Найти в Дзене
Тайны нашего мира

Мориц Бенёвский – король авантюристов или Жизнь, достойная сериалов

Глядя на экран за похождениями графа Калиостро, не раз ловил себя на мысли о том, как инертны и предсказуемы все киношники, что наши, что зарубежные. Вокруг нас множество невероятных историй, просто напрашивающихся на экранизации, а они продолжают штамповать фильмы про одних и тех же персонажей из стандартной обоймы: Юлий Цезарь, Нерон, Клеопатра, Иван Грозный, Наполеон, Казанова и т.д. Бывают и интересные исключения, например, серия фильмов про Анжелику или Джека Воробья. Но оба этих персонажа – вымышленные. А что бы вы сказали про человека, который прожил не менее захватывающую жизнь, чем они, но при этом оказался бы реальной исторической личностью?

Именно таким человеком был граф Мориц Бенёвский, живший в 18 веке в Речи Посполитой, но волею судеб оказавшийся в России в ссылке, и сумевший сбежать оттуда при невероятных обстоятельствах.

Мориц Бенёвский
Мориц Бенёвский

Родился Мориц в 1746 г. в Словакии и уже в 16-летнем возрасте проступил на военную службу в австрийскую армию. Ему даже довелось принять участие в Семилетней войне, которую он закончил в чине гусарского капитана. Его образ жизни в то время напоминал оный нашего поручика Ржевского )).

Отец, недовольный разгульной жизнью своего отпрыска, лишил его наследства. Но… гусары так просто не сдаются! Мориц сколотил ватагу в духе другого нашего персонажа – Дубровского, и, после смерти отца, нагрянул в родное поместье. Там он от души надавал по ушам мужьям своих сестер, прибравшим поместье к рукам, и с позором выгнал их из родного имения. Родственники, оправившись от позора, бросились с жалобой к австрийской императрице. Бенёвский был изгнан из родительского имения и попал под суд.

Не дожидаясь ареста, он бежал в Речь Посполитую, где осел и даже женился. Но... спокойная семейная жизнь была не по нутру нашему авантюристу. Он присоединился к польской шляхте, которая затеяла восстание против тогдашнего польского короля, ставленника Екатерины II Станислава Августа Понятовского. При подавлении восстания русскими войсками, Бенёвский попадает в плен, оказывается в Казани, откуда бежит в Санкт-Петербург, где пытается на голландском корабле покинуть пределы России. Увы, отсутствие денег сгубило его планы. Голландский капитан «в долг» не поверил и выдал беглеца властям.

Восстание польской шляхты
Восстание польской шляхты

Во второй раз, Бенёвского, как злостного рецидивиста, склонного к побегам, отправили уже не в Казань, а на Камчатку. «Оттуда, чай, не сбежит!» - решили в комиссии графа Панина и, как оказалось, недооценили способностей нашего героя. Все долгие 8 месяцев по дороге на Камчатку Бенёвский обдумывал план побега. Ясно было, что в одиночку такое сложное мероприятие не провернуть. И Бенёвский начал вербовать сторонников.

Такой предстала Камчатка перед нашим ссыльным
Такой предстала Камчатка перед нашим ссыльным

Местному обществу Мориц представился как личный посол наследника престола Павла Петровича к императору Священной Римской империи (СРИ), схваченный по дороге агентами Екатерины II . Ссыльные ему поверили и вскоре вокруг Бенёвского образовалась инициативная группа. Мориц убеждает их, что «для спасения России» ему необходимо добраться до Европы и вручить личное письмо от Павла Петровича в руки императора СРИ. Таким нехитрым приемом Бенёвскому удалось подбить на восстание большую часть населения Большерецкого острога. Самое смешное, комендант гарнизона капитан Нилов был в курсе планов заговорщиков, но из-за беспробудного пьянства проспал начало восстания.

План Большерецкого острога (реконструкция)
План Большерецкого острога (реконструкция)

27 апреля 1771 г. Большерецк был взят в руки заговорщиков и Бенёвский провозглашен «командиром Камчатки». Он принял у всех повстанцев присягу на верность царевичу Павлу Петровичу и его представителю, то есть себе )). Затем, по просьбе восставших, было составлено «Открытое письмо в Сенат», где говорилось о том, что наследник Павел Петрович был незаконно лишен престола и что Екатерина должна уступить ему трон. Говорилось также и о «гнете самодержавия», о несправедливом распределении материальных благ, о воровстве и казнокрадстве среди фаворитов императрицы. Не забыли указать и о засилье чиновников и бюрократов, мешающих свободному развитию торговли и ремесел. В общем, штука получилась мощная, посильнее «Фауста» Гёте…

То-то обрадовалась матушка Екатерина, получив такое послание. Генерал-прокурор лично наложил резолюцию: «Сей пакет хранить в Тайной экспедиции и без докладу её величеству никому не распечатывать. Князь А. Вяземской ».

