Найти тему
Smapse News: Образование и наука

Северное сияние: секреты успеха школьных реформ в Финляндии

Оглавление

Сегодня граждане Финляндии – одни из самых образованных граждан в мире. В чем секрет «финского образовательного чуда»? Разберемся в статье.

Финляндия – страна северного сияния

Сама по себе Финляндия представляет собой небольшую североевропейскую страну, в которой едва найдется 5 миллионов человек. Тем не менее, с недавних пор, именно эта страна стала демонстрировать устойчивые достижения учащихся в международных исследованиях. Если учесть, что в Финляндии самая низкая в мире степень неравенства достижений, а кроме того, равно благоприятные показатели экономической конкурентоспособности и корпоративной прозрачности, а также общего благосостояния, то вывод напрашивается только один. Финляндия смогла найти новый путь к достижению педагогических и экономических целей, не похожий на англо-американские траектории.

Меньше учения, больше обучения

Финское чудо позволяет усомниться в прежде неоспоримой логике построения обучения. Ведь всегда считалось, что чем лучше надо детям изучить предмет, тем больше уроков и учебных часов, а также домашних заданий необходимо для усвоения материала.

Однако в Финляндии учитель младшего звена средней школы в среднем проводит по четыре урока в день. Это почти вдвое меньше, чем принято в США. В Канаде среднее значение на треть больше, чем в Финляндии. Что дает финским учителям низкая нагрузка?

Финские учителя могут посвятить свободное время участию в совершенствовании школы, разработке учебной программы или повышению собственной квалификации.

Тем не менее, обязанности финских учителей не ограничены преподаванием. Учитель также обязан оценивать достижения и общие успехи учащихся, готовить и постоянно перерабатывать учебные программы, участвовать в школьных мероприятиях, а также обеспечивать дополнительную коррекционную помощь учащимся, нуждающимся в ней.

Меньше тестирований, больше обучения

Подход, ныне лидирующий в глобальном образовательно движении, утверждает, что для повышения качества образования необходимы постоянные сравнения и соревнования, а также более частые централизованно проводимые тестирования. С тех пор, как в 1988 году был принят английский закон о реформе образования, политика оценивания достижений путем тестирования, растет и частота стандартных тестов во многих школьных системах мира. Соответственно и суждения об успехах, которые достигаются детьми, основываются на результатах подобных навязанных нормах по чтению, математике и естественным наукам.

Финская система образования также предполагает регулярное оценивание успехов учащихся, однако способы осуществления этого оценивания можно разделить на три группы. Первую группу составляют оценки, которые делают учителя в процессе работы в классе. Они включают диагностический, динамический и суммарный компоненты. Собственно это оценивание и занимает существенную часть рабочего времени учителя. А в университетах учителей готовят к использованию в практике различных методов и способов оценивания достижений учащихся.

В тестировании финские учителя ничего плохого не видят, однако понимают, что в тот момент, когда в зависимости от успешности учеников на тестировании на школы и учителей накладывают санкции, тестам придается слишком большое значение, как измерителям истины в последней инстанции.

Больше разнообразия, больше равенства

Основной принцип реформы общеобразовательных школ Финляндии – обеспечение равных образовательных возможностей для всех. Этот принцип предполагал, что достижения учащихся должны быть равномерно распределены по разным социальным слоям и регионам Финляндии. Однако после вступления Финляндии в Евросоюз, культурное и этническое разнообразие населения возрастали год от года, особенно в крупных городах и, соответственно, школах. Поэтому учителям пришлось быстро приспосабливаться к меняющейся обстановке.

Результатом приспособления стало ограничение доли иммигрантов, обучающихся в школах, введенное муниципальными властями для предотвращения сегрегации. Администрация полагает, что равномерное распределение иммигрантов пойдет на пользу как школам, так и школьникам. Эта политика соответствует принципу отсутствия дискриминации при общении с учащимися, обладающими разными особенностями и потребностями.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал! Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также:

Парадокс неожиданной казни: что это такое?

Для российских студентов цена протеста может быть высока

4 лучших страны для потенциального эмигранта: все от поиска работы до друзей-иностранцев