Чего только не встретишь на досках объявлений. В настоящее время можно купить в личное пользование даже то, что при своем первоначальном производстве выпускалось под грифом "секретно". Причем это может быть и какая-то маленькая вещ, а может быть огромная машина. Вот именно про такую огромную "находку" я и хочу сегодня рассказать.
Машины строительного назначения всегда вызывали и вызывают у меня неподдельный интерес. Копаясь на днях на сайтах по продаже различного рода техники я наткнулся на очень интересное объявление, которое просто не смог оставить без внимания, не смотря даже на то, что качество фотографий оставляет желать лучшего.
В поле моего внимания попало объявление в котором на продажу выставили автокран. Но автокран этот не простой, а прямо сказать уникальный. Объявление о его продаже содержится в единственном экземпляре на всех сайтах объявлений.
Называется этот гигант КС-5574. Автокран с трехзвенной телескопической стрелой грузоподъемностью 40 тонн и вылетом 32 метра. И если характеристики стрелы не то чтобы уникальные, то вот шасси, на котором установка смонтирована представляет гораздо больший интерес.
Все дело в том, что крановая установка смонтирована на шасси не больше не меньше, а ракетовоза! Да да, того самого ракетовоза родом из СССР, гордо названного "Ураганом". И это название машина получила не просто так. Машина могла с легкостью передвигаться как по трассам, так и по бездорожью, со скоростью до 70 километров в час, потребляя при этом топливо в количестве 1 литр на один километр. Но кого это останавливало?:)
В СССР многие машины, если не сказать большая их часть, имели двойное назначение. Многие гражданские машины в случае военного конфликта легко переоборудовались под военные цели. Но часто случалось и так, что машины сугубо военного предназначения небольшими партиями по той или иной причине вставали на службу в гражданских целях. Так можно сказать и про этот автокран.
Изначально МАЗ-7310 и подобные ему гиганты производились сугубо для военных целей под грифом "секретно". Эти машины предназначались для перевозки тяжелых ракет в различных дорожных условиях, начиная от шоссе и заканчивая сложным бездорожьем. Постепенно машины стали выпускать и для гражданского сектора не большими партиями.
Из-за своей громоздкости и сложности в обслуживании подобные машины не прижились в народном хозяйстве. Но все-таки редкие экземпляры, как и тот, который мне попался в объявлении, работают.
Но если бортовые грузовики и лесовозы на базе ракетовозов производились сразу под народное хозяйство, то вот автокраны имели двойное назначение. Изначально они старились для погрузочно-разгрузочных работ на военных складах и в бою. Но отсутствие подобных машин в гражданском секторе привело к тому, что краны стали использовать и в народном хозяйстве.
Модификаций советских кранов на базе ракетовозов немного. Конкретно тот, который сейчас продается имеет максимальные грузо-высотные характеристики из себе подобных. Выпущена машина была в 1986 году и ее модификация является последней в этом классе. После распада СССР производство кранов на базе ракетовозов прекратилось.
Что касается применения в народном хозяйстве, то в настоящее время эти машины не рентабельны. Огромный расход топлива уже ставит под вопрос целесообразность покупки этой машины для рабочих целей. А габаритная ширина чуть более тех метров окончательно оставляет этот автокран за гранью рабочего существования.
По моему мнению этой машине место в музее. Просит за нее собственник 850 тысяч рублей. И это совсем мало, по сравнению с современными кранами с подобными грузо-высотными характеристиками. Вот только в объявлении не указанно, есть ли у этой техники гражданские документы.