/по материалам Александра Крупенкова/
Часть XIII
Продолжаем обзор книги «Пройдёмся по старому Белгороду» (2006 г.) известного нашего историка и краеведа, научного сотрудника Пушкинской библиотеки-музея, председателя Пушкинского клуба А.Н. Крупенкова (1951-2013) об исчезнувшем и исчезающем Белгороде, или Бел Городе, так называют его в XVI , XVII и XVIII веках.
Мы уже прошли с А. Крупенковым по главным улицам старого Белгорода с востока на запад, теперь пройдём по улицам, пересекающим город с юга на север.
Князя Трубецкого улица
получила это своё название в 2004 году, историческое имя её – Введенская, по названию церкви, находившейся на углу Корочанской (Гражданской) и Введенской улиц, сейчас на фундаменте этой церкви стоит двухэтажный дом постройки 50-х годов с салоном красоты «Андромеда». В 1923 году Введенская получила имя советского дипломата В.В.Воровского, а в 2004 году – имя Белгородского губернатора Ю.Ю.Трубецкого, сподвижника Петра I .
Введенский храм был построен на средства прихожан в 1777 году, состоял из южной (зимней) части и северной (летней), соединённых аркой, в которой в одной из ниш помещалась статуя Спасителя в багрянце и терновом венке. В 1939 году храм был закрыт, а разрушен, видимо, в годы войны.
Здание церковно-приходской школы рядом с храмом сохранилась до наших дней, харьковские специалисты под руководством профессора, доктора архитектуры А.А.Тица, обследовавшие старинные здания Белгорода, охарактеризовали его как «редкий типологический представитель учебных заведений конца XIX – начала XX века, построенный в формах провинциального классицизма с некоторыми чертами эклектики».
В советское время здание использовалось как жилой дом, его довели до аварийного состояния и в начале 1990-х годов горисполком принимает решение о его сносе. Но поднявшееся в это время движение общественности за сохранение памятников истории и архитектуры заставило городские власти отступить. Вскоре к руководству в городе пришли другие люди, и после реставрации «аварийный» дом украсил собою Белгород, в нём разместилась миграционная служба. Других памятников истории и культуры на протяжении всей улицы не сохранилось.
Костел
В конце улицы Введенской (по адресу Воровского, 92,) на углу Введенской и Выгонной (в Саввино) был бывший польский католический костел, построенный в 1907 году, после чего Выгонную переименовали в Костельную. В 1932 году Костельная стала улицей Карла Маркса, в немецкую оккупацию - Николайштрассе.
Вопрос о строительстве костела был поднят проживавшим в Белгороде поляком Б.А.Прокоповичем и гласным Городской думы М.М.Чепулевичем, в апреле 1904 года Городская дума приняла решение отвести «городское усадебное место 400 кв. сажен для устройства на нём молитвенного дома или комплички жителями Белгорода римско-католического вероисповедания безвозмездно».
После революции костел закрыли, в 1930-х годах в нём размещался мебельный магазин, в войну здание костела было сильно повреждено и долго не восстанавливалось, только в мае 1954 году здание восстановили и в нём открыли продовольственный магазин, потом здесь размещались разные конторы и Белгородский районный суд. В начале 1990-х годов городские власти хотели снести здание как «аварийное», но вмешалось областное управление культуры и передало его Белгородской и Старооскольской епархии. После реставрации в 2004 году в бывшем костеле открылся Детский духовно-просветительский центр во имя святителя Иоасафа Белгородского.
А.Малышева-Березуцкая оставила воспоминания о Белгороде 1920-х годов: «Весной здесь стремительно неслись ручьи, по которым дети пускали бумажные кораблики, а зимой катались на санках прямо по проезжей части нашей улицы Воровского. Устраивали целые поезда из санок, и те мчались с самого верха – от теперь уже доброй памяти костела до улицы Ленина. Изредка проезжали телеги и сани, появление автомобиля было явлением исключительным, лошади при виде подобных «чудовищ» шарахались».
Чумичева улица
до 1923 года носила историческое имя Магистратской, в советское время получила имя Л.Б.Красина, в 2004 году стала Чумичева, в честь купца-мецената Н.И.Чумичева, много сделавшего в своё время для Белгорода. На Чумичева сохранилось два старинных жилых двухэтажных дома, один из которых ныне занимает Белгородская таможня, и одноэтажный дом с левой стороны ниже углового дома купца Мачурина.
Смоленская площадь
Перед Смоленским собором была небольшая площадь, которая до 1923 года называлась Смоленской, так как примыкала к собору, а потом до 1957 года называлась Будённовской, потому что с севера к ней примыкала улица Будённого (потом Фрунзе, Славы). (На бывшей Смоленской/Будённовской площади построили потом среднюю школу № 3, ныне снесённую, в школьном дворе которой сегодня стоит отель «Континенталь». – В.К.)
