Найти тему
transportrussia

Транспорт будущего: на чём поедем?

Автобусы и троллейбусы понемногу заменяются на электробусы. Автопилот тестируется на всех видах транспорта и лет через 7–10 станет обыденностью. А если заглянуть дальше, что мы увидим?

Самый нашумевший проект транспорта будущего — Hyperloop, придуманный Илоном Маском в 2013 году. Это герметичные капсулы, которые передвигаются по вакуумным трубам на скорости до 1300 км/ч. Основатель Теслы и других инновационных компаний просто обнародовал идею. Несколько компаний обозначили намерения реализовать проект «в железе». До реально действующей системы дело пока не дошло.

От Питера до Москвы за 20 минут. Фото naked-science.ru
От Питера до Москвы за 20 минут. Фото naked-science.ru

Скорость до 1300 км/ч — это быстрее, чем самолёт! Если Hyperloop всё же появится, он станет наиболее быстрым в мире способом передвижения. Только не воздушным, а подземным. На первых порах, разумеется, будет очень дорого и доступно немногим. Но если капсульные поезда получат развитие, имеют шансы стать по цене ровней самолётам. Однако пока это утопия.

Авиация тоже не остаётся в стороне от прогресса. Начнём с того, что традиционные самолёты можно перевести на новые виды «топлива». В конце 2009 года первый полёт совершил самолёт на солнечных батареях Solar Impulsе. Он одноместный, и это прототип, зато реально работающий: его создатели на нём действительно летали. Прошло больше десяти лет, и идея не сделала прорыва в отрасли. Рискованно: если машине на солнечных батареях не хватит энергии, она остановится. А самолёт?

Самолёт на солнечных батареях. Фото sun-shines.ru
Самолёт на солнечных батареях. Фото sun-shines.ru

Но вот другое предложение: перевести лайнеры с реактивных двигателей на электрические. Режим движения у самолёта равномерный, температура вокруг очень низкая, зато известная заранее. Можно просчитать необходимый запас и расход энергии, и полёт станет безопасен. Проблема на пути та же, что у электрокаров: аккумуляторы штуки тяжёлые, и у лайнеров серьёзно упадёт грузоподъёмность. С другой стороны, идея заинтересовала Airbus, Rolls-Royce, Siemens и других индустриальных гигантов. Прототипы разрабатываются, и через десяток-два лет, возможно, электрические самолёты, как сейчас электромобили перестанут быть чем-то из ряда вон выходящим.

Норвегия планирует перейти на электросамолёты к 2040 году, правда, только для полётов не дольше 1,5 часов. Фото recyclemag.ru
Норвегия планирует перейти на электросамолёты к 2040 году, правда, только для полётов не дольше 1,5 часов. Фото recyclemag.ru

Возможно, перестанет быть привилегией богачей сверхмалая авиация. Сейчас она больше ассоциируется с бизнес-джетами. В будущем летательные аппараты вместимостью до четырёх-пяти человек должны стать доступнее: появятся так называемые летающие автомобили. Самый простой вариант — машины с ДВС и складными крыльями. Однако такой путь уже кажется тупиковым в свете всеобщего помешательства на автопилоте и электричестве.

Вот пример из самых свежих: китайская компания EHang активно проводит тесты дрона модели 216 AAV. Последний цикл его тестов прошёл над столицей Поднебесной. Это очень загруженное воздушное пространство, и допуск в него экспериментального да ещё и самостоятельного «летуна» — уже большой успех. А EHang его вдобавок успешно прошёл. Разработчики тестируют аппарат в условиях высоких и низких температур, при тумане и сильном ветре. К настоящему моменту на счету дрона больше 10 000 пробных полётов над 42 городами, в том числе — с пассажирами. Беспилотник, правда, не слишком дальнобойный: у него 16 электро­моторов, но батарея всего на 17 кВт*ч и запас хода до 32 километров.

Испытания дрона. Фото rossaprimavera.ru
Испытания дрона. Фото rossaprimavera.ru

А вообще в мире развиваются несколько проектов. Компании Terrafugia представила разработку Transition. У неё бензиновый двигатель, но для полётов нужна лицензия пилота (в довесок к водительским правам) и полоса: функции вертикального взлёта-посадки у аппарата нет. Уже собирают предзаказы, обещая финальную стоимость около 400 000 долларов. А вот «лётомобиль» TF-X той же фирмы уже должен уметь обходиться без полосы. Он и выглядит гораздо изящнее. Но стоимость, как ожидается, будет сильно выше. Uber, занимающий лидирующие позиции в сфере такси на земле, хочет стать пионером и в деле такси воздушного. Сервис хотят запустить в 2023 году. У «Убера» есть прототип летающего такси S-A1 и площадки Hub под него.

Лётомобиль уже не такая и фантастика. Фото transportup.com
Лётомобиль уже не такая и фантастика. Фото transportup.com

Что касается традиционных машин, то они, как уже было сказано в начале, постепенно переходят на электричество и автопилот. Вяло, но последовательно развивается тема водородных топливных элементов. Они так и остаются дорогим эксклюзивом, однако некоторые автогиганты продолжают надеяться, что направление перспективное.

Ну а самое настоящее будущее — это не отдельные виды транспорта, а целые кварталы, посёлки и города, построенные по новым канонам. Они не будут использовать углеводороды, а транспорт с ДВС окажется в них под запретом. По таким населённым пунктам станут курсировать машины-капсулы на автопилоте, которые жители будут заказывать через мобильное приложение, указав начальный и конечный пункты. Умный компьютер, проанализировав весь массив заказов, сам составит оптимальный маршрут. такой вид общественного транспорта уже постепенно внедряется. Пока — на базе традиционных автомобилей. Но процесс пошёл, и, судя по всему, у него огромные перспективы.

***

Дроны, суперскоростные поезда, самолёты на солнечной энергии и электричестве — что-то из этого через пару десятков лет станет нам привычным. Но что именно?