Найти тему
Наталия Будур

Как тесть звал зятя на Масленицу "доедать барана". Народные обряды и традиции

Русский народ свою Масленицу величает Честной, Широкой, Веселой. В наших церковных книгах Масленица называется Сырной неделей.

Сырной неделя называется потому, что в течение ее, даже в обыкновенные постные дни, среду и пятницу, разрешается есть сыр и масло.

Масленица (Сырная неделя) справляется за семь недель до Пасхи и приходится на период с конца февраля до начала марта.

Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник.

В некоторых местах о подобающей встрече и должном проведении всей Масленицы заботились еще с субботы предшествующей недели. В Калужской губернии, начиная печь заранее блины, хозяйка посылала мальчика лет не старше 10 лет «встречать Масленицу»: давала ему блин, с которым он скакал верхом на ухвате или кочерге по огороду и кричал:

Прощай, зима сопливая!

Приходи, лето красное!

Соху, борону —

И пахать пойду!

С субботы же начинали праздновать «малую Масленку» и кое-где на Владимирщине. Ребятишки группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара вопросом? «Везешь ли Масленицу?» Кто отвечал: «Нет», - того били лаптями. В этот же день ребята с особым азартом катались с гор: существовала примета — кто дальше прокатится, у того в семье лен уродится длиннее.

Последнее воскресенье перед Масленицей носило название «Мясного». В вологодских деревнях принято было наносить визиты родственникам, друзьям, соседям и приглашать в гости на Масленицу. В Мясное воскресенье тесть ездил звать зятя «доедать барана».

-2

"Заговляюсь на сыр да на масло», — говорит вечер перед Масляной.

Ненастье в воскресенье перед Масляной — к урожаю грибов.

Если на Масленицу идет снег, будет урожай гречихи.

Ищет, где сорок лет Масленица и по три года мелкие праздники.

Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами, обрядовые и необрядовые действия, традиционные игры и затеи, обязанности и поступки заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на все, поскольку царила атмосфера предельной раскрепощенности, всеобщей радости и веселья.

-3

Каждый день Масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения:

Понедельник — «встреча»,

вторник — «заигрыш»,

среда — «лакомка», «разгул», «перелом»,

четверг — «разгуляй-четверток», «широкий»,

пятница — «тещины вечера», «тещины вечерки»,

суббота — «золовкины посиделки», «проводы»,

воскресенье — «прощеный день».

Масленицу нередко открывали ребятишки, которые сооружали снежные горы и скороговоркой произносили такое приветствие Масленице: «Звал-позывал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор. Душа ль ты моя, Масленица, перепельные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты ль, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трехматерина дочка, кеточка-ясочка, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться. Как навстречу Масленицы выезжал честной Семик в салазочках, в одних портяночках, без лапоток. Приезжала честная Масленица, широкая боярыня, к Семику во двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Ей-то Семик бьет челом на салазочках, в одних портяночках, без лапоток. Как и тут ли честная Масленица на горах покаталася, в блинах повалялася, сердцем потешалася. Ей-то Семик бьет челом, кланяется, зовет во тесовый терем, за дубовый стол, к зелену вину. Входила честная Масленица, широкая боярыня, к Семику во тесовый терем, садилась за дубовый стол, к зелену вину. Как и она ль, честная Масленица, душой потешалася, умом повеселилася, речью наслаждалася».

После этой встречи ребятишки сбегали с гор с криками: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»

-4

Под Москвой в понедельник в семьях, где была молодежь, делали из тряпок женскую фигуру с длинной косой, одетую в девичий наряд. Фигура изображала девушку; в руки этой фигуры дается помазок и блин..

Без блинов не Масленица, без пирогов — не именины.

Во многих семьях блины начинали печь с понедельника.

Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись из гречневой или пшеничной муки, большие — во всю сковородку, или с чайное блюдце, тонкие и легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра, снетки.

На Масленице — первый блин за упокой.

Первый блин на Масленице клали на слуховое окошко «для душ родительских» со словами: «Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!» Иногда первый блин отдавался нищим, чтобы они помянули всех усопших.

-5

Прежде печения блинов русские женщины готовили опару с особенными обрядами. Одни опару готовили из снега, на дворе, когда взойдет месяц. Здесь они причитывают:

Месяц, ты месяц,

Золотые твои рожки!