В юго-западном углу площади, где сейчас находится трёхэтажная пристройка к строительному колледжу, в XIX веке был пожарный двор с каланчой. До пожарного двора, на плане города 1785 года на этом месте обозначен монетный двор. По сведениям зав. отделом нумизматики Эрмитажа И.Г.Спасского, монетный двор в Белгороде был открыт в 1762 году для перечеканки российских медных монет. (До 1779 года Бел Город был губернским городом, поэтому получил право на свой «монетный двор». – В.К).
В 1889 году пожарная команда состояла из 20 пожарных, одного слесаря и двух ночных объездчиков. Обоз пожарной команды включал 22 лошади, имел пожарные принадлежности: 6 пожарных труб, 9 выкидных рукавов, 8 всасывающих рукавов, 6 бочек на колёсах, 5 лестниц. В 1923 году пожарная команда состояла из 21 человека при 11 лошадях, кроме того была добровольная пожарная дружина из 50 человек и 6 заводских пожарных дружин. В 1920-е годы на Смоленской площади располагался также ломбард. По одной из версий, в 1919 году на пожарном дворе был расстрелян епископ Белгородский Никодим (Кононов).
В 1920-е годы коммунальный отдел уисполкома сообщает в своём отчёте: «Пожарное дело по техническому оборудованию далеко не соответствует действительной необходимости. Инвентарь изношен, испорчен от времени и требует большого ремонта. Лошади не в достаточном количестве и находятся не в достаточно здравом теле за неимением достаточного количества корма. Постройки в ветхом состоянии, каланча качается при сильном ветре и требует обновления».
В 1940 году на Будённовской площади к началу учебного года была построена средняя школа № 10 (потом школа № 3). В оккупацию гитлеровцы называли площадь Петерплац, а в школе в декабре 1942 года открыли городскую библиотеку с читальным залом, ежедневно работала выставка «Прекрасная Германия», в вечернее время на выставке демонстрировались фильмы, но посетителей было немного. После освобождения в 1948 году на площади Будённого устраивается сквер, огороженной металлической решёткой.
До нашего времени сохранились два одноэтажных дома, выходивших когда-то на Смоленскую площадь, и один двухэтажный жилой дом, выходивший торцом на площадь, а фасадом на Магистратскую улицу. Ближайший к Смоленскому собору одноэтажный кирпичный дом был домом его священника, в довоенные годы в нём работала городская центральная библиотека; в 1955 году библиотека стала областной и переехала в дом купца Мухина по улице Будённого (Фрунзе), а в освободившемся здании разместилась областная заочная школа, потом областная фильмотека управления образования области.
Земская управа
Напротив Смоленской площади в двухэтажном каменном здании до революции располагалась Земская управа, в уездных съездах и в заседаниях которой принимали участие видные деятели земского движения того времени В.Ф.Доррер, Я.Н. и М.Я. Говорухо-Отроки, Н.А.Ребиндер, В.А.Борщов, Г.Е.Муханов, Д.А.Волконский и другие.
В Земской управе находились также канцелярия уездного предводителя дворянства, уездный съезд и опека, камера члена окружного суда и земского начальника, зал сессии окружного суда и различных комиссий, земский с\х склад. В октябре 1903 года в Земской управе была установлена первая в Белгороде телефонная станция шведской фирмы «Эрикссон», в августе 1912 года здесь начал работать междугородный переговорный пункт Белгород – Курск – Москва.
В 1918 году земство в России было упразднено, в бывшей Земской управе разместились советские органы власти, в январе 1919 года здесь по инициативе уездного комитета ВКП(б) прошло организационное собрание Коммунистического Союза молодёжи Белгорода, была образована первая в городе комсомольская организация. В 1919 году в бывшей Земской управе находится Белгородский революционный комитет, секция искусств при культурно-просветительском отделе ревкома. В 1920 годы здесь размещается Уездное земельное управление (УЗУ), потом до самого начала войны - Белгородский райисполком, финансовый отдел и городская библиотека.
В августе 1941 года в бывшей Земской управе был развёрнут госпиталь № 2729, вскоре ему предоставили ещё два здания, напротив - в школе № 10 (№ 3) и в бывшей гостинице «Европейской» по улице Будённого (Фрунзе, Славы). Начмед М.В.Юрченко оставил воспоминания: «Уже в первую декаду августа стали поступать раненые, особенно запомнились Кореньков родом из Сибири и Штрамвассер из Одессы, оба умерли от газовой гангрены. В день их поступления фашисты сбросили первую бомбу на Белгород». 18 сентября 1941 года белгородский госпиталь выехал в Кемерово, в 1944 году он находился в составе Ленинградского фронта, потом был передислоцирован на Дальневосточный фронт.
5 августа 1943 года освобождавшие Белгород бойцы 89-й гвардейской дивизии водрузили на крыше бывшей Земской управы Красное знамя. В сентябре 1943 года она передаётся под больницу на 325 коек, в связи с тем, что горбольница (у стадиона) была сильно повреждена. После восстановления горбольницы сюда возвращается райисполком, потом здесь размещались Белгородский горком КПСС и горисполком, а после образования Белгородской области в 1954 году – облисполком.
В 1955 году зданию надстроен третий этаж, в начале 1960-х годов в нём размещается Белгородский совнархоз, потом – Белгородский обком ВЛКСМ, теперь здесь Федеральный суд Западного округа Белгорода.
