Поговорили с представителями предпринимательского сообщества трех регионов – интересовались двумя главными вопросами. Как пережили пандемию? И - чему научил этот опыт? Делимся полученными знаниями с читателями «Мир Упаковки».
Владивосток
Sicilian pizzeria & bottega
Наша компания занимается ресторанным бизнесом - Владивостоку хорошо известен проект Sicilian pizzeria & bottega . Кроме того, у нас есть магазин продуктов от сицилийских производителей – например, работаем по прямым контрактам с фабриками Alberto Poiatti (мука, паста, томаты), Ortoledda (овощная консервация) и семейным производством оливкового масла Frantoio Ruta.
Как повлияла пандемия? Ну, останавливать бизнес не пришлось; у пиццерии есть возможность работать на доставку. А вообще могу сказать так. Если не ограничиваться доставкой, если есть залы для приема гостей – в принципе, для выравнивания ситуации просто нужна спокойная, безопасная обстановка в стране.
Zazacafe
Мы – общественное питание. Автокафе Zazacafe , рестораны Brothers bar & grill и Central Cafe , первая в стране крабетерия «Oh, my Crab », Meduza Sushi – все это проекты нашей компании. Конечно, пандемия сказалась. Заведения с залами пришлось закрыть – по каким-то проектам деятельность остановили полностью, другие переориентировали на доставку еды. В то же время, выросли изначально заточенные под доставку проекты (которые «торговля без зала»). Собственно, за счет увеличения выручки работающих проектов – сформировали финансовую подушку для поддержки закрытых проектов, выплатили 100% зарплат, оплатили долги поставщикам и так далее.
Откровенно говоря, кризис – очень хорошее время; отдавали работе над собой гораздо больше времени, чем в режиме текучки. Поработали над оптимизацией всех процессов (многие давно того требовали). Пересмотрели меню закрытых заведений. Провели необходимый ремонт. Пересмотрели состав команды – с кем-то пришлось попрощаться, но благодаря кризису удалось и подобрать ценные кадры.
Южно-Сахалинск
Chop-Chop
В апреле барбершоп Chop-Chop остановился. На месяц. Наши клиенты обрастали. Наши клиенты искали подпольные парикмахерские. А мы просто ждали, когда разрешат работать. Юристам, бухгалтерам и прочим, способным работать удаленно – повезло, что тут сказать. На удаленке людям виски не сделать, да? Мы просто смотрели обучающие видео и вебинары. Чтобы хотя бы не тратить время зря.
«Чердак»
У нас умный бизнес – буквально. Интеллект-бар «Чердак», место для мероприятий и лаунж-бар; тут проводятся интеллектуальные игры, тренинги, мастер-классы, кружки и так далее. Около 60% мероприятий Южно-Сахалинска сосредоточены на этой площадке.
Когда пришлось остановиться на 3 месяца… ну, если бы арендодатель не пошел навстречу, мы бы закрылись. Клиенты очень расстроились, наш Instagram просто переполнился жалобами, сожалениями, пожеланиями, словами поддержки.
Удалось воспользоваться тремя программами, которые предлагало правительство. Снизили расходы. Ввели интеллектуальные игры онлайн – на онлайн-квизы собиралось по 200-300 человек постоянных клиентов.
Любую деятельность нужно разделять и со своей аудиторией. Всегда держите с ней контакт. Мы сохранили связь с клиентами - и когда все вновь запустилось, их стало только больше. Я считаю, мы пережили ситуацию успешно. О, есть еще вот такой лайфхак - мы заранее дали объявления о поиске сотрудников. Это дало нам базу людей, которые готовы выйти на новую работу в любой момент.
Хабаровск
«Березка-Маркет»
До, во время, после пандемии – работаем в обычном режиме. В первый месяц наблюдался спад визитов в торговые залы и одновременно рост доставки – сейчас все стабилизировалось.
Для комфорта и безопасности наших покупателей мы увеличили скорость обслуживания, сделали разметку социальной дистанции в торговых залах «Березка-Маркет», поместили все антисептические средства в свободный и бесплатный доступ, бесплатно выдавали одноразовые маски. Антисептические средства и «медицинские» маски можно было и купить - по самой низкой цене в городе.
Скажу, что рынок меняется всегда – независимо от пандемий. Так что главное – идти в ногу со временем и делать то, о чем просят клиенты. Сейчас многие остались без заработка, потеряли часть доходов – для них наступает эпоха «Экономить». Мы это учитываем.
Ремарк'а
Наш холдинг продает книги для взрослых и детей, собирает коробочки Редмибокс, проводит литературные вечера, организовывает лекции по литературе, истории и искусству. Еще мы привозим писателей в Хабаровск для выступлений и знакомства с читателями.
Многие наши проекты заморозились, публичные мероприятия с гостями буквально накрылись медным тазом – был шок, «Ремарка» целый месяц приходила в себя. Но быстро сделали интернет-магазин и наладили онлайн-продажи. С обычным режимом не сравнить, но помогло. Подали заявку на госсубсидию, чтобы платить аренду и зарплаты. Постепенно ситуация улучшилась.
Тем не менее, пришлось отказаться от амбициозных планов – в этом году мы не закроем кредиты, не откроев новые большие магазины, не начнем продавать франшизы. Перенесли на октябрь (пока что) концерт Александра Цыпкина и Ингеборги Дапкунайте. Наши потрясающие клиенты поддерживали нас максимально – все репостили новость об открытии интернет-магазина, покупали книги из дома по 5-6 раз, радовались открытию пункта выдачи…
ISTOK
Сейчас всем стало ясно – нужно работать честно и вбелую. Например, все субсидии выдавались только согласно официально трудоустроенным сотрудникам – а у нас каждая книжная фея трудоустроена, мы получили полную субсидию. Думаю, стоит воспринимать кризис как возможность. Не опускать руки, меняться, адаптироваться. Учитывая прогнозы новых болезней, быть готовым к онлайну. Научиться быстро принимать решения, продолжать любить свое дело – и, конечно же, никогда не сдаваться.
Занимаемся обучением коучингу – по России и в Китае; проводим корпоративные программы для руководителей крупнейших компаний и организаций (от Сбербанка до Leroy Merlin); делаем открытые мероприятия для обучения руководителей из различных областей.
Корпоративный сегмент немного просел, рассчитываем нагнать осенью – заявки уже поступают. От массовых мероприятий отказались – пока перенесли на сентябрь, но посмотрим по ситуации. Перевели часть деятельности в онлайн-форматы, получилось хорошо. Руководству пришлось напрячься, чтобы подтянуть филиалы.
Нащупали несколько ценных идей, делимся. Если в вашем бизнесе нет регулярного менеджмента по всем отделам - стоит ввести. Ритмы рынка меняются, регулярные планерки и личные встречи с сотрудниками необходимы. Так, у нас по вторникам теперь День директора; посвящаем его планированию. И… знаете, не носите вы все яйца в одной корзине. Подумайте о разных направлениях бизнеса.
#бизнес
#пандемия
#дальний восток
#Владивосток
#южно-сахалинск
#хабаровск
#оптимизация