Найти тему
История войн и оружия

Летчик-истребитель Покрышкин: сколько же самолетов он сбил на самом деле? Часть 1. 1941 - 1942 гг.

Поражаюсь как плохо поставлено исследование подвигов советских Героев в современной России, в СССР ясное дело жесткая цензура просто не дала бы проверить количество сбитых с немецкими документами.

Возможно ли сейчас подтвердить победы Покрышкина? По самым растиражированным рассказам, он сбил лично 59 (или 52) вражеских самолета, уже в постсоветский период историк авиации М. Быков после изучения архивных документов ЦАМО установил, что Покрышкин сбил 43 самолета лично и 3 в группе. Разнилось и количество воздушных боев их было по разным данным 137, 140 или 156.

Биограф Покрышкина Тимофеев насчитал больше 100 вражеских машин, другой исследователь Марчуков утверждает, что летчик сбил 53 самолета лично и 6 в группе.

Сам Покрышкин говорил в беседе с Молотовым, что сбил 90 самолетов противника.

Помимо этого утверждается, что в 1941 г. Покрышкин сбил еще несколько самолетов, но документы полка о сбитых сгорели и не были подтверждены.

Исследователь О. Каминский решили подробно разобрать едва ли не каждый бой Покрышкина, что должно было сделать российское государство давным-давно.

Он опирается судя по всему на известные сводки генерал-квартирмейстера люфтваффе, они почти все уцелели. Но Каминский упускает другие документы, цифры потерь люфтваффе в вышестоящих штабах по результатам боев, а так число самолетов может отличаться. Но пока что есть, то и рассматриваем.

Итак рассмотрим бои Покрышкина в Великой Отечественной войне.

К началу войны ему было уже 28 лет, он служил в Красной Армии еще с 1932 г., тогда он был старшим лейтенантом и заместителем командира 1-й эскадрильи 55-го истребительного авиаполка Одесского военного округа. Полк располагался частично на аэродромах "Маяки" и "Есиповка" Фрунзовского района Одесской области, частично на аэродроме "Бельцы" и был вооружен новыми истребителями МиГ-3.

22 июня в 17.30 Покрышкин по ошибке сбивает Су-2 командира эскадрильи Гудзенко и штурмана Семенова 211-го бомбардировочного полка, которые возвращались с задания по бомбардировке румынских войск. Самолет сел на вынужденную, штурман погиб.

МиГ-3. На высотах до 3 000 м он отставал от Ме-109 даже в горизонтальном полете, по скороподъемости уступал Ме-109F почти в два раза
МиГ-3. На высотах до 3 000 м он отставал от Ме-109 даже в горизонтальном полете, по скороподъемости уступал Ме-109F почти в два раза

26 июня вместе с младшим лейтенантом Семеновым вылетел на разведку вражеских переправ на реке Прут. На них в районе Яссы - Штефанешты напали 5 Ме-109, Покрышкин сбил один самолет, он еле довел свой поврежденный МиГ до своего аэродрома.

В тот же день звено младшего лейтенанта Грачева сбило 3 Ме-109, по одному "мессеру" сбили младший Речкалов и младший лейтенант Довбня. Группа младшего лейтенанта Чижова из 146-го полка тоже сбила Ме-109 в районе Тарутино.

В немецких документах потерь истребителей не зафиксировано только три Ме-109 были повреждены потерпев аварию на аэродроме.

В 4.40 минут утра один румынский Ме-109Е из 7-й истребительной группы был уничтожен на аэродроме Роман при налете двух советских истребителей. Вероятно самолет мог быть уничтожен в воздушном бою с парой Покрышкина и Семенова.

3 июля Покрышкин сбивает в районе Страшены румынский истребитель ПЗЛ-24. Румынские источники подтверждают потерю не ПЗЛ-24, а двух IAR-38 один был поврежден в воздушном бою и разбился при посадке. Другой самолет был поврежден зенитками и сел на вынужденную. Еще один IAR-38 потерял убитым стрелка, но самолет почти не был поврежден в бою с советскими истребителями. Тут можно предположить, что Покрышкин все же сбил IAR-38.

5 июля Покрышкин в паре с командиром 55-го полка майором Ивановым сбил Хш-126 южнее Бельцы. Младший лейтенант Семенов увлекся атакой подбитого Хш-126 допустил ошибку в пилотировании и сорвался в штопор из которого не вышел. Еще один "хеншель" сбил младший лейтенант Фигичев.

Немцы в тот день не теряли "хеншель", а румыны потеряли IAR-39, пилот и стрелок погибли, а наблюдатель попал в плен. То есть его можно записать или на счет Покрышкина и Иванова или на счет Фигичева.

Потом МиГ летчика подбивают зенитки, он самостоятельно возвращается в часть.

5 октября Покрышкина и Комлева в 7.47, которые должны были вести разведку в районе Пологи - Орехов - Большой Токмак - Конские Раздоры сбивают восточнее Орехова 4 Ме-109. Покрышкин сбитый под Малой Токмачкой сел в расположении своих войск и некоторое время буксировал свой МиГ-3, потом по приказу командующего 18-й армией его сжег и вернулся в свою часть 13 октября. Комлева же расстреляют партизаны за дезертирство, когда он тоже попытается уйти в свою часть.

Штаб 20-й смешанной авиадивизии писал, что Покрышкин все же сбил один Ме-109, по немецким источникам потерь не было.

55-й полк возвращается на фронт после ремонта матчасти и передышки. В период Ростовской оборонительной операции с 5 по 16 ноября Покрышкин произвел 13 одиночных боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника, во время которых он уничтожил 12 автомашин и 4 противотанковых орудия.

