В середине XVI – XVII вв. главной ударной силой русской армии были стрелецкие полки. Их создание было вызвано острой необходимостью повысить боеспособность русского войска. Стрельцы оправдали возложенные на них надежды, но в последней четверти XVII века были втянуты в сложные политические процессы. Попытка выступить против царя-реформатора привела к катастрофе – "стрелецкому разорению".
Создание стрелецкого войска
В 40-х гг. XVI века начался новый этап борьбы за Казанское царство. Молодой Иван IV занялся усиленной подготовкой войска. Дипломат Франческо Тьеполло писал: "Нынешний герцог [Иван IV] превосходит всех своих предшественников как численностью войска, так и тем, что в мирное время [тщательно] обучает его… во многих местах… обучаются аркебузу [стрельбе из аркебузов] по германским правилам".
Уже в походе 1547 г. на Казань в составе московской рати упоминаются "огненные стрельцы". В 1550 г. Иван IV учредил в Москве шесть особых отрядов "выборных стрельцов", которым были выделены дворы в Воробьевской слободе. Они стали основой первых регулярных войск.
Стрельцы сыграли большую роль во взятии Казани (1552 г.). Когда осажденные сделали вылазку, "пешие стрельцы с ручницами… оттеснили бусурманов, как конных, так и пеших, и гнали их, убивая, даже до самых городских ворот" (свидетельство А. Курбского).
Стрельцы набирались из "вольных охочих людей" и должны были служить всю жизнь. Они делились на "статьи" (впоследствии "приказы") по пятьсот человек, которыми командовали дети боярские. "Приказы", в свою очередь, делились на сотни, полусотни и десятки.
Дети стрельцов естественным образом перенимали профессию отцов. Таким образом складывалось особое военное сословие. По свидетельству "Русского хронографа", Иван Грозный "…жалованье стрелцом велел давати по четыре рубли на год". Также им выдавалась одежда, порох, определенное количество муки и крупы.
К концу XVII века только в московских стрелецких полках несло службу более 20 тыс. человек. К этому числу нужно добавить членов их семей, отставных стрельцов, стрелецких вдов и сирот.
Более столетия стрельцы являлись главной ударной силой русской армии. Московские стрельцы, кроме того, несли полицейские функции.
Петр I и "стрелецкое разорение"
В последние годы царствования Федора Алексеевича стрельцы оказались в очень тяжелом положении. Полки понесли большие потери (около 20%) на войне с Турцией. Производился спешный набор новых стрельцов, в том числе из беглых холопов. Это привело к резкому падению дисциплины.
Положение усугубляли задержки с выплатой жалования и самоуправство стрелецких начальников, которые беззастенчиво грабили рядовых стрельцов.
"Обида" стрельцов выразилась в нескольких стрелецких бунтах. Первый произошел в 1682 г. Десятилетний Петр своими глазами видел разъяренную толпу стрельцов и их зверскую расправу над боярами.
Когда молодой Петр вместе с матерью жили в Преображенском, царевна Софья пыталась подбить стрельцов на их убийство. Будущего императора вовремя предупредили о заговоре. Петр был страшно напуган и нашел убежище в Троице-Сергиевом монастыре.
Во время противостояния с Софьей большинство стрельцов перешло на сторону Петра, но после его отъезда за границу в составе Великого посольства в полках вновь началось брожение. Царевна Софья начала плести новый заговор.
Очередной бунт был подавлен князем Ромодановским, но Петру пришлось прервать поездку и вернуться на родину. Его чаша терпения была переполнена. Следствие продолжалось несколько месяцев. Множество стрельцов было подвергнуто жестоким пыткам. Состоялись массовые казни.
В начале 1699 г. вышел указ Петра о ликвидации московских слобод семи стрелецких полков. Этим было положено начало "стрелецкому разорению". С июня 1698 по февраль 1700 г. было казнено 1354 стрельца, 626 отправлено в ссылку.
В августе 1700 г. в разных городах на службе оставалось еще 17 полков московских стрельцов. Постепенно они расформировывались и преобразовывались в солдатские полки.
Последние стрелецкие полки были расформированы в 1709–1713 гг. Итог этому процессу подвел А. А. Матвеев: "И тако… тот злой и богу противный род и чин их стрелецкий исчез".
В исторических исследованиях вплоть до сер. XIX века утвердилось понятие "разнузданного стрелецкого войска" – консервативного военного сословия, противостоящего прогрессивным реформам Петра I. Такой подход был явно односторонним. Стрельцы сыграли огромную роль в истории России, принимая участие во всех войнах, которые вела страна на протяжении полутораста лет.