Как идеи Шпаликова и музыка Шнитке оказались «удивительным пророчеством»
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Не так давно нам пришлось познакомиться с интересным российским короткометражным фильмом «Хрустальная скрипка», который хотя и был посвящен проблемам, казалось бы, актуальным, однако вызвал в памяти анимационную ленту полувековой давности. Мы говорим о мультфильме «Стеклянная гармоника», который снят в 1968 году на студии «Союзмультфильм»
Опустим то, что ленте не повезло: музыка Шнтике, обильные отсылки к западному искусству, откровенно мистические идеи, касающиеся «музыки сфер», насторожили советских цензоров. Хотя в данном случае основной упор аллегорической критики был направлен всё-таки на западную массовую культуру. И что удивительно, именно сейчас этот мультфильм приобретает как никогда актуальное звучание. Некоторые моменты можно назвать и вовсе пророческими.
Если же говорить об основной тематике нашего канала, то «Стеклянная гармоника» заинтересовала нас образом мрачного города, в котором «умирает» искусство. Образ города явно содержит отсылки к художественным построениям итальянского художника Джорджо де Кирико, которые в разные годы в кинематографе были воспроизведены Джоном Хьюстоном, Романом Полански, Вимом Вендерсом и т.д. Хотя и не это собственно главное. Куда более важно, что в городе останавливается время.
Остановившееся время как один из признаков эпохи постмодерна, сопряжено с уничтожением «первой» стеклянной гармоники, которая могла бы дать людям новое озарение. Это осуществлено слугой «капитала» («жёлтого дьявола»), который внешне походит на нечто среднее между служащим детективного агентства Пинкертона и персонажем с полотен Рене Магритта. Именно он сеет раздор среди жителей города.
Не будем выдавать гневные тирады по поводу всяких Моргенштернов и Дань Милохиных. Они были предсказаны. Конечно, не именно они, а убожество культуры, одержимой деньгами и дешевой популярностью, что будет процветать в «тёмном городе». Опять же можно обнаружить несколько весьма проницательных идей. В частности, стремление к подглядыванию, как торжество мещанского вкуса, что сейчас реализовано в различных реалити-шоу.
А ещё говорится о кризисе семьи, войне всех против всех, что является итогом полного распада общества и превращения оного в набор «атомизированных сущностей». Даже одержимый богатством «карлик», купаясь в своих деньгах, по сути, предвосхищает действия «дядюшки Скруджа» из одного диснеевского мультфильма. Искусство и культура низведены до воспевания уродства и отталкивающих моментов. Прекрасное и гармоничное оказывается под запретом.
К слову сказать, в Советском Союзе (вопреки многочисленным версиям и утверждениям) мультфильм не был запрещен. Его как бы посчитали несовременным. Опять же идея о «музыке сфер», которая способна не просто пробуждать в человеке подлинно прекрасное, но и врачевать его душу, могла показаться религиозно-мистической. А это наводит на мысль о возможности существования «мелодии-макгаффина». То есть в криминальных романах «охотиться» могут не за чем то материальным, а отвлеченным.
В современных условиях, когда мы наблюдаем распад общества, уничтожение морали, умирание социальных институтов и стремление к полному отказу от любой идентичности, короткометражная анимационная лента «Стеклянная гармоника» смотрится как своего рода «манифест Нового Возрождения». А потому не стоит удивляться тому, что имеется невольная перекличка с совершенно новой лентой «Хрустальная скрипка». Просто идеи выводятся в новую плоскость и уже перестают быть отвлеченной и пугающей фантазией (кстати, идею «гармоники» предложил поэт и сценарист Геннадий Шпаликов)
Поскольку в последнее время подписчики не всегда видят в своей ленте наши новые материалы, то переходите по данной ссылке