На днях мой ученик - десятиклассник пришёл с заданием от школьного учителя по английскому языку: написать эссе в формате ЕГЭ. Принёс инструкцию от учителя, как писать эссе и тему "Технический прогресс губителен для человечества". До сегодняшнего дня они ни разу не разбирали эту тему на уроках, а в инструкции был написан план эссе и всё. То есть сложнейший аспект подготовки к экзамену, отрабатывать который нужно много уроков, и где каждой теме должно предшествовать занятие в классе с обсуждением проблемы, выявлением аргументов "за" и "против", дебатами и обменом мнениями для снятия трудностей, учитель просто дал ученикам для самостоятельного изучения на дом!
Родители и дети часто задают мне вопрос о том, должен ли учитель объяснять новый материал. Есть разные виды работы с новой темой, например, попросить изучить её самостоятельно и устроить обсуждение темы или научить находить информацию и пользоваться ею. Это эффективные методы, но в изучении некоторых предметов они не работают, как, например, в английском языке. Грамматические темы требуют объяснения и серьёзной отработки в разных видах речевой деятельности. Учителя же часто ограничиваются тем, что дают грамматическую таблицу и домашнее задание по ней, а потом ещё и тест или самостоятельную.
Вопрос объяснения нового материала учителем привёл меня на сайт "Ответы Mail.ru. Оказалось, что это не просто проблема, а огромная проблема! Сайт пестрит от однотипных вопросов от школьников и родителей "Что делать, если учитель не объясняет тему?" Причём большинство сообщений об учителях физики, математики, химии. То есть тех предметов, где самому разобраться достаточно сложно.
Так обязан ли учитель объяснять материал, прежде чем давать домашнее задание, проверочные и контрольные работы? Безусловно, учитель имеет право выбирать педагогически обоснованные методы обучения. Но это не должно сводиться к систематическому самостоятельному обучению детей, к бессмысленному переписыванию параграфов учебника. Да, сегодня задача школы заключается в том, чтобы научиться находить информацию и пользоваться ею, но, повторюсь, не со всеми предметами и темами это проходит. Английский язык в принципе не может изучаться самостоятельно, а серьёзные экзаменационные задания не могут даваться детям без предварительной подготовки. А у меня создаётся впечатление, что некоторые учителя иногда даже не читают задание, которое задают детям, а просто называют номера упражнений, случайно выбрав их в учебнике.
Чем же закончилась та история с эссе? Я показала ученику, как это делается, мы обсудили тему и нашли аргументы "за" и "против" и он написал по плану, выданному учителем. Остальные ребята списали эссе из интернета и с ГДЗ - готовых домашних заданий. Научились ли дети писать эссе? Конечно нет! Учитель просто поставил галочку, что тема пройдена, а довольные ученики получили хорошие оценки за списанное задание.