Зимние месяцы у нас про праздники: дни рождения у мужа и сына, Рождество, Новый год, годовщина свадьбы, а теперь еще добавилась годовщина переезда. Недавно отпраздновали два года в Швейцарии.
Самое время окинуть взглядом прошедшие два года и подвести некоторые итоги.
Социализация - один из самых сложных для нас аспектов. Мы не особо контактные, тусовочные или общительные. А тут еще добавляется психологическая трудность в виде языкового барьера: из-за сложности сформулировать свои мысли становится лень что-то говорить вообще. А понимать и того сложнее. Но постепенно какие-то знакомства появляются, общения становится больше, и уже вырисовывается своеобразный узор.
Задумалась, кто же здесь сработал для меня как пусковая кнопка? И вспомнила! С одной девушкой мы познакомились на детской площадке в Рингликоне. Она услышала, как я сказала что-то по-русски Валентину, вот мы с ней и разговорились. Меня поразила ее королевская осанка! Оказалось, что она - бывшая циркачка, акробатка, живет в Швейцарии уже давно, получила высшее образование в области маркетинга, растит дочь. В разговоре она упомянула журнал “Русская Швейцария”, издаваемый на русском языке. Я заинтересовалась, и мы тоже стали его выписывать. Журнал оказался полезным и интересным, теперь уже жду каждый новый выпуск, есть любимые корреспонденты, авторы. С Катей - так звали ту девушку - мы встретились после этого только раз: она пригласила меня на день рождения. Что можно подарить человеку, которого толком не знаешь? Я подарила песню. Приехала с гитарой и спела песню “День рождения”, которую писала когда-то давно, накануне своего восемнадцатилетия. Атмосфера была очень теплая, дружеская, были ее подруги. И хорошо попели еще несколько песен. Очень хорошо зашла моя “Хоббитская” песня. Там были слова:
Холмы и луга, леса и поля, озера вокруг,
Стоит чей-то дом, а рядом с десяток других…
В камине огонь, и ужин вас ждет, здесь каждый - ваш друг.
Теперь этот дом останется в мыслях твоих.
Эти строки очень хорошо подходили ко всему происходящему. Действительно, дом был в пригороде, вокруг были холмы и луга, леса и поля, внизу блестела речка, а вдалеке на горизонте громоздились снежные горы. Красота!
Мои родители утверждали, что в основном социализация у меня пойдет через ребенка: школы, садики, кружки. Причем, они пророчили это, еще когда мы жили в Москве и знать не знали о предстоящем переезде. Ну и, конечно же, они оказались правы. Львиная доля новых знакомств и общения так или иначе связана с учителями и мамочками.
В конце сентября 2019 года я решила, что пришло время Валентина вести в какой-нибудь садик-кружок, чтобы учить общаться с другими детками. И в идеале себе время высвободить. А в журнале “Русская Швейцария” как раз прочитала рекламу русского детского центра - оказалось, их здесь несколько. Позвонила, договорилась. И вот мы уже пришли на пробное занятие. Деткам по 2-4 года, занятия интересные, в основном рассчитанные на развитие речи, моторики и творческих навыков, а в конце каждого занятия воспитательница устраивала кукольное представление.
Мы с Валентином отходили туда 3 месяца. Мой план провалился: Валентин меня не отпускал, да и я сама, видимо, была еще не готова оставлять его где-то одного. Чтобы я там была при деле, воспитательница попросила меня быть кем-то вроде фоторепортера на занятиях. Интересно было “ловить” эмоции на лицах детей - заинтересованность, оживление, усталость, радость, упорство… Но особенно меня заинтересовала работа воспитателя. И ее личность. Настолько, что в конце концов я попросила ее дать мне интервью, и она согласилась. Это был абсолютно новый для меня формат. Никогда еще я не брала интервью по всем правилам: с диктофоном, с транскрипцией сказанного, с редактированием и оформлением… В результате после нескольких этапов редактирования мы обе остались довольны получившейся статьей. Пожалуй, я выложу ее в следующий раз.