Выглянь в окошко,

Подуй на опару.

Они были уверены, что месяц выглядывает из окошка и дует на опару. От этого будто был блины бывали белыми да рыхлыми.

Другие выходили вечером готовить опару на речки, к колодцам и озерам, когда появятся звезды.

Приготовление первой опары содержалось в величайшей тайне от всех домашних и посторонних. Малейшая неосторожность стряпухи наводила на хозяйку тоску в продолжение всей недели.

Где не было свекра и свекрови, где молодые встречают первую Масленицу, тещи приходили к зятьям в дом учить своих дочек печь блины. В старину зятья и дочери приглашали заранее таких гостей поучить уму-разуму. Это призвание считалось нашими бабушками за великую честь; о нем говорили все соседи и родные. Званая теща обязана была прислать с вечера весь блинный снаряд: таган, сковороды, дежники, половник и кадку, в чем ставить блины. Тесть присылал: мешок манной грешневой муки и коровьего масла. Неуважение зятя к сему обычаю считалось бесчестием и обидой и поселяло вечную вражду между тещей и зятем.

-6

Русская Масленица всегда славилась блинами, их качеством и количеством.

Блин добро не один.

Блины брюха не портят.

Блин не клин, брюха не расколет.

На горах покататься, в блинах поваляться.

На Масленицу ели огромное количество блинов, так что многие потом расплачивались за подобное обжорство плохим самочувствием, болезнями.

Во многих областях России люди зажиточные встречу Масленицы начинали с посещения родных. С утра свекор с свекровью отправляли невестку на день к отцу с матерью, а вечером сами приходили к сватам в гости. Здесь, за круговой чашей, условливались: когда и где проводить время? кого звать в гости? когда кататься по улицам?

К первому дню Масленицы устраивали общественные горы, качели, вислые и круглые, балаганы для скоморохов, столы с яствами. Не ходить на горы, не качаться на качелях, не потешаться над скоморохами, не отведать сладостей — значило в старину: жить в горькой беде, лежать на смертном одре, сидеть калекой без ног. В старину москвичи Масленицу справляли у Красных Ворот. Здесь Петр Великий открывал Масленицу с понедельника и качался на качелях с офицерами.

-7

Загадки о блинах. Ток железный, посад яровой. (Блин на сковороде.)

На плешь капнешь, вставишь, попаришь, вынешь, поправишь. (Пекутся блины.)

Берега железны, рыба без костей, вода дорога. (Сковорода, блин и масло.)

Сидит царь-птица на золотых яичках. (Сковорода на углях.)

В первый день праздника дети обходили избы деревни, поздравляли с наступлением Масленицы и выпрашивали блины.

Тин-тинка,

Подай блинка,

Оладышка-прибавышка,

Масляный кусок!

Тетушка, не скупися,

Масляным кусочком поделися!

* * *

Ах ты Домнушка,

Красно солнышко!

Вставай с печи,

Гляди в печь,

Не пора ли блины печь! —

с этими песенками ребятишки входили в дом и просили: «Подайте широкой Масленице!» Если хозяйка подавала мало, ребята убегали со словами:

Паршивые блины

По аршину длины!

После обеда дети собирались на горе и, скатываясь, выкрикивали:

Широкорожая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

Не отставали от ребят и взрослые. В один из первых дней они тоже ходили от дома к дому и собирали «на Масленицу», припевая:

Масленица-кривошейка,

Состречаем тебя хорошенько!

С блинцами,

С каравайцами,

С вареничками!

-8

В богатых домах ко второму дню Масленицы братцы устраивали горы для сестриц среди двора. Матушки посылали позываток звать по родным и знакомым дочек и сынков, с наказом: у нас, де, горы готовы и блины испечены — просим жаловать. Позываток встречали с почетом и приветом, угощали вином и блинами и отпускали с наказом: «Кланяться хозяину и хозяйке с детками, со всеми домочадцами; а деток своих пришлем к вечеру». Отказ всегда объявлялся условленным, общим выражением: «У нас, де, состроены у самих горы и прошены гости». Соседи толковали такие отказы по-своему: «Здесь, де, начинается разлад и дочку прочат за другого». Гостей принимали с встречами у ворот, крыльца и образной. После нескольких угощений гостей отпускали потешиться на горы. Здесь братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых. Нянюшки, матушки, бабушки все это знают; с ними встарь то же бывало; теперь они радуются на веселости своих деток, воображая их будущее счастье.

