Найти в Дзене
Smapse News: Образование и наука

Тоже Европа: как учат в голландских вузах

Оглавление

Когда говорят о Европейском образовании, часто подразумевают Францию или Англию в качестве страны обучения. Однако голландское образование не уступает странам-соседям и даже является более выгодным для иностранных студентов.

Афоризм о пастухе

Многим известен педагогический афоризм о том, что пастух может привести стадо к водопою, но не может заставить его пить воду, если оно того не желает. В России этот афоризм выглядит несколько идеалистически, поскольку при будто бы самостоятельном обучении, учителя и деканат рады припугнуть вызовом родителей в школу или отчислением из института.

А вот в Голландии этот афоризм полноценно воплощен в процессе высшего образования. Студентов обучают тому, как искать и находить информацию, работать с ней, понимать и изучать, не заучивая. Но для того, чтобы понять, почему в Голландии студентов не приходится заставлять учиться, необходимо разобраться в культурных и методологических особенностях голландского подхода к преподаванию.

Три типа высших учебных заведений

Если в России в каждом университете найдутся как научные, так и прикладные, практические кафедры. В Голландии для этого разработано сразу три типа высших учебных заведений: научно-исследовательские институты, университеты прикладных наук и институты международного образования. Первый тип университетов готовит исследователей и дают возможность глубоко исследовать интересующую тему, её теоретическое основание. Университеты практических наук же помогают освоить практическое приложение знаний в рамках конкретной профессии.

Нельзя сказать при этом, что где-то знаний «недодают». Все три вида университетов объединяет то, что образование рассматривается как субъективный процесс. Студент должен не встроиться в уже существующую научную систему и школу, а создать собственную. И чем раньше студент понимает, что ему нужно не ждать пока «дадут», а нужно брать знания самостоятельно, тем проще и эффективнее продвигается его работа.

Принципы образования: командная работа

Основным принципом голландского образования является интерактивность и работа в команде. Процесс образования рассматривается как своего рода личностный рост каждого студента, а большая часть занятий предусматривает не только зачеты и самостоятельные работы, но и групповые занятия по анализу и решению конкретных задач. Студентам из России, привыкшим работать в режиме «каждый сам за себя», бывает непросто перестроиться. Но и трудовая деятельность в Голландии построена на командном взаимодействии, поэтому этот навык становится буквально жизненно необходимым. Голландская педагогика провозглашает командную работу как базу для самообучения и самодисциплины.

Принципы образования: фокус на задачах

Голландское образование построено не только на новаторских подходах к обучению. Здесь было изобретено несколько педагогических подходов, уже ставших традиционными во всем мире. Например, обучение на основе разборов конкретных кейсов было разработано именно в Голландии. Впервые он был применен в Университете прикладных наук Стенден более пятидесяти лет назад. Работа по этому методу ведется в небольших командах, где студентам предлагается задача, взятая из реальной жизни, а также набор «инструментов» для поиска решения. Студентам необходимо выработать стратегию и найти способы, методы и новые подходы для решения кейса. Студентам предстоит самостоятельно решить, какая информация им нужна и где её получить.

Принципы образования: интернациональная атмосфера

Это практически принцип высшего образования в Голландии, поскольку доля иностранных студентов составляет до 50% от обучающихся. Такое разнообразие позволяет быстро адаптироваться к интернациональной атмосфере международных компаний. Так уж исторически сложилось, что голландцы, торгующие по всему миру, владеют множеством иностранных языков. Практически всё население Голландии свободно владеет английским, что делает эту страну еще более привлекательной для иностранных студентов.

Кроме того, голландская система образования фокусируется на субъективном образе студента, его личных способностях и интересах. Самостоятельность, осознанность и уважение – именно из этих параметров складывается методы и подходы в обучении, где студент становится и субъектом и объектом учебного процесса.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал! Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также:

Парадокс неожиданной казни: что это такое?

Для российских студентов цена протеста может быть высока

4 лучших страны для потенциального эмигранта: все от поиска работы до друзей-иностранцев