Вот уже практически век, на территории великих равнин, между Тигром и Евфратом- кутии правят в землях Шумеро-аккадского царства. Их немного, но они контролируют север месопотамии, где до основания разрушен Аккад, а в других городах восседают их правители. Только юг остался не покрыт влиянием горцев. Но южные шумерские города платят дань захватчикам и продолжают править своими землями, на “вассальных” правах.
Одним из таких городов был шумерский Урук. В этом городе правил энси, который словно Древний Саргон, неведомыми тропами, пробил себе дорогу из простого люда в правители. По отрывочным историческим данным он был обычным вялильщиком рыбы, но стал правителем с большими амбициями. Звали его, энси Утухенгаль.
Шёл 2109 год до н.э.: власть кутиев слабела, а смерть кутийского царя Сиума и “коронация” царя Тиригана- стала возможностью для нанесения решающего удара.
Более двух веков шумеры не могут пробиться к власти в месопотамии. Эти мысли не покидали голову энси Урука. Он вышел к людям древнего города и сказал про кутиев: «жалящий змей гор, насильник против богов, унесший лугальство Шумера в горы, наполнивший Шумер враждой, отнимавший супругу у супруга, отнимавший дитя у родителей, возбуждавший вражду и распрю в Стране».
И народ встретил его слова с воодушевлением и требованиями отмщения. Вот что пишут его современники «он обрадовал граждан Урука; город его, как один человек, встал за ним».
После восстания в Уруке, ещё несколько шумерских городов встали с колен. Армия во главе с Утухенгалем пошла войной на ненавистных кутиев и после серии побед, правитель кутиев Тирикан попал в плен. Его вели в шатер шумерского владыки в кандалах и обессиленного. Вот, как пишут в древних текстах: «Утухенгаль сел в кресло; Тирикан лежал у его ног. Он поставил свою ногу на его шею, и независимость Шумера он восстановил собственными руками».
Вскоре шумерский царь осуществил несколько походов по освобождению других городов двуречья. И самое главное г. Ниппур- город бога Энлиля, вновь стал шумерским, а древний Урук снова столицей шумерского государства. Но V династия Урука правила всего 7 лет. Утухенгаль, при очень странных обстоятельствах утонет при осмотре строящейся плотины.
Шумерский ренессанс
И власть в возрождающейся стране, без насилия, переходит к городу Ура, где его III династия начинает новый период развития Шумерского и Аккадского царств. Правителя города зовут Ур-Намму, он поспешит присвоить себе громкие титулы: “ Царь Ура”, Царь Шумера и Аккада”, “Повелитель четырех сторон света”. Конечно в период его правления он запомнится военными успехами: взятие непокорного Лагаша(этот город подозревали в симпатиях к кутиям), также были покорены несколько городов на побережье средиземного моря, но главное Ур-Намму- строитель.
Именно он начинает короткий, но самый блистательный период в истории древней Месопотамии. Ур-Намму и его наследники не только восстановили Аккадскую империю в ее прежних границах, но и подарили стране столетие относительного благополучия, мира и процветания, что помогло возрождению и прогрессу во всех сферах экономики, искусства и литературы Двуречья.
После установления своей власти над всей Месопотамской равниной, энергичный правитель Ур-намму, с неуемной страстью принимается за восстановлению законности в стране, делами хозяйства и администрирования, налаживанию вопросов, касающихся религии. Судя по записанным на клинописных табличках текстах: “Ур-Намму освободил страну от воров, разбойников и мятежников”, он создал самый древнии свод законов из известных человечеству. Также молодой правитель направил свой взор на дела земледельцев и ремесленников, восстановил и создал новые коммуникации между городами, принимал участие в создании новых каналов, поражающих своими размерами и масштабами. После векового пребывания кутиев на землях Аккада и Шумера были восстановлены: экономические связи с Маганом(Оманом); улучшены укрепления основных центров и городов междуречья, для защиты от последующих нападении; не обошел царь вниманием строительство новых святилищ и храмов, а также реставрацию старых. С временем его правления связаны с зиккуратами, которые он воздвиг в Уре, Ниппуре, Эреду, Уруке и в других значимых городах Месопотамии. Эти постройки до сих пор поражают и впечатляют, как великолепные архитектурные памятники, той эпохи.