Дети катались с гор во все дни Масленицы, взрослые же присоединялись к ним со среды или четверга. Съезжали с гор на санях, на салазках, на обледенелых рогожах.

Катанию с гор придавался особый смысл. В старину, например, существовал обычай лучшим пряхам в семье кататься с гор на донцах, причем у той, которая дальше прокатится, думали, будет самый лучший лен.

-9

В Архангельской губернии долго сохранялась традиция на Масленицу скатываться с горы парам, которые поженились в этом году. Сани с молодоженами подъезжали к горе в то время, когда там собиралось много мужиков и холостых парней. Как только молодой поднимался на гору, мужики кричали: «Молоду такого-то на горку!» Она, услышав приглашение, выходила из саней и, поклонившись, шла к ожидающему ее мужу, беспрерывно кланяясь, а зайдя на горку и еще отмерив в одну сторону три низких поклона и сев к супругу на колени, целовала его три раза; но стоящие тут зеваки, не довольствуясь этим, держали санки, говоря: «Еще, еще раз подмажь, ходче пойдет!» — и заставляли молодую целовать мужа еще много раз и тогда только позволяли их скатиться. Скатившись, молодая вновь целовала мужа, но теперь уже только один раз. Все поженившиеся пары деревни должны скатиться по одному разу.

Катание с гор молодоженов сопровождалось песнями, которые пели в основном девушки, собравшиеся на горе и ожидающие своей очереди покататься.

-10

Со среды в масленичном веселье не принимали участие уже только младенцы да старики, не выходившие из дому.

Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, помочь холостой молодежи найти себе пару.

Например, костромичи «выборанивали девок» — таскали борону вдоль домов, чтобы девкам легче было выйти замуж. В Воронежской губернии женщины привязывали неженатым парням колоды — в наказание за то, что не женился в прошедший мясоед. От колоды и от довольно откровенных насмешек приходилось откупаться вином, блинами, конфетами.

Больше всего внимания и почестей оказывается на Масленицу молодоженам. Традиция требует, чтобы они, нарядные, выезжали «на люди» в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе; чтобы торжественно, под песни скатывались с ледяной горы. Молодые супруги должны были принять участие и в обычае, который известен под названием «Столбы». Состоял этот обычай в том, что молодые, нарядившись в свои лучшие костюмы (обыкновенно в те самые, в которых венчались), вставали рядами («столбами») по обеим сторонам деревенской улицы и всенародно показать, как они любят друг друга; при этом кричат: «Порох на губах!» — и предлагают целоваться. «Покажите, как вы любитесь!» «Столбы» продолжались целый час, а потом ехала кататься.

У владимирцев был свой обычай: утром вытаскивали на улицу молодого мужа и закидывали его снегом, а то и прямо зарывали в снег (говорили: «Молодых зятьев зарывать пойдем!»). Жена должна была выкупить своего мужа, поднести «зарывалыцикам» угощение и столько раз целоваться с мужем, сколько просили.

-11

Однако самым главным событием, связанным с молодоженами и справляемым по всей Руси, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир. Этому обычаю посвящено огромное количество пословиц, поговорок, песен (в основном шуточных), анекдотов и пр. В некоторых местах «тещины блины» происходили на «лакомки», т.е. в среду на Масленой неделе, но могли приурочиваться к пятнице.

Зять на двор — пирог на стол.

У тещи про зятя и ступа доит.

Придет зять, где сметанки взять?

Был у тещи, да рад утекши

У тещи зять — первый гость, а принят в дом — первый разбойник

Нет черта в доме - прими зятя

Зять в дом — и иконы вон.

Теща про зятя пирог пекла.

Соли да муки — на четыре рубли,

Сахару изюму — на восемь рублей,

Встал этот пирог — в двенадцать рублей.

Думала теща про всех про гостей —

Зятюшка сел — да в присест пирог съел.

Теща по горенке похаживает,

На мила на зятюшку поглядывает:

«Как тебя, зятющка, не розорвало?

