В честь выхода нового мультика Диснея “Душа” я решил предварительно пересмотреть прошлую работу от создателей, крайне крутую и красивую “Головоломку”. И оказался поражен найдя удивительную глубину, которую сейчас смог увидеть только потому, что за прошедший период жизни по уши зарылся в психологию и оказался вооружен знаниями, которых в первый просмотр не было. Так что расскажу о том, как Головоломка показывает в деталях механизм эмоциональной травмы и объясняет, почему подавление эмоций, даже негативных, ведет к разрушению личности и несчастью.
Главная героиня фильма, девочка из Миннесоты из обычный семьи. Она любит родителей, проводит время с друзьями и увлекается хоккеем. Но из-за работы отца семейству приходится переехать в Сан-Франциско, где она попадает в большой город совершенно другого типа, где вместо большого дома в пригороде старенький таунхаус без мебели, климат без снега и льда (и как тут играть в хоккей?) и дети в школе, полностью непохожие на простых ребят из родного города. Представьте, как из собственного дома в Тюмени семья переезжает в небольшую квартирку в Питере.
В голове же у нашей героини (ее имя Райли) тоже есть своя особенность. В мультике сознание всех живых существ изображено в виде штаба, где у пульта сидят 5 базовых эмоций, формирующий поведение носителя - радость, грусть, гнев, страх и брезгливость. Это реальная схема из психологии, из которой решили убрать удивление, передав его функции радости. У каждого человека в мультфильме в этом штабе одна из эмоций занимает главенствующее положение и у Райли это радость, что отражается в ее супер позитивном настрое и постоянной улыбчивости и игривости.
Но с моментом переезда наступает стрессовой период, создающий большую нагрузку на психику, которые обнажает скрытую слабость - сознание Райли не умеет интегрировать грусть и горе, стремится его вытеснять. Что отражено в том, что персонажа грусти не любят пускать к пульту управления и постоянно куда-то отправляют, почитать учебники или посидеть в углу. В итоге Печаль из осознанной эмоции становится неуправляемой, которая понемногу начинает расшатывать психику. Радость как местный добрый диктатор пытается ее обуздать, не понимая, что лишь больше обостряет проблему. Финальный слом происходит, когда на первом уроке Райли рассказывает о переезде и начинает перед всеми плакать, так как зажатое горе прорывает барьеры сдерживания. Но психика так и не готова принять эту эмоцию и в итоге происходит травма - она вылетает из сознания вместе с Радостью, попутно разрушая все базовые ценности Райли - Семья, Друзья, Игривость, Хоккей и Честность.
Собственно, остальной мультик - это возвращение Печали и Радости в штаб психики, в процессе которого герои понимают, что грусть так же важна наравне с остальными эмоциями и не должна вытесняться. Восстановление психики происходит, когда девочка открывается в своем горе родителям о переезде и грусти по родному городу. Они поддерживают ее и проявляют сочувствие, что создает ценность семьи заново (прошлые разрушились от травмы). Она теперь не полностью радостная как в детстве, а окрашенная горем и печалью (связанной с переездом), но все равно дает рождение новой целостной личности.
Собственно, остается только подытожить то, что создатели прекрасно отразили в виде образов и истории. Для функционирования целостной гармоничной личности необходимо принятие и интеграции базовых эмоций, как положительных, так и отрицательных. Когда какая-то из них зажимается, например в силу установок воспитания ("не грусти, всегда улыбайся", "злиться нехорошо" или "не будь привередой") то это создает скрытую мину, которая при стрессовой ситуации может откатить психику до полного разрушения, которое в мультике отразилось в образе навязчивой идее возврата в Миннесоту, которое почти полностью захватило сознание. А если уже оказались в ситуации посттравмы - то главное лечение связано с определением зажатой эмоции и постепенной интеграции ее обратно в психику для возвращения целостности.