«Супернова» с участием Стенли Туччи и Колина Ферта — блестящий пример того, как надо снимать кино в период пандемии. Небольшой бюджет, блестящий оператор Дик Поуп, много музыки и праведные мысли о том, что гей-браки, вероятно, придумали на небесах
Текст: Александр Кондуков
Не так давно мы рассказывали о режиссерском опыте Вигго Мортенсена «Падение», в котором страдающий от деменции пожилой мужчина и представители ЛГБТ существовали в рамках одного сюжета.
Теперь нас заинтересовала сходная по координатам, но уже гораздо более душещипательная лента. Рассказывает она о медленном угасании двух творческих людей с разных континентов. Происходит это на глазах друг и друга и на фоне пронзительных британских пейзажей озерного края.
Герои картины — американец Сэм (Колин Ферт) и англичанин Таскер (Стенли Туччи) — вместе уже на протяжении двух десятков лет. Сэм — пианист, которому в Англии назначен неожиданный ангажемент, Таскер — писатель, пытающийся закончить очередную книгу. Мешает работе деменция — постепенно герой Туччи придет к тому, что потеряет возможность распознавать буквы. Разумеется, так дальше жить нельзя.
Именно поэтому Таскер превращается в живого мертвеца, земной путь которого уже закончен, он готов к уходу, но при этом часть функций ему все-таки надо выполнять. Например, осуществить с Сэмом туристическую поездку в фургончике, есть вкусное, пить вино и воспеть идею гей-любви.
Картину «Супернова» еще можно увидеть в ряде московских кинотеатров, и тот факт, что специально сокращенная до 90 минут версия вообще у нас где-то доступна, вызывает за индустрию кинопоказа гордость. Много говорится о недопустимости в России гей-пропаганды, но при этом «Супернова», ограниченная только рейтингом 18+, сообщает нам не только о прелестях отношений двух мужчин, которые утопают в нежности друг друга, а о том, что подобная институция в плане сохранения чувств и внимательности по отношению к возлюбленному может быть в нынешнем мире быть чуть ли не единственно верной по отношению к творческим людям. Им приходится не только жить своей жизнью, но и что-то отдавать другим людям, так что к представителям искусства не применимы обычные человеческие законы. Об этой «сверх-новости» людей лунного света, цитируя Василия Розанова, в этой красивой мелодраме речь и идет.
На самом деле, деменция лишь является терминальной точкой в истории этой пары, которая нашла комфорт в отношениях друг с другом, и понятно, что ничего лучшего в их жизни при любом раскладе уже не будет.
Путешествия и хорошее вино — это то, что двое вполне еще крепких и привлекательных людей приберегли себе для финала. Один из них (Сэм) готов к геройству и стиранию обгаженных трусов Таскера, но что-то ему подсказывает, что его английский возлюбленный не допустит грязного финала. Он же все-таки писатель и придумает себе эффектный уход.
На всякий случай Таскер даже не берет с собой в путешествие таблетки, помогающие при его недуге. У него есть даже четко очерченная дата для конца истории. И объяснение тоже есть: «Они напоминают, что я болен».
В этом путешествии Таскер в фургоне находится на левом сиденье — он по натуре «не пассажир», о чем он и говорит Сэму, он пытается разобраться в дорожной карте, но понимает, что они с возлюбленным уже все проехали и теперь нужно только вовремя остановиться для того, чтобы что-то унести с собой.
«Она звучит как гребаная Маргарит Тэтчер», — сообщает Таскер относительно тембра голоса в навигаторе, который с одной стороны напоминает ему о безумии женщины-диктатора, настигшей ее в финале жизни, а с другой, о собственном — явно некогда раздражительном — характере, который уравновешивал уютную буржуазную жизнь, делал ее острее и ярче, пикантее и резче. Поэтому навигатору следует молчать.
Вторая часть фильма для зрителей, обеспокоенных перспективой гей-пропаганды, кажется еще более опасной. Таскер и Сэм иллюстрируют, что настоящая любовь делает человека свободным от обязательств перед обществом, родственниками и поклонниками своего таланта. Если обычно шальная любовь в кино приводит к ограблениям и горе трупов, то в «Супернове» истинное чувство делает мужчину свободным — он просто принимает решение, что ему пора и — в полной мере — уходит по-английски. Не случайно на прощание британцы часто говорят «I'm done».
Так что «Супернова» — это не просто фильм, который кому-то покажется средненькой мелодрамой с великолепными актерами (каждый из них должен участвовать в «оскаровской» гонке, они не геи и американец Туччи тут играет англичанина, а британец Ферт — представителя США). Это приглашение к разговору о том, насколько бесполезным для человека является институт семьи с галдящими пустоголовыми родственниками, которые в реале ничем не помогут у последней черты, а также о неправильном понимании гомосексуальных мужчин. Среди них и правда очень много «семейных» пар, да, они иногда немного нарциссы, но это далеко не всегда означает, что к своим любовникам они относятся как к пушечному мясу. И именно геи стали лучшими героями для истории любви во время пандемии — куда более эффектными и ясными, чем творческая стрейт-парочка из утомительной поделки «Малькольм и Мари», которая имела в принципе куда более существенный резонанс.