Прощеное воскресенье и начало Великого поста заставляют задуматься о вечном.
Человек – странное существо: ему легче ненавидеть, чем любить. Легче возвышаться за счёт других, встав им на плечи, чем за счёт своей души, творя добро. Даже если человек не утруждает себя добрыми делами, то хотя был бы другим благодарен за помощь словом или делом. Так нет же. Долго благодарным быть тоже не любит. Это утомительно.
«Живу я часто, как придётся,» – поётся в одной хорошей песне. Да, мы живём, как придётся – и даже хуже, и оставляем за собой след чужих обид, гнева, неоправдавшихся надежд: если не сваленный лес, то примятую траву.
Писатели издавна занимаются вопросами нравственности и обращаются к теме прощения и покаяния.
Вот цитата из романа Р. Киплинга "Свет погас":
...есть зло, которого нельзя исправить, хотя бы тот, кто его совершил, от всего сердца и в слезах силился исправить его. Лучше забыть о содеянном зле, лучше всего забыть о нём, потому что оно так же неисправимо, как плохая работа, выпущенная в свет.
У. Сомерсет Моэм отмечал: «Мы ненавидим и тех, кого обидели». В смысле, не только тех, кто обидел нас, но и наших «жертв». Ведь они как заноза, как напоминание о нашем проступке.
Книги учат нас прощению. Главный пример – Евангелие . Христос простил всех своих обидчиков, да ещё и стал искупительной жертвой за грехи человечества.
Это пример вневозрастной и религиозный. А если говорить о светской литературе, то книги для детей первыми учат нас слышать голос совести, просить прощения и прощать. Помните у Высоцкого: "Значит, нужные книжки ты в детстве читал"?
«Пожалели дети Бармалея » – и раскаявшийся злодей из стихотворения Чуковского стал «и добрее и милей».
Голос совести слышат и герои рассказов Николая Носова «Огурцы» и «Леденец» .
Заслужить прощения хочет и герой рассказа Паустовского «Тёплый хлеб» и выслушивает совет: «Тогда перед людьми не будет твоей вины. И перед раненой лошадью – тоже. Будешь ты чистый человек, весёлый.»
Литература из школьной программы продолжает тему. В «Войне и мире» все в итоге прощают друг друга: Болконский – Наташу, Наташа – Анатоля, Соня – Николая, Платон Каратаев – всё человечество. В «Преступлении и наказании» Раскольников проходит путь от отравленного злобой и отчаянием убийцы до раскаявшегося грешника, который начинает новую жизнь.
Из зарубежных произведений хочется выделить роман про раскаяние и ответственность – «Искупление» (Atonement, 2001) Иэна Макьюэна . Дурной поступок, совершённый в юности и повлекший за собой тяжёлые последствия для других, всю жизнь не даёт покоя главной героине. Трагизм этой истории – красивой, несмотря ни на что – в том, что она напоминает читателям: бывает слишком поздно для извинений, для исправления ошибок. “Too late to apologize” – поётся в ещё одной песне. Поздно, дверь закрыта навсегда, человек потерян, нить оборвана. И с этим жить.
Часто ли мы признаём свои ошибки и просим прощения? Ведь нет. Мешает то гордость, то стыд, то блёклая надежда, что «всё как-нибудь само собой разрешится», то уверенность, что нас «не поймут». Самооправдание, чёрствость. Как в другой песне: “Sorry seems to be the hardest word”.
Если нам бывает тяжело на душе при размышлении о некоторых своих поступках, то, значит, совесть наша ещё жива.
Судя по некоторым отзывам, бывает трудно дочитать роман «Искупление». Наверное, сложность – в необычной композиции и смене стилей и темпов повествования от части к части. Эта «хитрая схема» работает (то есть: производит сильное впечатление на читателя), если дойти от начала до конца. Но сама же «схема» мешает ряду читателей это сделать. Нужно быть абсолютно уверенным: концовка стó ит того, чтобы до неё дойти. Такая уверенность есть у людей, уже знакомых с творчеством Макьюэна, для которых «Искупление» не станет его первой книгой.
Повторю уже от своего имени, вслед за многими читателями и рецензентами, что концовка стóит Ваших усилий.
Как ни странно, роман Макьюэна напомнил мне один из отечественных перестроечных фильмов – «Воскресенье, половина седьмого» (1988) по сценарию писателя Анатолия Рыбакова. Там тоже рассказывается о преступлении, раскрытие которого зависит от свидетельских показаний. И там, как в «Искуплении», основной обвиняемый – взрослый мужчина, основные свидетели – подростки, и именно они, как Брайони, несут груз раскаяния. У них есть совесть, у виновного – нет.
Хорошая книга – это и психотерапевт, и духовный наставник. Она «всё живое, спящее в тебе, разбудит» (снова слова из песни) и приведёт в движение душу и разум. Хорошая книга – это новое и новое напоминание о христианских добродетелях, новое и новое повторение Библии. А «библия» и означает «книга» – только на греческом.
Читайте также об авторе, чьи книги точно обладают психотерапевтическим эффектом: "Волшебные ощущения от книг Анны Гавальда"