ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
Камчатка.
XIV.
Пароходные рейсы.
Крайние неудобства наших способов сообщения с Камчаткой растут с каждым годом. Говоря о северных рейсах, необходимо сказать о приспособленности самих судов к этим рейсам. Добровольный флот фрахтует суда, буквально, какие попадутся; вследствие этого создалось то положение, что суда оказываются крайне неудобными для северных рейсов. Лишь пароходы «Чинтуфу» и «Цинанфу» более или менее удовлетворяют тем требованиям, которые предъявляются условиями плавания и обслуживания наших берегов. Развозя по побережью все рыбалки, пароход должен везти и много груза и много пассажиров. За исключением названных двух пароходов, все остальные представляют собою тип обычного грузовика, совершенно не рассчитанного на перевозку 40–50 пассажиров каютных и до 400 палубных. Вследствие этого грязь и полный хаос царят на пароходах невообразимые. А к этой картине надо ещё прибавить отчаянное пьянство среди палубных пассажиров. На пароходе, правда, имеется акцизный чиновник, но он, конечно, не в силах уследить за всем, что творится. Во-первых, большинство рабочих говорят, что они достают спирт у судовой же команды, а, во-вторых, и сами рабочие имеют возможность всегда пронести на пароход спирт незамеченным…
Сколько раз мне ни приходилось бывать на пароходах северных рейсов, всегда они производили самое отталкивающее впечатление полным отсутствием какого-либо намека на порядок.
Таких отдельных примеров безалаберности в организации рейсов много. Каждый из них сам по себе не имеет большого значения, но в сумме всё это даёт очень печальную картину условий, в которых приходится жить нашему рыбопромышленнику.
А Добровольному флоту не трудно было бы позаботиться о том, чтобы в корне изменить эти условия. С другой стороны, не надо забывать, что Добровольный флот в сильной мере субсидируется правительством. Если администрация Добровольного флота не хочет считаться с необходимостью изменить постановку дела, то, казалось бы, правительство, давая громадную субсидию, может и потребовать выполнения известных условий, упорядочивающих наши пути сообщения у Камчатки. А это для Камчатки слишком важно, ибо вся её жизнь зависит от целесообразного обслуживания берегов.