Найти в Дзене
Всё о мире Толкина

Победа "Синих Чулок"

11 мая 1920 г. Оксфордский университет предоставил женщинам права полного членства.
Первое высшее заведение для женщин в Великобритании, Бедфордский колледж, открылось в Лондоне в 1848 г. В 1878 г. был основан Леди-Маргарет-холл, первый колледж Оксфордского университета, куда могли поступать женщины. В 1913 г. Кэролайн Сперджен возглавила кафедру литературы в лондонском Бедфордском колледже и стала второй женщиной-профессором в Великобритании.

После того как первоначальное образование Толкину и его брату дали мама и тётя, мир будущего писателя был преимущественно мужским: обучение в школах и вузах велось раздельно. В Оксфордском университете в годы учёбы Толкина женщинам разрешалось учиться, посещать лекции и сдавать большинство экзаменов, но формально они в члены колледжей не зачислялись, а учёные степени им не присваивались. В 1900-х гг. несколько так называемых «пароходных леди», окончив курс обучения в Оксфорде, совершили морское путешествие в Ирландию, где учёные степени им присвоил дублинский Тринити-колледж.
Контакты со студентками были ограничены, но Толкин общался с преподавательницами (он, вероятно, посещал лекции Эдит Уордейл по литературе древнеанглийского периода) и жёнами донов, например, супругой своего наставника Элизабет Райт, которая тоже занималась филологией.
В 1920 г. в Оксфордском университете состоялась первая торжественная церемония выпуска женщин, окончивших обучение, а главе Леди-Маргарет-холла была присвоена почётная учёная степень. Женщинам стали доступны все степени, за исключением бакалавра богословия и доктора богословия, они получили право заседать в советах факультетов (например, Эдит Уордейл вместе с Толкином вошла в первый состав Английского факультета в 1926 г.) и принимать экзамены.
Основательница Толкиновского общества, в котором я состою, Вера Чепмен (1898–1996), поступившая в Леди-Маргарет-холл в 1920 г., стала одной из первых женщин, прошедших процедуру имматрикуляции – торжественного приёма в студенческое братство – в этом вузе и ставших полноправными студентками.
Патриархальная атмосфера тогда ощущалась повсюду: студентки сидели отдельно от студентов, запрещалось приветствовать парней и разговаривать с ними, выходя с лекции. «Один мужчина, и только один, стоял стражем у наших дверей – портье – и ему дозволялось пропускать отцов или дядьёв или братьев, НЕ двоюродных», – вспоминала Вера Чепмен в 1992 г. на одной из толкиновских конференций. – «Если одна из нас желала пригласить молодого человека на чай, для начала от неё требовалось, чтобы родители написали письмо руководству колледжа – затем следовало заказать на время общую гостиную в колледже, а затем привлечь старшего преподавателя (или «Дона»), чтобы он присоединился к компании в качестве сопровождающего девушку лица». Учёба Веры была отмечена скандалом из-за того, что её заметили гуляющей с другом-парнем по берегу реки Чаруэлл без сопровождающей особы. За такое шокирующее нарушение приличий её вызвали к руководству колледжа и сделали выговор.

Дочь Толкина Присцилла писала, что её отец «всецело верил в высшее образование для девушек; никогда, ни в каких случаях в мои юные годы или потом я не чувствовала, что между мной и моими братьями проводилось какое-то разграничение при учёте наших потребностей и возможностей в образовании. Возможно, на это повлияли его воспоминания о своей матери <…> По стандартам её времени и её поколения она была высокообразованной <…> источником гордости и удовольствия для него было то, что дочь его, как и сыновья, училась в университете».
Присцилла обучалась английскому в Леди-Маргарет-холле Оксфордского университета с 1948 по 1951 г., окончив его с отличием. Одной из причин, по которым она выбрала этот колледж, была многолетняя дружба отца с Дороти Эверетт. По словам Присциллы, «из пяти женских колледжей Оксфорда» периода её учебы, Леди-Маргарет-холл «был знаком ему, вероятно, лучше остальных; он с одобрением рассказывал о том, как навещал преподавательский стол в общем зале в те дни, когда главой колледжа была мисс Грир, а мисс Эверет – его коллегой по языковому направлению Английского факультета. Одна из запомнившихся мне историй того периода – его описание мисс Грир, после обеда стоявшей спиной к камину в преподавательской комнате и курившей трубку! <…> Для него, самого являвшегося убеждённым курильщиком трубки, это несомненно было дополнительным источником товарищеских отношений между ним и главой колледжа».

«Оксфордская английская школа пользовалась особой популярностью у женщин», – пишут У. Хэммонд и К. Скалл. – «За свою карьеру Толкин был научным руководителем у двадцати четырёх женщин, работавших над получением степеней бакалавра или доктора филологии, что составляет почти половину его аспирантов и докторантов; девять из принимавшихся им работ, чуть менее трети из общего количества, были написаны женщинами. Из женщин-студенток, ставших близкими друзьями Толкина и его семьи, вероятно, наиболее известны Симонна д’Арденн, с которой он работал над «Святой Юлианой» и другими рукописями Катерининской группы; Мари Салю, коллега по изучению «Наставления монахиням»; и Элен Гриффитс, которая помогла обратить внимание на «Хоббита» издательству "Джордж Аллен энд Анвин"».
Неслучайно поэтому, что должность Толкиновского профессора английского языка и литературы, учреждённая в Оксфордском университете распоряжающейся доходами от наследства компанией «Толкин истейт», связана с членством в женских колледжах (Св. Анны, Св. Хильды и Леди-Маргарет-холле), а не в тех, где учился и преподавал сам Толкин (Эксетер, Пембрук, Мертон).

-2

Автор статьи - Константин Пирожков. Публикация статьи на Дзене одобрена автором. Оригинальный материал - здесь.

-3

Вступайте в группу ВКонтакте - самый масштабный информационный ресурс о мифологии Толкина в СНГ!