Восстановительными работами занимались и энси других городов, таким был и правитель Лагаша, современник Ур-Намму- Гудеа. Входе прошлых рассказов, мы уже упоминали печальную участь этого древнего города. Тогда царь Уммы- Лугальзагесси разрушил город Лагаш до основания. Но прошло время и новый правитель Лагаша Гудеа смог восстановить город и все его 15 храмов, но особое внимание он уделил храму Нингирсу- бога-покровителя города. Именно благодаря таким правителям, как Ур-Намму и Гудеа мы сегодня можем воочию наблюдать и удивляться гению шумеро-аккадской цивилизации.
Но вернемся к III династии Ура-властителям месопотамии и авторам шумерского ренессанса. После 18 лет правления Ур-Намму- основатель династии, погибнет в очередной схватке с врагами на восточных границах страны. К власти приходит “сильный молодой человек” - Шульги, сын Ур-Намма, править он будет практически полвека. И поначалу он будет заниматься созиданием: продолжая дела своего отца по строительству святынь, хозяйственному обустройству страны, реформированием календарей и экономикой. Но вторую половину своего правления он будет погружен в военный конфликт на север от реки Диялы в горах Курдистана. В тоже время в остальных окраинах своего царства, он будет вести искусную дипломатическую политику: выдаст своих прекрасных дочерей за правителей восточных приграничных городов( Бархаше и Аншана), обеспечив их лояльность, а в покоренной столице Элама- Сузах, воздвигнет храмы главных богов Элама.
Следующим правителем станет сын Шульги- Амар-Зуэн. Править он будет, куда меньше отца- 9 лет. Как и отец он будет строить храмы и воевать. Во время правления Шульги и Амар-Зуэна государство достигнет размеров Аккадского царства. Им удастся установить по всей стране хорошую административную систему и жесткую вертикаль власти, с центром принятия решении в столице- городе Уре.
Положение города-столицы Ура обязывало его царей постоянно заботиться о безопасности сухопутных коммуникаций. Вдоль главных дорог были построены крепости с сильными гарнизонами и специальные пункты, где царские курьеры получали провизию и ночлег. Политическая власть и экономические рычаги полностью сосредоточены в руках правителей Ура, что, конечно же, способствовало установление тотального государственного контроля над всеми округами и городами, возрождающейся месопотамской державы. Шумерам полностью подчинены все регионы: от берегов средиземного(Великого океана) моря до восточных гор иранского плато, от Ливана(Библа) до Ирана(Сузы). Всё это способствовало налаживанию размеренной и спокойной жизни, в которой практически нет ни междоусобных войн, ни дворцовых интриг. Все эти условия стали фундаментов “золотого века” развития шумеро-аккадской цивилизации, влияние которых на все державы передней Азии достигает наибольших вершин. Наверняка, соседним государсвтом, взирающим на успехи новой шумерской династии, казалось, что перед ними колос, твердо стоящий на земле..
Враг внутри и снаружи
Политическая власть и экономические рычаги полностью сосредоточены в руках правителей Ура, что, конечно же, способствовало установление тотального государственного контроля над всеми округами и городами, возрождающейся месопотамской державы. Шумерам полностью подчинены все регионы: от берегов средиземного(Великого океана) моря до восточных гор иранского плато, от Ливана(Библа) до Ирана(Сузы). Всё это способствовало налаживанию размеренной и спокойной жизни, в которой практически нет ни междоусобных войн, ни дворцовых интриг. Все эти условия стали фундаментов “золотого века” развития шумеро-аккадской цивилизации, влияние которых на все державы передней Азии достигает наибольших вершин. Наверняка, соседним государсвтом, взирающим на успехи новой шумерской династии, казалось, что перед ними колос, твердо стоящий на земле..
Скоро мысли шумерских “пограничников” начнут мучать нового правителя шумер, брата Амар-Зуэна- царя Шу-Сина. Он воздвигнет высокую стену, защищающую государство от аморейских номадов на западных рубежах. Протяженность стены достигнет неслыханных для того времени 200 километров. Шу-Син построит крепость Марту, которая также должна была защищать государство от племен из глубин Сирийских пустынь.
Но повелитель Шу-Сина, хоть и чувствовал, но не понимал, что враги уже внутри его государства: амореи под видом пастухов и торговце проникали в шумерские и аккадские города; на улицах уже никто не говорил на шумерском- основным языком общения давно стал аккадский и другие наречия семитских языков. Но самые страшные испытания выпадут на долю следующего монарха- Ибби-Сина, который точно поймет всю глубину трагедии, ждущий шумер.
