Карла Яковетти исследует важность проработки персонажей и обсуждает этот вопрос с отмеченным наградами сценаристом Гленном Бенестом.
“Структура важна для истории, но вы действительно упускаете суть, если думаете, что структура - это единственная причина, по которой работает фильм. Большая влияние на историю всегда оказывает персонажи. Сердце фильма — это то, насколько глубоко вы (как автор) и зрители эмоционально соединяетесь с главным героем”. - Гленн М. Бенест
Психолог Карл Густав Юнг был известен исследованием архетипов в своей теории человеческой психологии. Слово "архетип" происходит от слова archein, что означает “оригинальный или старый”. Архетип так же можно понимать как “образец, модель или тип”, которому присуще копирование или повторение.
Юнг считал, что архетипы – это универсальные и мифические модели поведения, которые обитают в каждом из нас и представляют собой основные человеческие паттерны, применяемые в нашей жизни.
Архетипы изображались на протяжении тысячелетий через мифологию, религию, легенды и все формы искусства. Хотя существует большое разнообразие архетипов, из теории Юнга выделили двенадцать первичных, которые представляют основные человеческие желания. Большинство людей совмещают в себе несколько архетипов, которые строят их личность.
Для психолога архетипы помогают разгадать внутреннюю работу личности пациента, но для сценариста, архетипы являются основой для создания хорошо продуманных, правдоподобных персонажей. Автор должен хорошо разбираться в этих архетипах. Это важная часть творческого процесса, и её нельзя игнорировать. В человеческой личности много слоёв, и точно так же ваши персонажи должны в этом походить на реальных людей.
“Уолдо Солт, лауреат премии "Оскар", который написал "Полуночного ковбоя" и "Возвращение домой", был одним из самых влиятельных сценаристов. Солт считал, что суть фильма заключается в том, насколько глубоко вы связаны с главным героем”, - говорит Бенест.
У вас может быть красивая, хорошо построенная история, но она не будет успешнее, чем история, у которой есть персонаж за которого переживает зритель. Чем сложнее персонаж, тем сильнее зритель будет сопереживать ему психологически. Многогранные персонажи узнаваемы по тому, как они реагируют на конфликт и проявляются через действие. Благодаря этому, мы признаём эти вымышленные личности как настоящие.
Существует какая-то сумасшедшая связь между структурой истории и персонажами. У нас есть 90-110 минут, чтобы рассказать историю. Это не художественная литература. У нас нет 1440 страниц, чтобы нарисовать историю так, как это сделал Лев Толстой с "Войной и миром".
Сценарист - совсем другой тип автора. Есть такие элементы в структуре, которые имеют отношение к развитию сюжета, и всё же, если зритель не подключится к персонажу, это будет провал.
“Вы должны рассказать начало, середину и конец с персонажем, который проходит через множество изменений. И это непросто. Сценарий очень лаконичен; на самом деле он больше похож на поэзию, чем на любую другую форму письма. Он начинается с того, что автор устанавливает эмоциональную связь со своим персонажем, которая затем передаётся к зрителю. Когда эта связь не установлена, сценарий не имеет успеха”, - говорит Бенест.
Хорошо помнить, что крепкий персонаж - это часть структуры. Создание правдоподобного главного героя - это поиск персонажа, который поведёт за собой историю, а также захватит и удержит внимание зрителя. Когда аудитория не заботятся о главном герое, ваша история в беде.
"Помните Тони Сопрано из сериала на HBO, созданного Дэвидом Чейзом? Сопрано был корыстным, лживым, жестоким, самовлюбленным психопатом, что вполне соответствовало характеру босса мафии, но единственное, что делало его уникальным, - это его мальчишеские качества. Он был уязвим и заботился о том, что люди думают о нём. Он радовался всему, как маленький мальчик. Несмотря на то, что он был убийцей, он был правдоподобным, не таким как все, и мы влюбились в него. Он ушёл от стереотипа и стал отличной моделью для создания уникального персонажа”, - говорит Бенест.
Существуют разные подходы к созданию персонажей. Главный герой должен быть самым интересным и проработанных из всех остальных персонажей. Вам не нужно, чтобы другие персонажи были ярче героя, иначе это испортит вашу историю.
"Дело не в формуле, а в связи с персонажем. Вы должны позволить истории рассказать себя. Есть много фильмов, которые полностью нарушают эти так называемые правила. Если у писателя нет связи с персонажем, то и у зрителей тоже", - говорит Бенест.
