Вот и добралась я до Адмиралтейской набережной и на фоне бледного мартовского неба вижу знакомые силуэты львов. Они по-прежнему стоят на верхних ступенях Дворцовой пристани. Стоят, повернув свои гривастые головы, друг к другу и передней лапой опираются на шар. Почему-то львы выкрашены бледно-зеленой краской и на их боках добрые люди успели оставить надписи розовым маркером.
Адмиралтейство было построено как судостроительная верфь в петровские времена. С трех сторон его окружали каналы и земляные валы. В 70-х годах XIX века каналы, впадающие в Неву, были засыпаны. Позднее срыли валы, а еще через десять лет засыпали рвы. На их месте разбили бульвар, ставший одним из любимых мест прогулок петербуржцев.
Здесь устраивались народные гулянья с каруселями и качелями, а в зимнее время возводились большие катальные горки. Несколько лет назад в Александровском саду пытались возродить традицию катания с гор, но наступившие теплые зимы приостановили их установку.
Восточные и западные аллеи Адмиралтейства выходили к Неве, поэтому около 1820 года были обустроены спуски к воде. Их соорудили между наплавным Дворцовым мостом и восточной частью Адмиралтейства.
Расположение пристани рядом с резиденцией царской семьи диктовало ее соответствующее оформление. Еще до засыпки Адмиралтейского канала архитектор Л. Руска спроектировал пристань, которую предполагалось украсить аллегорическими женскими фигурами и лежащими каменными львами.
К.И. Росси так же создал проект скульптур для Дворцовой набережной. Это были грандиозные скульптурные группы коней, а ниже размещались статуи львов с лапой на шаре. Скульптуры коней не одобрили.
Тогда появилась новая идея: украсить пристань конными группами, какие были на Елисейских полях в Париже. Скульптуры изображали исполинских коней, необузданного нрава. Академия художеств сделал запрос о возможности получения моделей конных групп. Ответ не был получен.
Тогда К.И. Брюллов присылает из Парижа свои рисунки конных скульптур. И эти модели были преданы забвению из-за дороговизны отливки.
Осенью 1828 года делается очередная попытка решить вопрос о статуях для пристани, тогда же наступает пауза в оформлении Дворцовой пристани по неизвестным причинам.
Спустя четыре года Николай I форсирует события и распоряжается установить на нижнем спуске к Неве две порфировые вазы, присланные ему в подарок шведским королем.
Наверху на высоких пьедесталах император хотел видеть мраморные статуи Геркулеса и Флоры из Таврического дворца. Но статуи вместо пристани установили в Александровском саду. Если будите прогуливаться по аллеям, то непременно их увидите.
Было решено вернуться к проекту Росси и изготовить львов из листовой меди. Это было дешево и упрощало установку.
В сентябре 1832 года статуи львов, выкрашенные под цвет бронзы, украсили Дворцовую пристань. Там же были установлены порфировые вазы. В таком виде пристань радовала взоры четыре десятка лет, вплоть до устройства набережной вдоль Главного Адмиралтейства.
При перестройке набережной порфировые вазы помешали и их перенесли на другой спуск - Петровскую пристань, где они сейчас и находятся.
Вазы были установлены на чугунные постаменты с волютами, которые спроектировал их Л.И. Шарлемане.
Перед революцией при возведении Дворцового моста Дворцовая пристань была разобрана и сооружена чуть ниже по течению реки. Интересно, что Дворцовая пристань названа так исключительно из-за близкого расположения Зимнего дворца.
В годы ВОВ медные львы получили «ран-ения» и покинули пристань во второй раз в начале 50-х годов прошлого века. Они были отправлены на реставрацию, чтобы вновь вернуться на Дворцовую пристань и радовать нас своими непокорными головами.
Спасибо, что прочитали!