1941 год
Юго-Западный фронт
Декабрь 1941 года. Контрольно-пропускной пункт на трассе Валуйки – Воронеж.
В жарко натопленной будке контрольно-пропускного пункта сидят двое, пьют кипяток и говорят о всякой всячине – 22-х- летний Александр Прядко, красноармеец, возвращающийся после госпиталя в свою часть (ждет попутную машину в сторону фронта) и сержант войск НКВД Крайнов, только что сменившейся с дежурства.
И тут в будку сослуживец Крайнова заводит мужчину средних лет в гражданской одежде, снятого им с санитарной машины, что везла раненных в Воронеж. И докладывает, обращаясь к Крайнову.
- Товарищ старший наряда, гражданин утверждает, что следует со станции Валуйки в Воронеж проведать больную дочь. Был подобран санитарной машиной на дороге. Документы имеются – вот его паспорт и справки всякие.
Задержанный представляется.
Он Шелуденко Петр Антипович. В Валуйках проживает всю жизнь. Недавно проезжий знакомый сообщил ему, что его дочь, которая живет в Воронеже, попала в больницу с воспалением легких. Вот он и едет проведать ее.
Документы были в порядке. Рассказ сомнения не вызывал и Крайнов вернул документы Шелуденко, предложив подождать попутки до Воронежа.
И тут в беседу встрял Прядко.
- А что папаша, в Валуйках домзак живет и здравствует? Немец по нему не стрелял?
- Это по тебе тюрьма плачет, - обиделся Шелуденко. - У человека горе, а ты со всякими глупостями.
Прядко, накинув ватник, вышел на улицу, к ефрейтору, который снимал с машины Шелуденко.
И говорит.
- Не нравится этот дядька мне. Я ему про тюрьму в Валуйках намекнул, а он смотрит на меня, как баран на новые ворота и не понимает о чем речь идет. А тюрьма там добротная. Ее еще при царе строили. Главная достопримечательность города. Я в ней срок отбывал, кода подростком склад обнесли. Для дезертира он староват… Соображаешь?
Ефрейтор оказался понятливым. Попросил Прядко подежурить у шлагбаума, а сам вернулся в будку.
Через час приехал старший уполномоченный особого отдела Т. Бучко.
Шелуденко обыскали. Нашли 10.000 рублей в крупных купюрах и доставили в особый отдел фронта.
И тут задержанный «поплыл». Начал «петь соловьем», рассказывая все, что знал, лишь бы сохранить себе жизнь.
Фамилия его была Миневич. Жил и работал в Курске. Был председателем профкома, ярым сторонником Л.Троцкого. Как активный троцкист в 1935 году был исключен из партии, отправлен к станку, слесарем. Обиделся.
В октябре 1941 года предложил свои услуги немецкой разведке. Прошел подготовку в Полтавской разведшколе. В Воронеж направлен для создания сети немецкой агентуры в городе.
На допросах в особом отделе Миневич сдал всех, кого знал.
Подробно рассказал о Полтавской школе Абвера, методах подготовки агентов и тех, кого там видел.
Вопрос к тем, кто посылал Миневича в наш тыл. Неужто так сложно было показать Миневичу карту Валуек и рассказать о достопримечательностях этого городка?
(Источник: М.А. Белоусов)