Джерри Льюис прекрасно понимал создание персонажа. Несмотря на то, что Льюис был мастером жанра абсурда, всё его фильмы были ориентированы на персонажей.
Мы все можем научиться структуре. Блейк Снайдер был великолепен в обучении структуре, но настоящая магия заключается в способности привнести жизнь и реальность в персонажа, а это не то, чему легко научить.
Почему мы (зрители) подключаемся к такому персонажу, как Боб Уайли в фильме "А как же Боб?" Парень совсем чокнутый, но сложный и проработанный. Как мы каким-то образом сочувствуем парню, который ходит и вытирает всё салфеткой, прежде чем прикоснуться из-за боязни микробов? Почему мы связываемся с таким парнем, как Гарри из "Когда Гарри встретил Салли"? Гарри несносен, самоуверен, отвергнут и подавлен, но он честен. Например, его мнение о дружбе между мужчинами и женщинами искреннее, но по мере развития сюжета оно будет становиться для него проблематичным. Он считает, что в конечном счете мужчина и женщина не могут быть друзьями, потому что секс всегда будет мешать.
Как раз в тот момент, когда ему “кажется”, что с Салли (его новой лучшей подругой) всё идет хорошо, они занимаются сексом, и это разрушает их дружбу. На самом деле, Салли разочаруется в нём после того, как он объясняет ей, что секс был ошибкой. "Я не говорю, что это ничего не значит, я просто говорю, почему это должно означать что-либо?"
“Подумайте о фильмах, которые мы запоминаем? Обычно мы помним персонажа, а не сюжет”, - говорит Бенест. - Например, "Неспящие в Сиэтле" нарушают правило романтической комедии. Герой даже не начал встречаться с девушкой до конца фильма, хотя фильм был невероятно успешным. По иронии судьбы, "Свадебный переполох" был идеально структурирован, но он не захватил нас таким же образом.”
Несомненно, лучшие персонажи имеют психологическую связь. Автору не обязательно изучать психологию, но более глубокое понимание предмета поможет ему создать мастерскую арку персонажа. Они смогут показать правдивые эмоции путешествия, которые герой испытывает находясь на пути к трансформации, и это очень мощно. Именно этот процесс позволяет зрителю более сильно идентифицировать себя с главным героем, а идентификация имеет первостепенное значение.
В книге "Психология для сценаристов" доктор философии Уильям Индик рассказывает о силе идентификации. Он называет её “психологической силой” и показывает, как “иллюзия на экране переплетается с нашей собственной психологической жизнью".
"Идентификация - это бессознательный процесс, когда люди фактически становятся персонажами, с которыми они сопоставляют себя в фильме, и они испытывают через их опыт, те же самые психологические изменения и катарсис, что и персонажи на экране”, - говорит Индик.
“Если у вас есть отличный персонаж в фильме, и у него есть отличная арка персонажа, то аудитория будет эмоционально подключаться к ним, и это то, что делает отличный фильм”, - говорит Бенест.
В фильме "Артур", Артур из избалованного самовлюбленного плейбоя превращается в щедрого, добросердечного мужчину, который любит женщину. Персонаж сводит нас с ума, но мы каким-то образом подключаемся к нему. Артур - счастливый пьяница. Сколько счастливых пьяниц вы знаете? Однако, это комедия, поэтому вы отбрасываете недоверие и идёте с героем фильма.
Пока нам нравится Артур, мы хотим, чтобы он вырос. Бенест считает, что у Артура очень хорошая персонажная арка. "Именно Артур заставляет вас полюбить этот фильм, и именно Артура ты помнишь, а не сюжет или историю. Мы помним его уникальный характер", - говорит Бенест.
Писатель должен обладать определенной глубиной и осознанием того, как меняется и растёт персонаж, и жизненный опыт поможет в реализации этого процесса. "Никто не меняется добровольно. Вы должны иметь представление о паттернах поведения и о том, как люди борются за то, чтобы измениться", - говорит Бенест.
Начинающие писатели часто имеют проблемы со структурой и используют формулы для написания сценария. Бенест считает, что книга Снайдера "Спасите котика" способствует развитию шаблонного письма.
“Несомненно, у Снайдера было много замечательных вещей, чтобы сказать, но я сопротивляюсь, когда кто-то говорит мне, что что-то должно произойти на определенной странице”, - говорит Бенест. Снайдер, однако, обладал способностью описывать краткую структуру в очень общем виде, но её не следует рассматривать как формулу для написания сценария. Его следует использовать свободно и исходить от потребностей и желаний персонажа.