23 декабря 1941 г. Покрышкин награждается орденом Ленина № 7086. Комполка Иванов в наградном документе написал, что пилот был сбит два раза, выполнил 190 боевых вылетов, из них 144 на штурмовку. Ни слова о сбитых самолетах. Но в других документах сообщается, что в течение июня-декабря 1941 г. он сбил 2 вражеских самолета лично и один в группе.

Орден Ленина дали ему за штурмовку и разведывательные вылеты.

18 апреля 1943 г. командир 16-го гвардейского полка подполковник Исаев писал, что орден Ленина Покрышкин получил за 336 боевых вылетов, 40 воздушных боев, 6 самолетов сбил лично и 6 - в группе.

Ситуация запутанная.

Тут по-моему и проявились все дефекты МиГ-3, немцы называли его "Иван" за дубовость управления, поэтому и Покрышкин почти никого и не сбил. МиГ-3 превосходил немецкие самолеты на высотах 5 000 м и выше, а ниже он им уступал.

В 1942 г. 16 февраля Покрышкин получил звание капитана, 7 марта полк переименовали в 16-й гвардейский истребительный авиаполк.

В то время летчик летал на истребителе МиГ-3 с номером "5".

К середине марта 1942 г. согласно представлению комполка Иванова Покрышкин произвел 288 боевых вылетов. На штурмовку - 63, на разведку - 133, на сопровождение бомбардировщиков - 19, на прикрытие своих войск - 29, на перехват самолетов противника - 36, на разведку со штурмовкой - 8 боевых вылетов. Пилот участвовал в 26 воздушных боях, лично сбил 4 самолета и 3 в составе звена, уничтожил и повредил 45 вражеских автомашин.

С апреля эскадрилья, в которой воевал Покрышкин пересаживается на Як-1, остальные пока остаются с И-16 и МиГ-3.

Покрышкин же с середины до конца мая находится в составе спецгруппы замкомандующего ВВС Северо-Кавказского фронта генерал-майора Науменко в Новочеркасске и летал на Ме-109Е из хорватской 15.(Kroat.)/JG.52. С "мессером" произошел курьезный случай, пилот СБ в панике посадил свой СБ в плавнях, а летчик У-2 сел на пашню около аэродрома.

9 июля в боях возле села Берестовое Артемовского района Донецкой области капитан Покрышкин и старший лейтенант Речкалов сбили по одному Ме-109. Капитан Пилипенко из 40-го полка сбил один Ме-109 лично и вместе с Лобановым и шестью другими летчиками еще один "мессер".

Немцы тогда потеряли один Ме-109F, который был разбит при вынужденной посадке, если предположить, что причиной были советские истребители становится сразу несколько претендентов на сбитие.

Як-1. Немцы на вертикалях легко уходили от "Яков".
Як-1. Немцы на вертикалях легко уходили от "Яков".

11 июля 16-й гвиап перебазировался на аэродром "Шмидт" южнее Ворошиловграда, 16 июля он был уже на заводском аэродроме "Ростсельмаш" в Нахичеване, 21 июля на батайский аэродром.

В дальнейшем полк перебросили на Северо-Кавказский фронт 24 июля полк перелетел на аэродром "Кущевская", на следующий день на "Шкуринский", 30 июля на "Незамаевский", а 1 августа на "Геймановский".

2 августа рано утром две группы из 15 Ю-88 и 12 Ме-110 следовали над аэродром "Геймановская" в направлении на город Кропоткин. В районе станицы Ново-Михайловская с 5.20 - 6.05 было сбито 3 Ме-110. Два из них сбили 5 Як-1 (Покрышкин, Федоров, Вербицкий, Науменко, Мочалов). Каждому из 5 пилотов, включая Покрышкина засчитали по 2 победы в группе. Еще один Ме-110 сбил старшина А. Ф. Голубев во время перегонки самолета, в другом бою.

По немецким данным Ме-110 из II./ZG.1 «Wespe», в тот день наносили удар по аэродрому Кропоткин и поддерживали наземные войска, при этом сбили 3 самолета и повредили один, уничтожили 1 трактор и 4 дома с пехотой. Потерь в тот день 1-я тяжелая истребительная эскадра не понесла.

Полк находившийся с 3 по 4 августа на аэродроме "Ворошиловск" перебазировался на "Архангельская" (находился там с 5 по 10 августа).

Примерно в это время, в августе 1942 г. Покрышкин был назначен командиром эскадрильи.

9 августа полк выходит из состава 216-й дивизии, передает свою материальную часть и убывает на переформирование вглубь Закавказья, для отдыха и пополнения людьми и техникой.

В справке о боевой работе, 16-й полк с 22 июня 1941 г. по 10 августа 1942 г. за 5 201 боевой вылет, провел 738 воздушных боев, уничтожил 122 вражеских самолета, из них 96 в воздухе. Штурмовыми и бомбовыми ударами уничтожили и вывели из строя 40 танков, 842 автомашины, 9 цистерн с горючим, 9 паровозов, 36 вагонов, 92 орудия, 2 склада с боеприпасами, разрушено железнодорожное депо, убито и ранено 4 660 солдат и офицеров, рассеяно до двух полков конницы противника. Израсходовано 840 561 патронов к ШКАС и БС, 20 372 бомб различного калибра, 527 реактивных снарядов.

Потеряли 130 самолетов и 69 человек, в том числе 50 пилотов.

С 24 сентября по 31 декабря 1942 г. 16-й полк дислоцировался в тылу Закавказского фронта в Азербайджане в авиагарнизоне "Манас" на побережье Каспия.

Всего в 1942 г. в воздушных боях 1942 г. Покрышкин официально сбил 1 немецкий самолет лично и 2 в составе группы.

Продолжение следует.

Спасибо за прочтение.

Источник Каминский О. Покрышкин