Автобусы и троллейбусы понемногу заменяются на электробусы. Автопилот тестируется на всех видах транспорта и лет через 7–10 станет обыденностью. А если заглянуть дальше, что мы увидим?
Самый нашумевший проект транспорта будущего — Hyperloop, придуманный Илоном Маском в 2013 году. Это герметичные капсулы, которые передвигаются по вакуумным трубам на скорости до 1300 км/ч. Основатель Теслы и других инновационных компаний просто обнародовал идею. Несколько компаний обозначили намерения реализовать проект «в железе». До реально действующей системы дело пока не дошло.
Скорость до 1300 км/ч — это быстрее, чем самолёт! Если Hyperloop всё же появится, он станет наиболее быстрым в мире способом передвижения. Только не воздушным, а подземным. На первых порах, разумеется, будет очень дорого и доступно немногим. Но если капсульные поезда получат развитие, имеют шансы стать по цене ровней самолётам. Однако пока это утопия.
Авиация тоже не остаётся в стороне от прогресса. Начнём с того, что традиционные самолёты можно перевести на новые виды «топлива». В конце 2009 года первый полёт совершил самолёт на солнечных батареях Solar Impulsе. Он одноместный, и это прототип, зато реально работающий: его создатели на нём действительно летали. Прошло больше десяти лет, и идея не сделала прорыва в отрасли. Рискованно: если машине на солнечных батареях не хватит энергии, она остановится. А самолёт?
Но вот другое предложение: перевести лайнеры с реактивных двигателей на электрические. Режим движения у самолёта равномерный, температура вокруг очень низкая, зато известная заранее. Можно просчитать необходимый запас и расход энергии, и полёт станет безопасен. Проблема на пути та же, что у электрокаров: аккумуляторы штуки тяжёлые, и у лайнеров серьёзно упадёт грузоподъёмность. С другой стороны, идея заинтересовала Airbus, Rolls-Royce, Siemens и других индустриальных гигантов. Прототипы разрабатываются, и через десяток-два лет, возможно, электрические самолёты, как сейчас электромобили перестанут быть чем-то из ряда вон выходящим.
Возможно, перестанет быть привилегией богачей сверхмалая авиация. Сейчас она больше ассоциируется с бизнес-джетами. В будущем летательные аппараты вместимостью до четырёх-пяти человек должны стать доступнее: появятся так называемые летающие автомобили. Самый простой вариант — машины с ДВС и складными крыльями. Однако такой путь уже кажется тупиковым в свете всеобщего помешательства на автопилоте и электричестве.
Вот пример из самых свежих: китайская компания EHang активно проводит тесты дрона модели 216 AAV. Последний цикл его тестов прошёл над столицей Поднебесной. Это очень загруженное воздушное пространство, и допуск в него экспериментального да ещё и самостоятельного «летуна» — уже большой успех. А EHang его вдобавок успешно прошёл. Разработчики тестируют аппарат в условиях высоких и низких температур, при тумане и сильном ветре. К настоящему моменту на счету дрона больше 10 000 пробных полётов над 42 городами, в том числе — с пассажирами. Беспилотник, правда, не слишком дальнобойный: у него 16 электромоторов, но батарея всего на 17 кВт*ч и запас хода до 32 километров.
А вообще в мире развиваются несколько проектов. Компании Terrafugia представила разработку Transition. У неё бензиновый двигатель, но для полётов нужна лицензия пилота (в довесок к водительским правам) и полоса: функции вертикального взлёта-посадки у аппарата нет. Уже собирают предзаказы, обещая финальную стоимость около 400 000 долларов. А вот «лётомобиль» TF-X той же фирмы уже должен уметь обходиться без полосы. Он и выглядит гораздо изящнее. Но стоимость, как ожидается, будет сильно выше. Uber, занимающий лидирующие позиции в сфере такси на земле, хочет стать пионером и в деле такси воздушного. Сервис хотят запустить в 2023 году. У «Убера» есть прототип летающего такси S-A1 и площадки Hub под него.
Что касается традиционных машин, то они, как уже было сказано в начале, постепенно переходят на электричество и автопилот. Вяло, но последовательно развивается тема водородных топливных элементов. Они так и остаются дорогим эксклюзивом, однако некоторые автогиганты продолжают надеяться, что направление перспективное.
Ну а самое настоящее будущее — это не отдельные виды транспорта, а целые кварталы, посёлки и города, построенные по новым канонам. Они не будут использовать углеводороды, а транспорт с ДВС окажется в них под запретом. По таким населённым пунктам станут курсировать машины-капсулы на автопилоте, которые жители будут заказывать через мобильное приложение, указав начальный и конечный пункты. Умный компьютер, проанализировав весь массив заказов, сам составит оптимальный маршрут. такой вид общественного транспорта уже постепенно внедряется. Пока — на базе традиционных автомобилей. Но процесс пошёл, и, судя по всему, у него огромные перспективы.
***
Дроны, суперскоростные поезда, самолёты на солнечной энергии и электричестве — что-то из этого через пару десятков лет станет нам привычным. Но что именно?