Найти тему
Софи Эрн

Черты характера - результаты детских психологических травм?

Знаете, хотела бы с вами поговорить вот на какую тему. В Тик Токе наткнулась на один из их трендов, и он меня заинтересовал. Звучит он так:

"Какая черта твоего характера, оказалась психическим расстройством или результатом психологической травмы".

Примеры историй:

"Вечно пытаюсь всем помочь и всех спасти. Думала, что просто я добрая, а оказалось, что это пришло ко мне из раннего детства. В тяжелые моменты мне никто не помогал, и теперь, когда я вижу человека в такой же ситуации, в глубине чувствую его боль(на самом деле свою) и пытаюсь ему помочь (на самом деле себе из прошлого)."

"Всегда гордилась тем, что все делаю самостоятельно, ни на кого не перекладывая ответственность. Оказалось, это не так уж и хорошо. Ведь мне приходится от этого порой тяжко."

"У меня нет целей, нет желания расти. Я просто теку по течению. Я думала, это лень. Оказалось, что игнорирование родителями моих успехов в детстве привело к таким последствиям. Непосещение выступлений и мероприятий показало, что я даже им не нужна, и это мои достижения никому не нужны. Поэтому сейчас я ничего и не пытаюсь добиться."

А как много людей рассказывает о том, что они старались быть идеальными, учиться на пятерки, побеждать в конкурсах и прочее, ради того, чтобы привлечь к себе положительное внимание родителей, чтобы стать нужными, важными. А сейчас они выросли, и могут описать себя как: "Неуверенный, не амбициозный, закрытый, скромный, недоверчивый, самостоятельный".

Почему же события детства до сих пор влияют на нашу жизнь?

Детские травмы, несут не только эмоциональные последствия, но и изменения в структуре мозга. С самого раннего детства межличностные отношения играют ключевую роль в формировании и развитии головного мозга. Мозг адаптированный для выживания в угрожающей и непредсказуемой среде, не так хорошо работает в нормальном (безопасном) мире. Чем чаще, к примеру, ребенок становится свидетелем насилия (в том числе и к самому себе), тем больше у него образуется нейронных связей в областях, отвечающих за страх, тревогу и импульсивность. В это же время меньше нейронных связей образуется в областях, отвечающих за построение причинно-следственных связей, планирование и контроль поведения. Из-за стресса повышается нагрузка на лимбическую систему, как итог, плохая успеваемость, рассеянность. Абьюз, неглект, отсутствие внимания и заботы в детстве увеличивают риск развития ментальных расстройств в будущем.

В детстве мозг пластичен, поэтому надежная безопасная привязанность и поддерживающее отношение могут предотвратить или сгладить последствия негативного детского опыта, а также позитивно повлиять на способность к обучению, на поведение и здоровье. Поэтому да, характер в большинстве складывается из того, что происходит в нами в детстве, и его можно изменить, пройдя к примеру психологическую терапию, сняв слои накопившейся тяжести и "пыли".