Ну, а наши революционеры на борту галиота «Святой Петр» 12 мая 1771 г. покинули Камчатку. Сделав остановку возле одного из Курильских островов, галиот в начале июля достиг берегов Японии.

Здесь Бенёвского и его команду поджидала первая неудача. Япония, закрытая в то время для иностранцев, не пустила их на берег, хотя и снабдила небольшим запасом риса и водой. Пришлось плыть дальше, к Формозе (ныне Тайвань). На Формозе случилась вторая неприятность. Местные жители напали на экипаж, высадившийся на берег, 3-х человек убили и нескольких ранили. Пришлось срочно уносить ноги. Но на этом неприятности не закончились. Корабль попал в сильный шторм и уцелел буквально чудом. Лишь 23 сентября 1771 г. галиот «Святой Петр» смог бросить якорь в португальской колонии Макао.

Макао в 18 веке
Макао в 18 веке

Бенёвский успешно провел переговоры с португальским губернатором, представившись польским подданным, совершающим научную экспедицию, и даже показал фальшивый орден, которым он якобы награжден. Губернатор поверил и оказал «отважному путешественнику» необходимое гостеприимство. Однако, пребывание в жарком и влажном климате Макао оказалось тяжелым испытанием для северян, и за короткое время в команде умерло 15 человек, включая штурмана. Тем временем, Бенёвский продал потрепанный штормом «Святой Петр» и на вырученные деньги зафрахтовал 2 французских корабля, на которых благополучно доплыл до Маврикия, бывшего тогда французской колонией. Лишь там Мориц смог, наконец, вздохнуть свободно. Плохие отношения между Россией и Францией были надежной гарантией того, что его с командой не выдадут русскому правительству.

В беседе с губернатором Маврикия Бенёвский узнает, что неподалеку есть большой остров Мадагаскар, который до сих пор никем не колонизирован. И тот, кто сумеет восполнить этот пробел, станет властелином огромного острова с несметными богатствами. Эти слова западают ему в душу. Во Францию Мориц едет уже с вполне конкретной целью. 7 июля 1772 года камчатские беглецы, наконец, достигают французских берегов. Из 70 человек, отправившихся в плавание с Бенёвским, на берег сошли лишь 40.

Во Франции Мориц и его рассказы о невероятном бегстве из «дикой Сибири» обретают бешеную популярность, а сам Бенёвский становится звездой парижских салонов. Не удивительно, что вскоре его принимают на французскую службу и поручают возглавить экспедицию на Мадагаскар. Вместе с ним покорять остров отправились и 11 человек русских, не пожелавших возвращаться в Россию.

Команда Бенёвского прибыла на Мадагаскар
Команда Бенёвского прибыла на Мадагаскар

В феврале 1774 г. Бенёвский высадился на Мадагаскаре с небольшой командой из 21 офицера и 237 моряков. Было понятно, что покорить туземцев такими силами невозможно. Но Бенёвский избрал умную тактику. Он собрал всех старейшин острова и объявил им о том, что он прибыл с миром и будет защищать местное население от пиратов и других проходимцев, покупать у них товары по справедливым ценам и продавать взамен диковинные вещи из Европы.

Вдохновленные таким редким к себе подходом, старейшины избрали Бенёвского «верховным властелином», то есть королем Мадагаскара. Новоиспеченный король начинает строить свою столицу – город Луисбург. При этом туземцев не обращали в рабство, а нанимали на работу и платили за труд. При таком отношении, колония быстро начала развиваться. Всё больше кораблей предпочитало останавливаться там, а не на соседних островах. Это вызвало лютую зависть соседних колоний, и на Бенёвского полетели в Париж тучи доносов и кляуз. В результате финансирование колонии почти полностью прекратилось.

Бенёвский вернулся в Париж. Вопреки ожиданию, Людовик XVI пожаловал ему титул графа, звание бригадного генерала и орден Св. Людовика. Но сам проект освоения Мадагаскара решили положить под сукно. Однако, сидеть без дела нашему авантюристу было скучно. Он колесит по Европе, принимает участие в войне Австрии с Пруссией за баварское наследство, затем вообще покидает Европу и едет поддержать США в борьбе за независимость. И везде, всем политикам и монархам предлагает принять участие в колонизации Мадагаскара. Наконец, ему удается сколотить англо-американский консорциум и в октябре 1785 г. Бенёвский снова отправляется на Мадагаскар.

Возвращение на Мадагаскар
Возвращение на Мадагаскар

Ему удаётся убедить туземцев изгнать остатки французов с острова и он с энтузиазмом берется за строительство новой столицы – Мавритании. Но, как говорят на Руси, не всё коту масленица. Оскорбленные французы готовят карательную экспедицию и через полгода высаживаются на острове. Во время штурма новой столицы погиб лишь один человек. Этим человеком был граф, бригадный генерал и король Мадагаскара Мориц Бенёвский.