Найти в Дзене
Красноярск с высоты

Чемпион по "черному небу": Красноярск или Кызыл? Как обстоят дела с воздухом в столице Тувы

Что будет если в Красноярске остановить все заводы, убрать 90% автомобилей, в 10 раз сократить выбросы на ТЭЦ и заморозить зимой Енисей? Станет ли воздух чище? Ответ на этот вопрос мы решили поискать в Кызыле.

В рамках проекта #вТОПИМ совместно с телеканалом Прима и издательством Проспект Мира мы решили проехать по соседним городам и узнать , кто и чем загрязняет воздух и как там пытаются решать проблемы с экологией . Выяснить, есть ли общие причины смога и, возможно, найти какие-то варианты решения проблемы для Красноярска.

Черное небо мы увидели еще до того, как въехали в город. Кызыл, как и Красноярск находится в котловине и плохо продувается. По количеству солнечных дней в году республика Тува едва ли не превосходит черноморские курорты, но несмотря на это, жители столицы республики зимой солнце видят крайне редко. Сзади нас действительно голубое небо, но из Кызыла его, сквозь серую дымку, совсем не видно.

-3

В Кызыле нет каких-то промышленных предприятий. Те немногое, что осталось с советских времен уже давно не работает.

Город отапливает одна ТЭЦ, мощности которой несопоставимы с тремя Красноярскими. Станция оборудована фильтрами, пусть не самыми современными, но часть сажи они все-таки задерживают. Расположена ТЭЦ на восточной окраине города, то есть по розе ветров выбросы от нее должны уходить за город. Ну это при условии, что есть ветер.

-5

Население Кызыла около 120 тыс. человек, то есть примерно в 10 раз меньше, чем в Красноярске. Так что и машин здесь как минимум во столько же раз меньше, даже не учитывая низкий уровень доходов в республике.

-6

Многие красноярцы все экологические беды связывают с незамерзающим Енисеем. Каких только проектов не было представлено общественности по заморозке реки. Однако, как мы видим на примере Кызыла, замерзающий Енисей не решает никаких проблем.

Так откуда же в Кызыле столько смога? Единственный источник кроме ТЭЦ – это многочисленный частный сектор. Большая городской застройки - это как раз частные дома. Их в Кызыле насчитывается больше 18 тыс. штук.

-8

Если в центре города с многоэтажной застройкой и где рядом относительно продуваемое русло Енисея, показатели прибора, который считывает количество взвешенных в воздухе мелкодисперсных частиц было лишь чуть выше нормы, то как только мы заехали в частный сектор, показатели прибора начали резко расти.

-9

Мы встретились с несколькими жителями города, чтобы узнать каково это топить дома углем и есть ли ему альтернативы.

Топят здесь в основном местным углем с Каа-Хемского месторождения. По словам эколога Ольги Кальной, этот уголь жирный, при сгорании выделяет много сажи и для отопления частных домов вообще не предназначен. В обычной печке уголь сгорает не до конца, в морозы до 40-50% просто улетает в трубу. Местную ТЭЦ проектировали как раз под этот уголь, там он хотя бы полностью сгорает.

-11

Альтернатива каа-хемскому углю - наш родной балахтинский, он производит меньше выбросов. Только вот при сопоставимой цене наш уголь сгорает гораздо быстрее, поэтому и для отопления дома его нужно больше. Топиться балахтинским углем здесь практически роскошь.

-12

Надо отметить, что стоимость угля в Туве и без этого немаленькая – 2700-2800 рублей за тонну, плюс 500-600 рублей стоимость доставки. Многих местных жителей гораздо больше интересует вопрос снижения стоимости угля, нежели проблемы “черного неба”. Оно и понятно – при медианной зарплате около 20 тыс. рублей покупать каждый зимний месяц по 2 тонны угля весьма затратно.

