Найти тему
НУАР-NOIR

Сумрачный советский мультфильм, предсказавший «гибель» искусства

Как идеи Шпаликова и музыка Шнитке оказались «удивительным пророчеством»

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!

Не так давно нам пришлось познакомиться с интересным российским короткометражным фильмом «Хрустальная скрипка», который хотя и был посвящен проблемам, казалось бы, актуальным, однако вызвал в памяти анимационную ленту полувековой давности. Мы говорим о мультфильме «Стеклянная гармоника», который снят в 1968 году на студии «Союзмультфильм»

Кадр из мультфильма "Стеклянная гармоника" (1968)
Кадр из мультфильма "Стеклянная гармоника" (1968)

Опустим то, что ленте не повезло: музыка Шнтике, обильные отсылки к западному искусству, откровенно мистические идеи, касающиеся «музыки сфер», насторожили советских цензоров. Хотя в данном случае основной упор аллегорической критики был направлен всё-таки на западную массовую культуру. И что удивительно, именно сейчас этот мультфильм приобретает как никогда актуальное звучание. Некоторые моменты можно назвать и вовсе пророческими.

Кадр из мультфильма "Стеклянная гармоника" (1968)
Кадр из мультфильма "Стеклянная гармоника" (1968)
Кадр из мультфильма "Стеклянная гармоника" (1968)
Кадр из мультфильма "Стеклянная гармоника" (1968)

Если же говорить об основной тематике нашего канала, то «Стеклянная гармоника» заинтересовала нас образом мрачного города, в котором «умирает» искусство. Образ города явно содержит отсылки к художественным построениям итальянского художника Джорджо де Кирико, которые в разные годы в кинематографе были воспроизведены Джоном Хьюстоном, Романом Полански, Вимом Вендерсом и т.д. Хотя и не это собственно главное. Куда более важно, что в городе останавливается время.

Кадр из мультфильма "Стеклянная гармоника" (1968)
Кадр из мультфильма "Стеклянная гармоника" (1968)

Остановившееся время как один из признаков эпохи постмодерна, сопряжено с уничтожением «первой» стеклянной гармоники, которая могла бы дать людям новое озарение. Это осуществлено слугой «капитала» («жёлтого дьявола»), который внешне походит на нечто среднее между служащим детективного агентства Пинкертона и персонажем с полотен Рене Магритта. Именно он сеет раздор среди жителей города.

Кадр из мультфильма "Стеклянная гармоника" (1968)
Кадр из мультфильма "Стеклянная гармоника" (1968)

Не будем выдавать гневные тирады по поводу всяких Моргенштернов и Дань Милохиных. Они были предсказаны. Конечно, не именно они, а убожество культуры, одержимой деньгами и дешевой популярностью, что будет процветать в «тёмном городе». Опять же можно обнаружить несколько весьма проницательных идей. В частности, стремление к подглядыванию, как торжество мещанского вкуса, что сейчас реализовано в различных реалити-шоу.

Кадр из мультфильма "Стеклянная гармоника" (1968)
Кадр из мультфильма "Стеклянная гармоника" (1968)

А ещё говорится о кризисе семьи, войне всех против всех, что является итогом полного распада общества и превращения оного в набор «атомизированных сущностей». Даже одержимый богатством «карлик», купаясь в своих деньгах, по сути, предвосхищает действия «дядюшки Скруджа» из одного диснеевского мультфильма. Искусство и культура низведены до воспевания уродства и отталкивающих моментов. Прекрасное и гармоничное оказывается под запретом.

Кадр из мультфильма "Стеклянная гармоника" (1968)
Кадр из мультфильма "Стеклянная гармоника" (1968)

К слову сказать, в Советском Союзе (вопреки многочисленным версиям и утверждениям) мультфильм не был запрещен. Его как бы посчитали несовременным. Опять же идея о «музыке сфер», которая способна не просто пробуждать в человеке подлинно прекрасное, но и врачевать его душу, могла показаться религиозно-мистической. А это наводит на мысль о возможности существования «мелодии-макгаффина». То есть в криминальных романах «охотиться» могут не за чем то материальным, а отвлеченным.

Кадр из мультфильма "Стеклянная гармоника" (1968)
Кадр из мультфильма "Стеклянная гармоника" (1968)

В современных условиях, когда мы наблюдаем распад общества, уничтожение морали, умирание социальных институтов и стремление к полному отказу от любой идентичности, короткометражная анимационная лента «Стеклянная гармоника» смотрится как своего рода «манифест Нового Возрождения». А потому не стоит удивляться тому, что имеется невольная перекличка с совершенно новой лентой «Хрустальная скрипка». Просто идеи выводятся в новую плоскость и уже перестают быть отвлеченной и пугающей фантазией (кстати, идею «гармоники» предложил поэт и сценарист Геннадий Шпаликов)

Сайт, посвященный нуару

Поскольку в последнее время подписчики не всегда видят в своей ленте наши новые материалы, то переходите по данной ссылке