Кварталом выше по нечётной стороне улицы в жилом двухэтажном доме – городской усадьбе мещанки Евдокии Николаевны Курбатовой в начале прошлого ХХ века были гостиные номера. Дом хорошо сохранился до наших дней, и есть надежда, что его сносить не будут.
В доме купца Бочкарёва по Магистратской в 1918 году располагалась редакция литературной газеты «К солнцу», в 1920-х годах уже на улице Красина, 28 была редакция газеты «Трудовой день», предшественницы «Белгородской правды», в 1923 году на улице работает кустарный кожевенный завод некоего Чернова.
Екатерининские казармы
В северной части улицы Магистратской/ Красина/ Чумичева в советское время, между Народной и Литвинова, находилась засекреченная воинская часть, стенами её служили высокие кирпичные казармы без окон, с улицы Красина имелись массивные железные ворота и маленькая калитка на КПП. По старинному красному кирпичу больших размеров и внешнему виду наружной стены, напоминавшей Гостиные ряды на Старомосковской улице (Попова), было видно, что построена воинская часть в старые времена на Магистратской, её забытое название – Екатерининские казармы. Екатерина II проездом через Белгород останавливалась на ночлег рядом с этими казармами в доме на углу, который тоже потом отдали под казармы.
Когда были построены казармы – точно неизвестно, какие воинские части их занимали – тоже неизвестно, возможно, это были казармы 2-й драгунской дивизии, квартировавшей в Белгороде в первой половине XIX века, командиром которой был в 1832-37 годах опальный генерал-майор, декабрист Павел Христофорович Граббе.
Другое мнение – это воинские казармы 35-го драгунского Белгородского полка, с манежем, крытым камышом, а при нём конюшней, учебной «залой» и двумя каменными флигелями. На старинной открытке женской гимназии начала ХХ века была запечатлен и фрагмент этих казарм.
Секретным отношением в декабре 1909 года начальник гарнизона Белгорода сообщает Городской управе, что по распоряжению штаба округа в Белгороде будут расквартированы 10-й мортирный артиллерийский и 10-й мортирный парковый дивизионы, далее выясняется, что расквартируют только артиллерийский дивизион вместо выбывающих из Белгорода двух батарей 31-й артиллерийской бригады. Начальник гарнизона требовал от властей Белгорода больше помещений и места, а именно: штабные помещения с гауптвахтой, обозный сарай на 50 повозок, конюшни на 100 лошадей и жильё на 134 человека. Городская управа предложила на выбор бывшие Струковские и Екатерининские казармы, выбор пал на последние.
В сентябре 1910 года специальная комиссия осмотрела Екатерининские казармы и подписала акт о приёмке. После многочисленных согласований между военными и городской властью 10-й мортирный дивизион въехал в Екатерининские казармы, после чего они стали называться «мортирными». Дивизион состоял из двух батарей, командир дивизиона – полковник П.П.Сагатовский, 1-й батареи – подполковник В.И.Абазу, 2-й – подполковник Г.И.Исаков.
После революции «мортирные» казармы в 1923 году занимают подразделения 16-го Тульского стрелкового полка: конный взвод, кузница, оружейная мастерская и квартиры командного состава. Производится большой объём ремонтных работ: починена крыша, остеклены оконные рамы, отремонтировано отопление, электрическое освещение, исправлен водопровод, приведены в порядок кузница, конюшня, фуражный и амуничный сараи.
После Великой Отечественной войны в «мортирных» казармах расположилась танковая часть. В 1958 году горисполком ходатайствовал о выводе «из центра города по улице Красина автобронетанковой ремонтной базы Воронежского военного округа», поскольку «прибывающие на ремонт бронемашины на гусеничном ходу разрушают асфальтовое покрытие по улицам города». Ремонтная база осталась в Белгороде, но с конца 1950-х годов бронемашины на гусеничном ходу уже не появляются на улицах города.
Сносили «мортирные» казармы около 1980 года, с трудом: старая кладка была очень прочной. На освободившейся площадке построили в 1982 году новый Дом быта (по ул. Народной). В северной её части разбили сквер с клумбами, спустя около 20 лет на месте сквера появились здание «Соцбанка» и Центр православной книги.
Ильинская улица
была короткой, она шла от реки Везеницы/Везелицы мимо женского монастыря, в 1926 году была переименована в улицу Декабристов, в 1960 году стала Театральным проездом. До революции на Ильинской 8, чуть выше речки, была дешёвая гостиница Рождество-Богородицкого монастыря из семи номеров, стоимость номера составляла от 80 копеек до 1 рубля 20 копеек.
При советской власти гостиница сдаётся в аренду, поэтому сохранилось её описание: «Дом двухэтажный в полной исправности и при нём другой дом двухэтажный, требующий капитального ремонта». В 1923 году в этой гостинице повесился долго и безуспешно разыскиваемый милицией известный в городе бандит Николай Морозов-Поленов. От гостиных номеров до площади шла западная стена женского монастыря.
(Продолжение следует)
Виктор Каменев
О9.03.2021