"Писатель не должен брать такую книгу, как "Спасите котика" и следовать за ней слово в слово. Это всё равно что пытаться дать людям формулу, а формулы не работают. Структура и сюжет должны развиваться сами по себе. Что делает отличный сюжет или сценарий, так это то, что вы время от времени нарушаете формулы и делаете что-то неожиданное. Когда вы следуете формуле, магия исчезает", - говорит Бенест.
Возможно, ключ к написанию правдоподобных персонажей больше связан с поиском баланса, потому что, как бы нам ни хотелось избавиться от структуры, мы это не можем. Сценарий, вероятно, является наиболее структурированной формой письма, в отличии поэзии. Одним из основных элементов структуры является крепкие персонажи. Нельзя отделить структуру от создания хорошего главного героя.
“Взгляните на структуру более органично с точки зрения персонажа. Где мы встречаем персонажа? Куда он двигается? Где заканчивает свой путь? Если вы посмотрите на написание таким образом, вы в конечном итоге получите историю, которая привлечет аудиторию, говорит Бенест. Этот вид письма гораздо сложнее, чем создание структуры, которая просто имеет начало, середину и конец. Для этого сценаристу необходимо иметь представление о людях и о том, как они меняются. Никто не меняется добровольно, потому что люди застревают в своих шаблонах поведения.
Как авторы, как мы можем изобразить эту эмоции "крови, пота и слёз" в персонаже, который можно увидеть на экране?
Каждая великая история о том, как персонаж переходит от А к Я. Например, как персонаж переходит от предательства к доверию. Эта прогрессия иллюстрирует дугу характера, которая обязательна для изменения.
"В фильме "Крамер против Крамера" главный герой из горе-отца превращается в замечательного родителя. В реальном мире это не может произойти за два часа – на это часто уходят годы. Как перейти от эгоистичного любовника к любящему и заботливому? Обычно на это тоже уходят годы, но в сценарии у нас нет такого времени. Однако мы должны показать это реалистично. В жизни мы всегда сталкиваемся с неудачами и ненавидим перемены. Мы делаем два шага вперед, а затем делаем шаг назад", - говорит Бенест.
“В книге "Искусство драматургии" Лайош Эгри писал о шагах, которые должен пройти персонаж. Эгри пишет: “Когда мы внимательно читаем плохую пьесу, нас поражает незнание автором своих персонажей; а когда мы внимательно читаем хорошую пьесу, нас поражает богатство информации, которую показывает писатель... Персонаж обладает способностью полностью меняться под воздействием внутренних и внешних стимулов. Как и любое другое органическое существо, он постоянно меняется.”
То, как сценарист отображает информацию о персонажах, невероятно важно. Частично способность раскрыть соответствующую информацию о персонажах исходит от автора, который знает и заботится о персонажах. “Персонаж создаёт сюжет, а не наоборот”, - пишет Эгри.
В сценарии мы хотим максимально сжать время. Срочность делает вещи более драматичными. Как из эгоиста превратиться в щедрого партнёра? В реальной жизни на это ушли бы годы. У нас нет этого времени в сценарии, но нам всё равно нужно показать эмоции, неудачи и путешествие, которое не является документальным прогрессом. Крайне важно, чтобы мы видели, как наши персонажи борются и растут, и для того, чтобы это произошло, нам нужно не только установить с ними связь на человеческом/психологическом уровне, но и сделать их сложными.
Сложность возникает при установлении мотива, цели или внутренней потребности в персонаже. Зрители должны видеть внутреннюю борьбу. “Когда автор способен установить связь с главным героем и передать его или её внутреннюю потребность или борьбу, зритель эмоционально соединится с персонажем”, - говорит Бенест.
Если это так называемое путешествие имеет решающее значение для изменения, и персонажная арка раскрывает статус персонажа по мере его развития на протяжении всей истории, то важность проработанного персонажа не может быть преуменьшена.
По мере того как персонаж приспосабливается к изменениям в своём мире и сталкивается с внутренней и внешней борьбой, сюжет движется вперёд к блестящему окончанию, и это не только отличительная черта для сильного сценария, но и основа для общей привлекательности вашего проекта.
Автор статьи: Carla Iacovetti
Автор перевода: Сергей Литвинов. Переведено в образовательных целях.
Наш сценарный курс
Мы также читаем сценарии, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Чтобы узнать цены и дополнительные услуги - напишите нам в директ любой из наших социальных сетей.
Так же читайте:
101 сюжетный поворот (твист), чтобы улучшить ваш сценарий
50 клише, которые следует избегать в сценариях
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.