Кроме того, что уголь при сжигании производит вредные выбросы, топить дом им просто неудобно. Обязательно нужно, чтобы кто-нибудь сидел дома, следил за печью. Нельзя просто так кинуть угля в топку и уйти на весь день - дом просто промерзнет. Горожане мечтают об установке автоматических котлов, только вот позволить их себе могут единицы. Не говоря уже о том, чтобы отапливать дом электричеством. Это примерно в 3 раза дороже.

-14

От угольного отопления жители не в восторге, но понимают, что альтернатив нет. Поэтому придумывают лайфхаки, чтобы упростить жизнь. На фото вы можете видеть специальную шторку вокруг печи, которая позволяет улавливать часть сажи. Раз в несколько недель ее приходится стирать. Но спасает она лишь частично – раз в год стены в доме все равно нужно белить. И от черных соплей у детей после ночи в таком доме она тоже не спасает.

-15

Еще один пример адаптации жителей к реалиям жизни – носить черную одежду. Все светлые вещи моментально покрываются слоем копоти, как и все вокруг. Стирать куртку раз в неделю проблематично, поэтому проще просто носить черное.

А вот собакам не всем довелось родиться с черной шерстью. Поэтому всю зиму они ходят вот такими чумазыми.

Куда ни кинь взгляд –вокруг все черное, особенно в частном секторе.

-18

По рассказу одной из наших собеседниц, недавно в детском саду знакомый ребенок нарисовал черного снеговика. Вот так искажено восприятие мира – белый снег тут лежит совсем недолго. В один из дней, гуляя по городу, я сам увидел такого снеговика.

-19

Какие же все-таки есть варианты решения? На эту тему мы поговорили с руководителем Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов РАН Валерием Котельниковым. Еще в 2007 году они разработали специальные брикеты (полукокс), которые позволяют сократить количество сажи до 40%. Если наладить производство, то стоимость такого топлива может быть даже меньше, чем у угля. Но для этого нужны серьезные вложения, а инвесторы вкладывать деньги в Туву не спешат. Слишком рискованно.

-20

Также по словам Котельникова, прямо под Кызылом и окрестностями находятся залежи пластового газа, запасов которого по разным оценкам хватило бы на 20-30 лет. Тут опять все упирается в деньги - ведь надо изучить вопрос, посчитать экономическую целесообразность и только после этого начать разработку.

-21

Проблему “черного неба” радикально мог бы решить, пожалуй, лишь магистральный газопровод. Но о планах на газификацию пока остается только мечтать. Тянуть сюда трубу ради 120 тыс. населения на сегодняшний день выглядит фантастикой, учитывая то что даже в миллионный Красноярск в перспективе ближайших лет газовую трубу проводить никто не намерен.

Но министр экологии Тувы Шолбан Хопуй с этим не согласен. Понимание со стороны “Газпрома” вроде бы есть и власти республики надеются договориться о прокладке трубы до Кызыла.

По его словам, сейчас регион надеется попасть в федеральную программу “Экология” и получать на решение проблем федеральное финансирование. Возможность эта появилась после того, как в Кызыле появилось три экологических поста. Полученные там данные дают Кызылу все шансы попасть в десятку самых загрязненных городов России, а значит и получать средства от Москвы.

-22

Правда данных с этих постов нет в открытом доступе. На мой вопрос, планируется ли в ближайшем будущем предоставлять эту информацию жителям в режиме онлайн, министр экологии ответил отрицательно. Данные можно получить, отправив официальный запрос. Сами понимаете, сколько это может занять времени. Режимов неблагоприятных метеоусловий здесь не объявляют, а значит своевременной информации о том, что лучше сократить пребывание на улице, жителям получать неоткуда, остается лишь полагаться на свое обоняние. Прогулка ребят в детском саду прямо под окнами Правительства республики в то время, как количество взвешенных частиц в несколько раз превышает норму, как нельзя лучше иллюстрирует отношение к праву получать эту информацию.

-23

Покидая Кызыл с одной стороны была радость наконец-то увидеть уже весеннее солнце. А с другой стороны весьма печальное понимание того, что никаких изменений в лучшую сторону в ближайшие годы, к сожалению, не предвидится.