В нашем мире есть как минимум две реальности, настоящая и придуманная.
Настоящая - та, которая имеет физические свойства - предметы, люди, запах, цвет, звук, эмоции. То, что человек может потрогать, увидеть, услышать или почувствовать в своем собственном теле - это реальность. То, что человек создал своими действиями или чему позволил быть своим бездействием - это реальность.
Придуманная реальность бывает нескольких типов. Есть фантазии - лёгкое дуновение мысли про кого-то или чего-то, они быстро приходят и быстро уходят, если дать им место и не подавлять. Например, я могу фантазировать, как Человек-паук спасает меня от ужасных злодеев. В момент фантазии я на короткое время перемещаюсь в иную реальность, но потом возвращаюсь.
Есть иллюзии - это моё предположение о том, каким должно быть что-то или кто-то в этом мире. В это предположение могут входить свойства, способности, возможности, действия и так далее. Например, я верю, что Человек-паук есть в реальности либо люди, такие же, как он.
Набор прекрасных качеств этого самого персонажа у каждого человека свой собственный - кому то нравятся длинные синие ноги, кому-то красная мощная грудь, кому-то лысая голова. И вот я начинаю искать признаки Человека-паука в окружающих людях. Я живу в двух реальностях - в скучной жизни и в моей прекрасной иллюзии, напитывая эту иллюзию своей энергией и вниманием.
Однажды иллюзия может развеяться, а может перейти в фантом. Это когда реальный мир настолько невыносим, что я не могу в нем жить. И тогда я начинаю верить в то, что где-то есть Человек-паук и он меня должен спасти, иначе я погибну. Это правда так, у меня нет ресурсов выносить реальность, и я вкладываю всю возможную энергии в эту иллюзию, не вкладывая больше никуда. Таким образом, фантом становится больше, чем моя реальность. И однажды в мою жизнь приходит тот, на кого я проецирую Человека-паука.
Проекция - это как костюм или желаемый образ. Я сначала примеряю костюм на этого человека, вижу, что он вроде как похож. А человек всегда похож на нашу проекцию в начале встречи, потому что наш взгляд цепляется только за то, что хочет видеть. А дальше я додумываю - я приписываю другому человеку способность высоко прыгать, летать, слышать мой зов за тысячу километров и даже читать мои мысли.
И вот я уже точно знаю, что он всегда со мной, что он спасает только меня и никого больше, он бог и мой слуга, я им повелеваю и он никуда от меня не денется. И даже если он имеет набор совершенно противоположных качеств - меня это не смущает, потому что я умею как волшебной палочкой превращать его в мышь, тыкву или сказочного принца.
К сожалению, сказочный принц однажды превращается в мышь без волшебной палочки, в этот момент фантом начинает рушится. Я могу добавить в него ещё энергии, отмыть бедного принца, вынуть из помойки, побрызгать одеколоном и продолжить новый виток своего фантома - теперь я точно сказочная волшебница, а он не сто́ит моей туфельки. Однако он - неотъемлемая часть моего фантома. Потому что если он уйдет - мой фантом рухнет, а я окажусь в той самой неприглядной реальности, из которой пыталась убежать, создавая параллельный мир.
Создавать фантомы могут мужчины и женщины, они учатся этому с детства, когда мальчику или девочке было невыносимо в родительской семье. Невыносимость - это не бедность, алкоголики, насилие и мрак. Невыносимость - это когда ты чувствуешь себя чужим, ненужным, негодным среди тех, кто тебя родил, на кого ты похож и с кем тебе жить долгих 18 лет. Реальность, которую мы никак не можем принять - мои мама и папа были такие и другими не станут никогда.
Фантомы бывают индивидуальные и коллективные. На коллективных фантомах строят бизнесы, сообщества и целые государства. У строителей фантома есть одна уязвимая точка, которая ставит под угрозу существование фантома. Это слово "нет". Потому что в фантомах этого не существует - там либо да, либо пустота в том месте, где это "нет" должно было стоять.
Именно "нет" возвращает нас в реальность быстрее и надёжнее всего. Именно "нет" спускает нас с небес, вызывая приступы гнева, отвращения и слез. Именно "нет", внятное и четкое, мы не смогли получить от наших родителей в нужный момент, не отменяющее "да" во всех остальных.
Выйти из фантома можно, имея хоть небольшую связь с настоящей реальностью и живыми людьми. Если мне больно, в этом есть и хорошая новость - я живой. Когда люди рвут все связи с живыми людьми, прекращая чувствовать - они могут покинуть реальный мир навсегда, продолжая жить в своем фантоме. Тело в реальности, а всё остальное - в бескрайнем космосе. Однако и такие люди могут найти место в реальности, чаще всего в психиатрической лечебнице либо как изгои общества.
Боль - это связь с реальностью. Часто - единственная известная, однако это не значит, что нет иных вариантов. Вполне возможно выстроить связь с реальной жизнью и живыми людьми, разрешая себе чувствовать и являть эмоции. Разрешая себе не только крайности - безудержную радость и глубокое страдание, но и бескрайнюю палитру того, чего между ними. И тогда можно с удивлением обнаружить, что в этом мире гораздо больше вещей, вызывающих эмоции со знаком плюс. А грусть бывает мимолётной и легкопроходящей.
Сбитые лётчики - это цвет нации. Это люди, которые знают красоту неба и красоту земли. Они умеют смотреть в небо с земли и на землю с неба, если научились превращать свои раны в свой опыт. Именно эти люди могут научить тех, кто ещё ни разу не летал, технике безопасности. Благодаря своему опыту как не надо.
Фантомы ломаются больно. Однако там, где был фантом, теперь пусто. А значит, это пространство можно заполнять чем-то более реальным, чем мифический Человек-паук.
Фантазии, дополненные реальностью, создают в этом мире поистине уникальные вещи, которые служат людям долгие годы. Своим вниманием люди продлевают жизнь хорошему и нужному, с заботой и любовью. Именно поэтому мы с таким удовольствием прикасаемся к памятникам истории и культуры, потому что помимо внешнего физического в них много чего невидимого, но вполне осязаемого.
Автор Елена Алексеева