вячеслава и ушла из театра. Когда началась война, окончила курсы медсестер и ухаживала за ранеными.
Ее дочь Ирина Вячеславовна (1911-1936) была известной балериной в Италии, она упоминается как прима-балерина Ла Скала в Милане, но подтверждения я не нашла. Также снималась в двух фильмах. Этому подтверждение есть. Ее имя стоит в перечне ролей в итальянской комедии 1933 года "un cattivo soggetto". Она исполняет роль Доры. Второй фильм не был закончен - Ирина погибла в автокатастрофе. О детях ничего неизвестно.
У Татьяны Вячеславовны родились две дочери Ирина и Елена. Они правнучки Клавдии Владимировны.
Субботич Ирина. Окончила университет в Белграде, докторскую диссертацию защитила в университете Любляны. Куратор Музея современного искусства (1965-1978), куратор, затем советник Национального музея в Белграде(1979-1995). Профессор истории современного искусства в Академии искусств в Нови-Саде (с 1996) и на архитектурном факультете университета в в Белграде (с 1997). Профессор эмерит.
Шантич Елена. С 9 летнего возраста она училась в балетной школе в Белгаде, одновременно окончила музыкальную школу, брала уроки у известных преподавателей балета во Франции, среди них великий Сергей Лифарь. Окончив балетную школу в 1962 через год была принята в ведущий оперный театр Югославии белградский Национальный театр. Начала с небольших ролей, со временем стала прима-балериной и многие годы танцевала в главных ролях. Её репертуар отличался широтой, включал классические и современном балеты. Вместе с Национальным театром с успехом выступала во многих городах мира в Париже, Копенгагене, Москве, Мадриде, Берлине, Будапеште и др. В начале 1970-х стажировалась в Московском хореографическом училище у знаменитой советской балерины Марины Семёновой, в 1984 училась модернисткому балету в США.
Одновременно руководила проектом введения в программу балетных школ Югославии современного балетного искусства, участвовала в создании Высшей школы балета. В 1986 окончила свою сценическую карьеру, выступив с "ошеломляющим успехом в главной роли в спектакле "Настасья Филипповна" по роману Достоевского. За эту роль была награждена Национальной театральной премией.
Уйдя со сцены, стала успешным хореографом для театра и кино, балетным критиком и историком балета, включая историю русского балета.
Информацию о правнучках нашла здесь.
Если Вы, уважаемый читатель, располагаете какими-то фактами, которые могут дополнить биографию Клавдии Владимировны, то пишите, пожалуйста. Думаю, о таких людях надо знать!