Возвращаем нашу любимую рубрику про актуальное кино, на которое стоит обратить внимание. Или не стоит обращать? Если так, то мы постараемся объяснить, почему этого делать не стоит. Сейчас в центре нашего внимания режиссерский дебют Вигго Мортенсена — человека, также известного как Арагорн
Текст: Александр Кондуков
Отношения взрослых людей и их родителей — либо, скажем так, природно придурковатых, либо картинно валяющих дурака, прикрываясь почтенным возрастом как поводом перестать следить за внешностью и, например, ходить под себя, — это вечная тема в мировом кино. Обычно на такую тему высказываются взрослые режиссеры, у которых накипело на душе, и теперь требуется провести некую авто-психотерапию, чтобы выговориться и отпустить проблему, чтобы она мучила уже зрителей.
Иногда такие фильмы получаются не запредельными, а местами даже веселыми — вспомним «О Шмидте» Александра Пэйна. Но авторы обычно не в состоянии совмещать гротеск и мелодраму на всем протяжении ленты. Обязательно нужно подмешать что-то сопливо-сахарное, добавить серьезности там, где не нужно и сделать в принципе недалеких гаденьких скандальных людей эдакими взбалмошными патриархами, к старческому карканью которых нужно прислушиваться и искать там какие-то смыслы.
Вигго Мортенсен — человек многих талантов, он невероятный полиглот и разносторонний актер, он написал к музыку к своему режиссерскому дебюту и отрефлексировал отношения с матерью, которого его давно беспокоили. Но при этом Вигго остался простым и доступным человеком, который не особенно внутренне (да и внешне тоже, ему уже 62) постарел.
И поэтому режиссерский дебют получился простым и эффективным, мы рекомендуем его посмотреть, потому что это некая пропаганда, конечно, но в разумных формах, лента учит терпимости и очень ловко разыграна актерами. Кроме того, здесь много цитат из актерского опыта Вигго.
5 причин, по которым стоит посмотреть «Падение» — фильм про авиапилота-гея, берущего отпуск, чтобы присмотреть за старым папой-скандалистом, чья деменция сильна, а сквернословие — почти барочно.
1. Антигерой года. Злодеи, маньяки, Джокеры — все они меркнут перед персонажем по имени Уиллис Петерсон. Для своих лет герой 80-летнего Лэнса Хенриксена внешне вполне неплохо сохранился, но при этом выжил из ума. Проживает он Бунвилле, апстейт штата Нью-Йорк. Уиллис сильно, почти маниакально любит женщин и ненавидит детей. Воспитание сына и дочери для него — кошмарная обуза, так что виновники будут наказаны.
Если такого героя показать Достоевскому, то русский писатель точно бы не сомневался, стоит ли гармония слезинки одного замученного ребенка.
2. Гуманистические высоты. Значение Вигго Мортенсена-гуманиста когда-нибудь после его смерти обязательно оценят по достоинству. Он защищал Средиземье, играл обаятельного гомофоба в «Зеленой книге», а теперь изобразил не менее душевную жертву гомофобии в «Падении».
Простить невыносимого старика — это задача, по версии Мортенсена, почти супергеройская. Не случайно, если разбирать сюжет фильма, кажется, что будешь знакомиться с эпосом — кругом одни Петерсены, Хенриксены, Мортенсены и Гуднасоны (Сверрир из «Борг/Макинрой» сыграл молодого Уиллиса в маниакальной традиции Кейси Аффлека).
3. Верные мысли о «пункте назначения». Мортенсен среди прочего транслирует верную мысль — люди более старшего поколения мечтали пройти полосу препятствий — посадить дерево, родить сына и так далее. Ну а о том, какими средствами это будет делаться, умалчивалось. В технологию старшего героя среди прочего входит эмоциональная закрытость, скотское поведение и паническая боязнь всяких перемен.
4. Простота и лаконичность. Актерское резюме Вигго Мортенсена шире, чем вы думаете. Выражаясь языком репликанта-ницшеанца Роя Бэтти, он видел такое, «во что вы, люди, просто не поверите». От Питера Джексона до Дэвида Кроненберга (у него тут камео проктолога, ловко нащупывающего опухоль у героя Хенриксена) — можно было накопить безумный опыт. Но Вигго экономен, и по изобразительному решению близок к манере позднего Клинта Иствуда с его осенним благородством.
«Немодно, но работа ручная» — это как раз про «Падение», уютный и винтажный фильм о не самых приятных сторонах человеческого существования.
5. Закрытый гештальт. Вигго Мортенсен — очевидно гетеросексуальный мужчина, и в то, что он является добропорядочным геем-пилотом как режиссер поверить может только он сам. Именно поэтому при всех упреках в пропаганде ЛГБТ и прочих ужасных вещах «Падение» является максимально безобидным, хотя и увлекательным фильмом.
Это современная мыльная опера о проблемах с родителями, которую разыгрывают два актера, разница в возрасте между которыми всего-то в восемнадцать лет. А ведь кажется, что это схватка титанов из разных эпох.