Преимущества многоскоростных кассет всем хорошо известны: чем больше звёзд, тем более точно можно установить передаточное соотношение трансмиссии, что позволяет подобрать его наиболее оптимально для текущего физического состояния велосипедиста и особенностей трассы (подъём, грунтовка, асфальт). Наличие большого числа скоростей позволяет реально улучшить спортивные результаты. Это очень важно для профессиональных велогонщиков, но любители должны учитывать и другие факторы, связанные с практичностью.
Итак, всегда ли нужно выбирать велосипед с максимальным числом звёзд в кассете, есть ли у такого решения какие-нибудь недостатки? Оказывается, недостатки есть и их немало.
Цена . Тут я даже говорю не о цене велосипеда, а о стоимости его обслуживания. Если вы будете интенсивно ездить, то менять цепь придётся несколько раз за сезон. Каждые несколько смен цепей, нужно менять и кассету. Сравним стоимость этих комплектующих, в зависимости от числа скоростей. Что бы сравнение было корректным, будем смотреть примерно одинаковые компоненты от одного производителя (Shimano), на его официальном сайте; если представлено несколько вариантов – берём самый бюджетный.
Как видим – зависимость цены от числа скоростей – более чем однозначна. Чем больше скоростей, тем дороже, причём рост имеет экспоненциальный характер. 11-скоростные компоненты дороже, чем 8-скоростные в 3-4 раза!
Доступность . Когда я в декабре покупал 11-скоростную цепь, я нашёл её только в третьем по счёту магазине. И то там она была последней; продавец сказал, что мне ещё повезло. Как он выразился – 11-ти скоростные компоненты в их магазине пользуются маленьким спросом, поэтому бывают не всегда. Причём 8-9 скоростные цепи и кассеты присутствуют в ассортименте везде и можно даже выбрать из нескольких видов.
Дело было в Санкт-Петербурге, а в более отдалённых регионах нашей Родины ситуация с доступностью может быть ещё хуже.
Мне могут возразить, что все запчасти можно заказать через интернет. Да, это так, если речь идёт о запланированной замене. Но, в моём случае, старая цепь «загнулась» неожиданно – я не мог поставить велосипед на прикол, чтобы ждать доставку несколько недель. А ведь может быть и более тяжёлая ситуация – когда вы неизвестно где, в велопоходе, и у вас что-то сломалось. Найти 8-9 скоростные компоненты будет намного проще.
Сложность настройки. Что бы рамы велосипедов и втулки не зависели от числа скоростей трансмиссии, все кассеты имеют одинаковую ширину, но чем больше звёзд – тем плотнее они располагаются. Соответственно, переключатель должен обеспечивать меньший ход лапки на каждую смену скорости. Что бы он работал чётко, его требуется более тонко настроить. Это может стать мучением даже для опытного велосипедиста, особенно если тросики подрастянуты, а их рубашки имеют износ.
Надёжность . Как можно предположить, более сложная и точная конструкция переключателя имеет меньшую надёжность. Даже цепи: если 8-9 скоростные рекомендуется менять при растяжении на 0,75%, то для 11-ти скоростных, аналогичная рекомендация даётся уже для 0,5%. В велоиндустрии никто не обещает более высокий ресурс и надёжность для более дорогих компонентов. Скорее может присутствовать даже обратная зависимость, так как приоритет ставится весу – а снижение веса обеспечивается заменой железа на алюминий, пластик и карбон – куда менее прочные материалы.
Более медленное изменение соотношения. Для городской езды характерны частые остановки и разгоны. Поэтому переключателем скоростей приходится работать очень много. А учитывая, что, чем больше звёзд в кассете, тем каждая звезда даёт меньшее изменение передаточного соотношения, то более скоростную трансмиссию приходиться переключать чаще. Фактически, преимущество для трассы, становится недостатком для города. Честно говоря, надоедает на 11-ти скоростной трансмиссии, перед каждой остановкой щёлкать переклюком по 6-7 раз, чтобы скинуть цепь на большую звезду кассеты. На 9-ти скоростной для того же результата достаточно щёлкнуть раз 5.
Друзья, я не даю совета специально искать велосипед с кассетой, где поменьше звёзд. Но я призываю не поддаваться моде и ощущению крутизны, а реально оценивать собственные потребности. Для многих из нас 11-12-ти скоростные трансмиссии будут избыточны по своим возможностям, но их обслуживание будет обходиться существенно дороже и приносить ряд других неудобств. Лучше подобрать размеры звёзд под вашу физическую подготовку и рельеф местности. Что толку в 11-ти звёздочной кассете, если вы из них используете только 6-7? Если спереди, допустим, 42-зубая звезда, то далеко не каждый сможет раскрутить колесо на 11-звезде кассеты...
Буду рад, если вы подпишитесь на мой канал! Так я пойму, что вам интересна тема велосипедов и продолжу работать над новым материалом. Так же рекомендую посмотреть уже размещённые на канале статьи – уверен, вы найдёте что-то интересное для себя.