Найти тему
Следы памяти I XX век

Глава 78. Итак, я вернулась в Москву — через шестнадцать лет

20 век в воспоминаниях моей бабушки. Начало здесь

Начинать работать в Министерстве было трудно. Не потому, что я работу не знала, а потому, что надо было начинать, как несколько раз до этого — с нуля. Людей в отдел я подобрала быстро, но для москвичей работа как бы не была главным делом. В головах у них всегда на первом месте какие-то не связанные с работой мысли. Это делу мешает, и коллектив в отделе сложился не скоро. Все были безразличны друг к другу. Москва. Это ее особенность, не то, что провинция. Совсем другая жизнь.

Итак, я вернулась в Москву — через 16 лет. Уезжала совсем без груза. В одной руке чемодан (без колесиков, тогда таких и не было), в другой руке — ручка 4-х - летнего сына. В Москве остались два брата и много хороших друзей, с которыми я даже не попрощалась. Ведь уезжала я далеко и почти тайно. Жилья в Москве у меня не было, да и вещей тоже. Все вещи уместились в один чемодан, и мои, и сына.

Трудностей на моем пути было много. Ведь уехала я тогда на Колыму. Но никогда на судьбу свою никому не жаловалась. Одних только переездов за эти 16 лет с «переводами» на другую работу и переменой места жительства было около десяти. Много разных городов и поселков повидали мы с сыном. Много было командировок — и на машинах, и на поездах, и на пароходах, и на самолетах.

Помню, как возвращаясь из командировки, дней десять просидели в Хабаровске, ожидая вылета. Вылетели, и через пару часов вынужденная посадка в Охотске, еще на несколько дней. Жили без гостиницы у работников аэродрома, спали на полу на матрасах по 6-10 человек. Хорошо, что я почти всегда ездила без груза. Перед отъездом на новую работу в другой город или поселок, при возможности убогая мебель продавалась или оставалась просто так. Только книги я не оставляла. Те, которые не могла перевезти с собой, обычно пересылала бандеролями по 1-2 книги.

Настоящую, приличную мебель в однокомнатную квартиру я смогла приобрести только в Белгороде в 1957 году «по случаю». Кто-то уезжал в Ригу, а мебель продали мне. Она и сейчас со мной. В Белгороде же я купила и новинку цивилизации — стиральную машинку — тульскую. В Воронеже к моему богатству прибавился холодильник «Ока». Представьте себе, я и сейчас пользуюсь им, а ведь прошло более 40 лет. Прекрасный холодильник. Так что, при переезде обратно в Москву пришлось мебель отправлять контейнером по железной дороге.

Как-то посчитала, в скольких городах и поселках побывала я в нашей стране, в одних местах жила по несколько лет, в других — по несколько дней, включая отпуска и командировки. Насчитала более 60. Только на самолете налетала я более 200 часов. По всей стране у меня были хорошие друзья. Помню, как в праздничные дни я с удовольствием отвечала более, чем на полсотни поздравлений. А потом их становилось все меньше и меньше. И вот пришло время, и отвечать стало почти некому. Среди друзей, конечно, были у меня и мужчины — любимые. Жизнь меня со всеми разводила по-разному, но со всеми мирно, оставляя хорошими друзьями.

Автор: Рахманова Вера Михайловна

© «Следы памяти», Рахманова С.А., Москва, 2020 г. Все права защищены

Рахманова Вера Михайловна, Москва, 1975 год (50 лет). Фото из семейного архива.
Рахманова Вера Михайловна, Москва, 1975 год (50 лет). Фото из семейного архива.

Следующая глава здесь

Предыдущая глава здесь