Как тебя, родимого, горой не навело?» —

«Розорви, розорви тещу мою,

Тещу мою да свояченицу.

Пойдем-ка, тещенька, отгащивать ко мне.

Есть у меня про тещу много пива и вина,

Есть еще про тещеньку три дубины:

Первая дубинушка — березовая,

Вторая дубинушка — еловая,

Третья дубинушка — осиновая».

Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали «тещины вечерки» — приглашали на блины. Являлся и бывший дружка, который играл ту же роль, как и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок.

-12

С четверга, недаром называвшегося «широким», масленичный разгул развертывался во всю ширь. Всем миром выходили на кулачные бои, возведение и взятие снежного городка, на конские бега.

Центральной фигурой все же оказывалась сама Масленица — кукла из соломы, которую наряжали в кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти, усаживали на сани и везли в гору с песнями встречали Масленицу.

Сопровождала Масленицу ряженая молодежь. Чаще всего рядятся цыганами Иногда рядом с Масленицей-чучелом садилась в сани женщина, изображающая Масленицу, которая за прядильным станком крутит масло

В Ярославская губернии масленичный поезд выглядел следующим образом: «запрягают десять лошадей и более в нарочно для того приготовленную большую повозку своего рукоделья: лошади впрягаются гусем одна за другою; на каждую из них сажают вершника в рубище, разодранном с ног до головы, всего выпачканного сажею; один вершник держит большой кнут своего изделия, другой — метлу; везде и даже на свои шеи навешивают коровьи колокольчики и всякие погремушки; рогожную кибитку, всю испачканную, увешивают вениками, как будто унизывают жемчугом, и сажают в нее пьяного человека, тоже испачканного сажею и в разодранном рубище, облитом пивом; подле него стоит бочонок с пивом, против него — раскрытый сундук со съестными припасами — пирогами, рыбою, яйцами, оладьями и пряженцами». Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне и затем отправлялся в соседнее село.

-13

В Сибири масленичный поезд создавали на свой манер: ««Робята», заготовив соломенное чучело с мужскими атрибутами и принарядив его в «мужичье» платье, усаживали в специальный экипаж, составленный из связанных в ряд двух-трех саней; в них впрягалось по одной лошади; в передок саней ставилась пустая бочка, рядом — стол с закуской, пустыми бутылками и винными стаканчиками; посредине водружалась жердь, на нее надевалось на некотором возвышении колесо, а на нем привязывалось чучело в сидячем положении, с привязанными к нему куском коровьего масла и бутылкой со стаканами; на тот же экипаж клалось еще корыто».

На золовкины посиделки молодая невестка приглашала своих родных к себе. Если золовки были еще в девушках, тогда невестка сзывала старых своих подруг-девиц; если они были выданы замуж, тогда она приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная невестка обязана была дарить своих золовок подарками.

-14

В Тульской, Пензенской и Симбирской губерниях в субботу дети строили на реках, прудах и полях снежный городок с башнями и воротами. Они разделялись на две стороны, одна охраняла городок, другая - с боем занимала его. «Охранители» вооружались метлами и помелами, а храбрецы - палками. После битвы нападающие врывались в ворота и разрушали городок. В этой игре принимали участие и взрослые. Иногда храбрецы садились на лошадей и конные нападали на городок. После взятия городка взрослые воеводу купают в проруби. После сего начинается всеобщее угощение и с песнями возвращаются по домам.

В воскресенье — «прощеный день» устраивали проводы Масленицы. С утра ребятишки собирали дрова для костра жечь Масленицу:

В подмосковных селах в воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по деревне до темноты, с песнями и шумом. А поздно вечером выезжала на озимь и здесь на приготовленном костре чучело сжигала.

-15

Калужские девки и бабы разыгрывают целое представление — похороны Масленицы: «Делают из соломы куклу с руками, надевают на нее бабью рубашку и сарафан, а на голову навязывают платок. В таком виде кукла эта изображает собою Масленицу. Затем одну бабу нарядят попом, наденут на нее рогожу наместо ризы и в руки дадут ей навязанный на веревке осметок — на место кадила. Двое из участвующих в обряде берут Масленицу под руки и в сопровождении толпы, под предводительством «попа» пускаются в путь из одного конца деревни в другой, при пении различных песен. Когда же процессия выступает в обратный путь, то Масленицу сажают на палки вместо носилок, накрывши ее пеленкой. Дошедши до конца деревни, процессия останавливается. Тут куклу-Масленицу раздевают, разорвут и растреплют всю. Во время шествия с Масленицей «поп», размахивая кадилом, кричит «аллилуя!», а за ним кричит, шумит вся толпа — кто во что горазд: кто плачет, кто воет, кто хохочет и т.д. А когда Масленицу хоронят, то поют песни».

