У меня вообще есть три интеллектуально-нравственных камертона: Леонид Парфёнов, Екатерина Шульман и собственно Дмитрий Глуховский. Я читаю, слушаю и смотрю всё, что производят эти три человека, и они меня ни разу не подводили, не разочаровывали, не заставляли сомневаться в себе.
Так произошло и в этот раз, когда вышел сериал «Топи» по сценарию Дмитрия Глуховского. Я просто не мог его пропустить.
Этот минисериал (один сезон, 7 серий) рассказывает историю пяти френдов по Фейсбуку, но почти незнакомых в реальности молодых людей. Каждый по своей причине «сбегает» из Москвы в запрятанный среди архангельской глуши монастырь. И тут с ними начинают происходить разные очень странные вещи.
Сначала скажу пару слов про качество самого сериала, а потом ‒ про сюжет и его интерпретацию.
Игра актёров ‒ как во многих современных российских сериалах, на четвёрочку с минусом. Можно выделить разве что работу Максима Суханова, которая, по выражению Аллы Боссарт, «на грани гениальности».
Вот что действительно на высоте, так это операторская работа. Особо впечатлили снятые с коптера планы суровой русской природы и макросъёмка. Картины двигаются сверху вниз, слева направо, подобно «Сталкеру» Тарковского. Спасибо оператору Василию Григолюнасу.
Музыка тоже не подвела. Работал композитор Ростислав Пименов (Ryan Otter), автор саундтрека к «Методу» с Хабенским. Но гораздо больше мне понравились вставки с песнями группы АИГЕЛ. Прямо в тему.
В сериале очень много обнажёнки и мата. Для нашего пуританского зрителя может быть даже чересчур, но «Игру престолов» все смотрели, и никто не ныл, что его «растлили». А меня особо повеселил вот этот эпизод: «Пионэрка» тормозит «шишигу».
Но всё это не очень важно, и не за этим нужно смотреть сериал. Главное ‒ сюжет. Он захватывает, заставляет следить за развитием событий, пытаться разгадать кто есть кто, и что вообще происходит.
Я ещё до просмотра успел сам себе «спойлернуть», что показанный в сериале мир ‒ загробный. Идея не нова: вспомнить хотя бы фильм «Пассажиры» 2008 года с Энн Хэтэуэй.
Я ожидал, что именно это станет основной интригой. Однако, уже в третьей серии один из персонажей её развеял, прямым текстом заявив: «Мы в посмертии». После этого оставалось понять, кто же такой Хозяин и как выбраться из этого мира.
И вот что мне удалось понять. Хозяин на самом деле ‒ всего лишь очередная душа умершего человека, как и все остальные. Но только он один из всех осознал законы этого мира и научился пользоваться ими в своих больных, маньяческих интересах. Без его санкции покинуть «чистилище» практически невозможно. А ради развлечения он принялся заманивать в ловушку Топей свежие души только что умерших людей.
Финал сериала вполне недвусмысленно демонстрирует, что Хозяин смертен, но вернуться в Москву из «посмертия» нельзя. С Дона выдачи нет, как говорится. Можно либо остаться здесь, либо уйти в небытие.
Но мало того. Мне кажется, все герои фильма уже были мертвы на момент, когда решили бежать из Москвы. Денис умер от опухоли мозга, Катя наглоталась таблеток, Элю застрелил её жених, Соня вместо сестры разбилась на мотоцикле, и т.д. Поэтому и гибели героев в столкновении с грузовиком не было ‒ просто Хозяин допустил оплошность и затем «перезапустил» их приезд в Топи.
Какова же основная идея, заложенная в сериале?
На мой взгляд, она в том, что старшее поколение заражено патернализмом, не может жить без «хозяина». И неважно, кто займёт это место, пусть даже маньяк, главное ‒ быть «чьими-то». Но происходит поколенческий переход, а молодёжи хозяин уже ни к чему. Правда, у них полно своих желаний комплексов и фобий.
Напоследок ещё один факт о сериале. Роль монастыря сыграл 5-й форт Брестской крепости, к которому добавили довольно кривенько нарисованные храмы. В своё время я облазил этот уникальный объект вдоль и поперёк. Съёмки проходили летом 2020 года, в форте шёл ремонт и повсюду были леса ‒ здесь делали музей фортификации.
Икона и подсвечники сериальной «церкви» были установлены прямо в боевом каземате, где надписи времён немецкой оккупации 1915-1916 годов соседствуют с советской «Сызранью».