Найти в Дзене
Дела конные

Лошадь на воле: забота или преступление?

У меня много знакомых среди конников. Но, разумеется, куда больше тех, кто с лошадьми знаком не больше, чем с летучими мышами, не к ночи упомянутыми: как выглядят все знают. А как живут? чем питаются? - нууу… типа, вампиры! с коронавирусом!

Среди моих знакомых есть очень жалеющие участь животного, запертого в тюрьме. Это они денник в конюшне так поэтично окрестили. Мол, тебе нужно выпустить его в поля! Лошадь должна в полях скакать!

Такие сочувствующие фразы и непрошенные советы очень наивны.

Где взять такое безопасное  поле в Подмосковье?
Где взять такое безопасное поле в Подмосковье?

Для начала нужно сказать, что при таком подходе основная масса лошадей даже не родилась бы на свет в сегодняшних реалиях.

Лошадей массово разводят для езды, да и это интересно очень малому кругу лиц. Просто так плодить жеребят, чтобы выпустить их в абстрактное поле - это запланированное убийство.

В поле домашняя лошадь не выживет. Диких лошадей в природе то ли совсем, то ли почти не осталось. Одичавшие, сбежавшие, потерявшиеся - либо из поля попадают под машину, либо ломают ноги, либо съедаются хищниками, либо прибираются к рукам. Умрет банально от голода с наступлением зимы.

Не поверите! Воровство лошадей не миф и до сих пор воруют! Думаете, чтобы в поле их выпустить? Нет. Лошадь - это инструмент. Она имеет ценность, когда взаимодействует с человеком так или иначе. Ее не купят, чтобы выпустить. Или купят еще и поле, полностью оборудуют его для безопасного выпаса в летний период. Огородят забором от хищников, поставят охрану от воров. Будут уводить в укрытие в непогоду. А на обед заваривать кашу или давать мюсли.

На это готовы некоторые владельцы лошадей, у которых либо есть свое поле, либо увозят ее за 100-300 км от Москвы в дальние конюшни. Чтобы приехать раз в месяц, чмокнуть в нос и попрощаться на неизвестный срок. Такие лошади чаще всего либо больны, либо стары. Как вариант: беременны или жеребенок ждет своего возраста, чтобы начать заездку. Либо владелец по разным причинам не может ездить (травмы, экономия денег), а отдать лошадь в чужие руки видит преступлением.

Какая красота! Но такие табуны существуют вдали от больших городов.
Какая красота! Но такие табуны существуют вдали от больших городов.

Лошадь не может жить одна, ей нужна кампания. При этом абсурд: не все лошади могут гулять в кампании! Они начинают выяснять отношения, драться, выяснять кто главнее. Сложнее всего с жеребцами, начинают биться насмерть. Но вообще не каждую лошадь можно «стабунить», а значит ей нужно отдельное «поле»?

На конюшнях роль таких полей выполняют левады. Это огороженные площадки для выгула лошадей. Они бывают разных размеров. Если под них не готовить специальный грунт с отводом воды, то в межсезонье они превращаются в болото. Там, в «жижестой» почве, лошади оставляют подковы, тянут и рвут сухожилия. Мы уже говорили, что кони - хлипкие создания. Такие левады должны быть профессионально оборудованы: отводить застой воды в мокрое время, а в сухое - увлажняться, чтобы песок не пылил и лошади этим не дышали. Звучит неожиданно, правда?

Раздельные левады
Раздельные левады

Дальше вариант: да что такого с ней случиться?! Банально на моем примере: мой конь не гулял несколько лет. В силу импульсивного характера, его прогулки выглядели как родео без всадника, что дважды приводило его к серьезным травмам. Он рвал себе связки на радостях, потом пол года - год восстановления с отшагиванием в руках, потом верхом по минутам, потом заново учиться бегать рысью по прямым.

Через разрыв связок мы прошли уже трижды за семь лет. Это около двух лет восстановления, лечения, спец кормления и пожизненного бинтования даже в деннике. Это серьезная проблема, чтобы рекомендации «потерпеть, приучится» были мною игнорированы. Если вы любите торты, но у вас диабет, чтобы выжить нужно отказаться от тортов, каким бы вкусным он не был. Радость прогулки, приводящая к потере здоровья, оборачивается горем. Мне очень жаль, что так. Я хочу своему животному счастья. Если я отвезу его в поля, значит я морально готова к тому, что он там может переломаться, порваться, и если справится - значит будет ковылять как-то. С ветеринарией чем дальше, тем сложнее, кто его выхаживать будет за 300 км?

Но аллилуйя! Поменяв КСК, мы стабунили Данзарина с пони! И наступило чудо: понечки его пасут, он, словно второгодник, возвышается над ними и совсем не бесится. Но сколько же кругов ада мы прошли, прежде чем найти такой не разрушающий ноги вариант прогулки…

Гуляет с малышами
Гуляет с малышами

Ну и напоследок, расскажу вам грустную историю из Германии, где природоохранная организация, выступающая против конюшенного содержания и нарушения прав животных, организовала свободу лошадям.

Выпустив 2 жеребцов и 8 кобыл породы польский коник, они запланировали табун из 30 голов. Только вот неконтролируемое и близкородственное спаривание разрастило табун до 80, подножного корма стало не хватать, копыта без ухода превратились в нечто жуткое, а засуха добила шансы на еду.

Сторонники естественного содержания запрещали подкармливать животных, это привело к смерти нескольких животных. Вот так борьба за «права» обернулась эвакуацией, пристраиванием выживших в конюшни к ненавистным фермерам и решением о невозможности продолжать зоозащитный проект.