Найти тему

Что такое общая исповедь

Исповедь в первые века христианства

В апостольские времена, то есть в первые десятилетия после Вознесения Господа Иисуса Христа, христиане причащались вообще без исповеди, потому что жили свято, ожидая скорого Второго Пришествия Спасителя. И эта практика существует до сих пор в Греческой, Сербской и Сирийской Церквах.

Однако со времени грехопадения человеческая природа исказилась, грех (отступление от нравственных норм жизни) стал неотъемлемой частью человеческого существования. Поэтому для очищения души, для восстановления ее чистоты понадобилось таинство Исповеди.

В древней Церкви было две формы исповеди — публичная и тайная, т.е. частная. Церковнославянское слово «исповедаю» значит «открыто признаю, объявляю». Публичная исповедь предназначалась только для тех людей, которые совершили тяжелейшие грехи, а также для тех, кто в годы гонений на Церковь из страха перед языческой властью отрекался от Христа. Раскаявшийся в своем грехе христианин перед епископом и в присутствии всей общины открыто и гласно исповедовал свои грехи: Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои (Деян. 19: 18).

Наряду с публичной существовала и тайная, то есть частная, индивидуальная исповедь.

«А теперь кайтесь!»

Публичную исповедь использовал в своей пастырской практике святой праведный Иоанн Кронштадтский, который из-за наплыва к нему верующих (иногда до 5 тысяч человек) просто не имел возможности подробно их исповедовать. Он выходил перед народом, читал молитвы последования исповеди, а затем говорил: «А теперь кайтесь». И весь народ, находившийся в храме, выкрикивал свои грехи. Святой же Иоанн Кронштадтский стоял перед ними, смотрел на них и слушал. Глядя в эту огромную толпу, он был способен увидеть человека, который внешне каялся, но на самом деле покаянного чувства не испытывал или исповедовал далеко не всё из того, что совершил. Тогда батюшка говорил ему: «И ты кайся». И этот человек — в священном трепете — начинал уже каяться по-настоящему.

-2

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ

Общая исповедь: плюсы и минусы

Сейчас практикуется еще и общая исповедь, при которой священник отпускает грехи, не выслушивая их от кающихся. Это вызвано тем, что священник часто не имеет возможности принять исповедание от всех желающих, особенно перед большими праздниками. В таких случаях обычно священник после молитв читает подробный перечь грехов и призывает всех пришедших на исповедь каяться в них. Конечно, перечисляемые священником грехи не в одинаковой степени свойственны всем людям. Возможно, одному человеку не свойственна блудная страсть, но он может быть гневлив, другой человек миролюбив, но в то же время может быть нерадив к своим обязанностям и т.п.

Некоторым мирянам практика общей исповеди очень нравится: не занимает много времени, не задевает самолюбия и не вызывает естественного чувства смущения и стыда перед духовником из-за совершенного проступка, кающемуся не приходится открывать грязи своих духовных одеяний.

Но следует знать, что общая исповедь не дает возможности глубоко анализировать свою духовную жизнь и потому легко может привести к ложному успокоению совести. Приходить только на общую исповедь — значит совершенно не понимать смысла таинства — сердечного сокрушения кающегося и желания исправления. «Сатана извратил естественный порядок: греху он дал дерзость, а покаянию — стыд». Эти слова святителя Иоанна Златоуста хорошо отражают состояние нашей души. Будем помнить, что попытка утаить свой грех может оказаться удачной только перед людьми, но никак не перед Богом. Поэтому Киевский митрополит Никифор (XII в.) наставляет нас: «Не устыдимся явить грехи, чтобы они не остались неисцеленными, дабы вместо временного стыда не обрести вечное осуждение». Вот как обращается к Богу псалмопевец Давид: На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их; к Тебе взывали они и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде (Пс. 21: 5, 6).

Кто может участвовать в общей исповеди

Не всем и не всегда можно участвовать в общей исповеди и после нее идти к Причастию. Многие грехи требуют серьезного и длительного покаяния. В таких случаях исповедующийся, сознавая гибельность греха, обязательно должен подойти к священнику после всех прочих участников общей исповеди и сказать ему те грехи, которые лежат на его совести.

Именно поэтому для подготовки к таинству Исповеди мы должны провести большую работу — работу души. Здесь нужны внимание, рассудительность, трезвость в оценках самого себя, иногда безжалостность в обнажении перед Богом и совестью наших «душевных язв» для их уврачевания. При этом необходимо, чтобы мы участвовали в общей исповеди или у своего духовного отца, или у священника, хорошо нас знающего. Иначе существует опасность, что к Святому Причастию подойдет такой грешник, который при отдельной исповеди не был бы допущен до него священником.

Можно считать допустимым участие в общей исповеди лишь тех, кто исповедуется и причащается достаточно часто.

Кому не следует участвовать в общей исповеди

К общей исповеди нельзя приступать в следующих случаях:

  • тем, кто долго — несколько лет или много месяцев — не был на частной исповеди;
  • тем, кто имеет или смертный грех, или такой грех, который сильно задевает и мучает его совесть.

Подготовила послушница Татьяна Кладиева

-3

МНОГО ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ, ВИДЕО И ФОТО

НА САЙТЕ МОНАСТЫРЯ OBITEL-MINSK.RU >>