Прощай, Масленица,

Прощай, красная!

Наступает великий пост,

Дадут нам редьки хвост.

А мы редьку не берем,

Кота за уши дерем!

Масленица-ерзовка,

Обманула нас, плутовка!

Оставила нас

На кислый квас,

На постные щи,

На голодные харчи.

Всему миру надоела,

Обманула, провела,

Годика не дожила,

До поста довела.

Шла сторонкою к нам,

По заулочкам, закоулочкам,

Несла блинов чугуны,

Надорвала животы!

Блинов напекла,

Сама все пожрала,

А нам редьки хвост

Дала на пост!

Весело гуляла,

Песни играла,

Протянула до поста, —

Гори, сатана!

-16

У Масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен. С Масленицей прощались и в шутку и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли:

Масленица, прощай,

А на тот год опять приезжай!

Молодежь вела себя более бурно и выкрикивала: «Убирайся вон, рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела!» Кидали в костер блины: «Гори, блины, гори, Масленица!». Парни, перемазанные сажей, старались и других выпачкать, в первую очередь, конечно же, девушек, а с ними и тещ: «Теща, люли, поджаривай блины!».

Не все коту Масленица, будет и Великий пост. И в преддверии Великого поста, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения. С той же целью в прощеное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины и поклонялись праху родных.

Новобрачные ездили по своим родным отдаривать тестя с тещею, сватов и дружек за свадебные подарки. Кроме подарков приносились и пряники, испещренные узорами и надписями: «Кого люблю, того дарю.— От милого подарок дороже золота. — Чин чина почитай, и подарок не забывай. — Милости просим нашей хлеба-соли. — За все благости наше низкое челобытьице». Тульские пряники, белевские медовики, вяземские коврижки считались у наших отцов дорогими подарками.

-17

На прощеный день ездили отдаривать кума с кумой. За ризки и зубок привозят соответственные подарки равным по состоянию, щедрые бедным. И здесь пряники составляют необходимую принадлежность. В деревнях самый почетный подарок для кума состоял из полотенца, для кумы - из бруска мыла.

Прощание между родными и знакомыми происходило вечером. Прощаться приходили родные к старшему в роде, бедные - к богатым. В старые годы на прощанье приносили пряники. Прощаясь, говорили, по обыкновению, друг другу: «Прости меня, пожалуй, буде в чем виноват пред тобою». Прощание заключалось поцелуем и низким поклоном. Прощание между домашними бывало после ужина, пред сном. Здесь дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения. После их приходили все находящиеся в услужении и справляли свое челобитье.

-18

В XVII столетии государи хаживали на прощанье к патриарху с боярами, окольничими и думными людьми.

О русской Масленице между народом сохранились поговорки:

Не житье, а Масленица.

Масленица семь дней гуляет.

Милости просим к нам об Масленице с своим добром, с честным животом.

Сваталась Маланья на Масленице, думала-гадала замуж пойти, а того Маланья не ведала, что Масленица только ставит молодых на показ.

Пируй и гуляй баба на Масленице, а про пост вспоминай.

Выпили пиво об Масленице, а с похмелья ломало после Радуницы.

Масленица - семикова племянница.

Масленица объедуха, деньгам приберуха.

Звал, позывал честный Семик широкую Масленицу к себе погулять.

Перепелиные косточки, бумажное тельце, сахарные уста, - Масленица.

На горах покататься, в блинах поваляться.

Тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка (Маслена).

Какой день маслены красный, в такой сей пшеницу.

Отдадим почтенье на Сырной в воскресенье (т.е. напроказим, перерядимся и пр.).

Оттепель с заморозками в Прощеный день — к урожаю грибов.

(с) Наталия Будур, по материалам авторских книг о традициях русского народа

Иллюстрации - из свободного доступа в интернете.

-19

леница,