Книга Кристины Пизанской (1364-1430) «О Граде Женском» (1405) начинается с рассказа о том, как писательница стыдилась того, что она женщина, ведь женщины делают жизнь мужчин такой невыносимой. Кристина признается, что была в отчаянии и ощущала себя стоящей над пропастью между опытом своей женственности и презрительными текстами авторов-мужчин, которых она считала авторитетами, и даже сама стала верить в виновности женщин во всех ужасах, о которых говорят многие люди.
Но в этот момент перед ней появляются три аллегорический образа - богиня Разума, богиня Праведности и богиня Правосудия, коронованной и величественной внешности, которые рассказывают ей правду, учат ее принятию своей женственности и истории, а она, воплощая смирение и кротость, падает перед ними ниц, целуя землю, на которой они стоят. Каждая из трех Леди предлагает помощь в строительстве Града Женского.
Разум с зеркалом знания в руках рассказывает почему мужчины клевещут на женщин и помогает ей лопатой разумения вырыть большой котлован, вынося корзины с землей предубеждений о том, что женщины действительно так плохи, как о них пишут другие авторы. Город начинается с глубокого фундамента и прочного цемента Разума, каменные глыбы олицетворяют прославленных женщин прошлого от Семирамиды и Томирис до Фредегонды, Береники и Зенобии, в список наряду в почтенными женами, девственницами и святыми входят женщины-правительницы, художницы, ученые, воины, изобретательницы и пророки.
Праведность с линейкой в руках помогает построить внутри крепких и высоких стен здания, символизирующие добродетели, линейкой она отмеряет справедливость и несправедливость, добро и зло, и наказывает зло, а добру указывает верный путь.
Правосудие воздает каждому по заслугам из своей чаши и помогает завершить постройку зданий, а потом покрыть их золотом.
В итоге в город будут приглашены достойные женщины, которые создадут добродетельную общину, а населенный город распахнет свои врата для Девы Марии в сопровождении святых мучеников, которые получат ключи от города. Получившийся город напоминает Град Божий, описанный Августином Блаженным.
Вместе со строительством этого города, средневековая интеллектуалка учится сама и делится учением со своими читателями: что гораздо разумнее и вернее считать женщин не бессмысленными и злыми существами, а важной частью общества, задается вопросом, должны ли женщины получать образование наравне с мужчинами, и почему эта идея так не нравится мужчинам, затрагивает темы беззакония насилия, способности женщин к обучению и управлению обществом, говорит о женщинах как о группе, обладающей теми же достоинствами и недостатками, что и мужчины.
Книга стала настоящим откровением и действительно ответила многим авторам, писавшим о женщинах ранее, но вместе с тем это и реализация отчаянной потребности создать безопасное пространство для себя женщин в интеллектуальном поле, в культуре, которая несправедлива по отношению к ним. «Книга о Граде Женском» - не только о создании вымышленного Города женщин, но и о границах безопасности и справедливости вне литературных аллюзий.
Текст, несомненно, актуален и понятен и в наши дни, и, конечно же, обязателен для ознакомления. Пусть будет как можно больше людей, разделяющих идеи "Града Женского", которые бы помогли выстроить общество справедливости и добра.