В этом году 8 марта совпадает с началом масленичной недели. И это двойной повод поговорить о женщине, Великой Матери, в ее архаичном, первозданном смысле.
Масленица – празднество с очень глубокими, древними корнями. Наши предки связывали его с проводом зимы и встречей весны. Празднование приходилось на день весеннего равноденствия и знаменовало обновление жизни, рождение нового урожая. В языческом понимании масленица олицетворяла культ плодородия. Земле издревле приписывалось именно женское, материнское начало, ее ласково называли матушкой.
Основная и биологически исключительная функция женщины несет ровно такой же священный, живородящий смысл.
Блин символизирует солнце, но именно эта форма также является жизнеутверждающей и для младенца, впечатываясь в бессознательном как символ материнской груди – дающей, кормящей, выхаживающей.
Масленичный ритуал представлял собой сакральный обряд, где в роли творческой силы, Великой Матери, выступала сама природа.
С психоаналитической точки зрения роль матери в формировании психики и личности в целом играет такую же огромную, безусловно ключевую и неоспоримо главную роль, приравняясь почти к метафизическим величинам.
Именно от того, как женщина примет в этот мир младенца, насколько хватит ее творческой силы и жизненной (психической) энергии, и будет зависеть то, каким он вырастет и что понесет в мир дальше. Самые ранние отношения матери и ребенка обуславливают весь вектор его дальнейшего развития.
Женщина, дающая жизнь, рождает не только новую биологическую единицу, но и формирует целую психосоциальную систему, которая впоследствии сможет дуплицировать и приумножать свои доминанты не только на генном уровне, но и на уровне психического, ментального функционирования. Это очень важно осознавать. Мы часто, будучи в своем большинстве адептами материализма, недооцениваем те процессы и их влияние, которые происходят в психическом аппарате человека. Нам свойственно приписывать сбои и неприятные симптомы случайностям и внешним обстоятельствам. Но львиная их часть формируется именно на стадии раннего развития, на первом году жизни младенца. Этот период еще называют диадическим (от слова «диада», греч. dyas, dyados «два») или симбиотическим – по созависимому характеру взаимодействия ребенка и матери.
Пациенты, чьи психотравмы уходят корнями именно в тот, самый ранний период жизни - являются самыми сложными в терапии, но одновременно и самыми удивительными, интересными.
Пара пациента и терапевта бессознательно разыгрывает ранние отношения матери и младенца, почти мистически соприкасаясь с переживаниями первого года жизни, и вместе перепроживают первые, самые сильные тревоги. Это фантастический опыт взаимодействия – очень тонкий, спутанный, сенсорный, буквально тактильный - ведь в первый год жизни ребенку еще не доступна речь, и он коммуницирует с матерью через тело.
Мать-аналитик и младенец-пациент, работая совместно в терапевтическом альянсе, способны выявить и скорректировать многие ранние травмирующие переживания и буквально возродить пациента в новом качестве.
Живородящая сила женщины доступна человескому сознанию в любом периоде жизни. Природа заложила возможность бесконечной цикличности и таким образом способность к перепроживанию и возрождению чувств и жизни в целом. Даже если что-то пошло не так в ранних отношениях с матерью (а таких случаев большинство), в доступе всегда есть возможность скорректировать это в терапии.
Я пою оду женщине-матери, которая своей природной, архаической силой, запускает экзистенциальные процессы на всех уровнях – от микробиологических, эмбриональных, до духовно-культурологических, обрядовых, способных определить и развернуть ход самой истории. Станет ли это история вашей – зависит только от вас.