Еще мы начали ходить с Валентином раз в неделю в игровую группу (шпильгруппа). Здесь они довольно распространены: родители и дети собираются в специально отведенном помещении на час-полтора, там много игрушек, дети играют сами и друг с другом, а родители могут пообщаться между собой, кофе попить. Возраст детей - от новорожденных лет до четырех. Мы выбрали шпильгруппу, которая, во-первых, была рядом с домом и парком, а во-вторых, там говорили по-английски. Туда мы тоже отходили месяца три. Валентин стал терпимее и смелее относиться к другим деткам, а я познакомилась с другими мамочками. Одна из них - русская - порекомендовала музыкальные занятия на немецком, точнее, на швейцарском немецком, Muzikzwergli.
И это была следующая “ступенька” на пути интеграции.
Музыкальные занятия вела Нелли - молодая женщина, как оказалось, сама мама четырнадцатилетнего сына, который вовсю играет Рахманинова. Вот ни за что бы не подумала, так молодо она выглядит! У нее музыкальное образование по классу джазового и эстрадного вокала. Она сама пишет красивые и мелодичные детские песни, для маленьких - простые, для постарше - посложнее и в музыкальном, и в ритмическом плане. Занятия нам очень понравились, вскоре Валентин освоился. Даже вместе со всеми пританцовывал, “выхватывал” знакомые слова из песен, радовался. Очень помогло то, что Нелли выдала свой диск, а вместе с диском - тексты песен. Нелли - прирожденный педагог. Она так чувствовала настроение детей! Подбирала музыку, которая то бодрила, то успокаивала, то веселила, то вводила в какое-то задумчивое состояние, из которого легко видеть красоту во всем.
Был уже сентябрь или октябрь 2020-го, когда Валентин пошел в Kita - это что-то типа наших яслей или детских садиков. Только настоящий детский сад - Kindergarten - здесь начинается в 4 года и является обязательным для посещения. А Kita - это для детей от полугода до четырех лет, посещение необязательно и можно выбрать количество посещений в неделю. Мы решили, что Валентину надо походить туда, чтобы начать учить немецкий. Тем более, подбиралась группа детей двух-трех лет, как раз для подготовки к обязательному детскому саду.
Валентин сначала отнесся к идее с энтузиазмом. Пока был адаптационный период, и он был там не весь день, а только пару часов со мной или с папой, ему всё нравилось. Но когда пробовали оставлять одного и на подольше, все сломалось: слезы, расстройства, нервы. Через пару недель я сдалась, и водил Дима, потому что выдержка у него куда как крепче моей. Это были очень непростые три месяца для всех нас: для Валентина в первую очередь, для меня и Димы, для воспитателей… А к тому же из-за посещений Kita приходилось пропускать музыкальные занятия с Нелли. А потом их и вовсе отменили из-за коронавируса. В тот период все рисовалось черными красками, казалось беспросветным и тягостным.
К Новому году мы решили бросить немецкоязычную Kita и перевести Валентина в русский “Детский городок”, в игровую группу “Радуга”.
...На дворе март, Валентин ходит в “Детский городок” дважды в неделю по четыре часа уже два с половиной месяца. Воспитательницы - интереснейшие женщины, лет 20 назад переехавшие в Швейцарию. Они сами проходили через все этапы адаптации и интеграции, поэтому очень чутки и внимательны как к детям, так и к родителям.
Кроме всего этого, последние полгода по субботам Дима возит Валентина на занятия по физическим экспериментам и по русскому языку. Сначала Дима сидел рядом, потом в соседней комнате, а потом стал уходить. Тем более, с новыми коронавирусными ограничениями родителям запрещено находиться в том же помещении. И Валентин привык. Теперь с большим удовольствием посещает эти занятия, старательно учится, рассказывает про натяжение воды и про то, как горит пламя. На одном из последних занятий прочитал по слогам “му-хо-мор”. Вот что значит хороший учитель! Очень рады, что судьба вывела на такую прекрасную преподавательницу!
Это то, что касается социализации ребенка в системе дошкольного образования в Швейцарии, и как мы через это проходим.
Но социализация не ограничивается только системой! А несистемные отношения - самые интересные и живые. Про них тоже расскажу в следующих статьях.