Гибель шумера..
Шёл 2028 год на престоле восседает сын Шу-Сина- Ибби-Син. Не успел он начать правление, как государство в его руках начало рассыпаться на мелкие кусочки. Первыми предателями стали восточные города Эшнунна и Сузы, они объявляют себя независимыми и разрывают всякие отношения с Уром.
Ибби-Сина выдвинулся в распоясавшийся Элам, который никогда не отличался лояльностью. Новый царь увяз в битве с эламитами, которая шла с переменным успехом.
К несчастью правитель и не подозревал, что самое опасное происходит за его спиной: аморей переправлялись через Тигр, минуя стены и крепости, вместе со своими стадами, попадали на территорию цветущей месопотамии. Номады бежали от голодной смерти в пустынях Сирии, при этом обрекая на голод всё Шумерско-Аккадское царство. Их стада паслись на ячменных полях; не имея хоть какой нибудь крупной армии они совершали набеги и грабежи на деревни, сельхозугодия, пригороды. Разбойники перекрывали дороги и грабили проходящие по ним грузы- голод начался уже в крупных городах Двуречья. Вскоре обезумевшие от голода шумеры сами становяться мародерами и преступниками, грабящими страну хлеще пришлых варваров. И опять хаос и анархия правят на территории древнего Шумера.
Когда же Ибби-Сина отвоевав у Элама Сузы и пленив эламского царя Энпилуххана, вернулся на родину, он увидел, что: Лагаш и Умма объявили о независимости; пал священный Ниппур; в Ларсе амореи основали собственную династию царей; а в родном Уре назревал голод и волнения среди населения. Половина путей снабжения города были блокированы амореями, оставались только западные города и провинции не затронутые вторжениями кочевников. Когда Ибби-Сина затребовал у них помощи в поставках продовольствия, правители западных провинции, почувствовав слабость династии отвечают отказом и провозглашают себя царями в своих городах.
В 2003 году до н.э. Элам, почувствовав “запах крови”, собирает армию для похода на Ур. Во главе армии становится новый эламский царь Хутран-Темпи. Амореи пропускают эламскую армию через подконтрольную им территорию, расчищая ей путь к столице шумер. Государство за последние 6 лет правления последнего царя из III династии Ура, уменьшилось до самого города и его окрестностей. Царь Ибби-Сина из последних сил хватался за надежду отстоять государство, предпринимая попытки заключить союз с амореями, но все его старания обернулись прахом.
Вскоре эламиты подошли уже вплотную к стенам Ура, «подобным желтой горе». К тому же город с трех сторон окружала вода (русло Евфрата и канал). Но и это не помогло. После короткой осады Ур был захвачен, ограблен и сожжен. Несчастный Ибби-Син последний
император шумеров попал в плен, был увезен в Иран, где и умер.
Через несколько месяцев эламиты покинут безжизненный город Ура и его окрестности, оставив после себя руины древних построек.
Отрывок плача от имени богине Нингалу по гибели Ура:
“Вола моего из хлева не гонят пастись — его погонщик ушел,
Барана моего из хлева не гонят пастись — его пастырь ушел.
В каналах моего города воистину набрался песок,
Воистину они обращены в жилище лисиц,
Не текут в них проточные воды — заботившийся о них ушел,
На полях моего города нет ячменя — надзиратель ушел.
... Мое добро тот, кто пришел снизу, вниз внес за рекой (мое добро, - говорю я)
Мое добро пришедший сверху, вверх внес за рекой (мое добро, - говорю я)
Мое серебро и камни разобраны (мое добро, - говорю я)
Мои сокровища разорены (мое добро, - говорю я)
Моим серебром, кто не знал серебра, то наполнил руки
Моими камнями, кто не знал камни, то украсил шею…”
После всего произошедшего, Шумер уже никогда не восстановится, его народ растворится в ордах пришельцев, а язык оканчательно исчезнет, оставив нам загадочные клинописные таблички. Эта цивилизация исчезнет также быстро, как и появилась. Но фундамент, построенный шумеро-аккадским периодом месопотамии- станет основой для расцвета первых тысячелетних империи, слава о которых не померкнет в веках... Но это совсем другая история...
Исаев К.
Спасибо, что дочитали! Комментируйте, подписывайтесь, ставьте нравится!