ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
Камчатка.
Х.
В пути. — Петропавловск. — Его будущность.
По склонам гор, окружающих Петропавловск, раскинулся лес, образующий в некоторых местах отдельными группами крайне живописные уголки. В особенности красив склон горы, называемой Сигнальным мысом, отделяющий самый ковш от Авачинской губы.
Здесь высокие деревья срослись верхушками, образуя дивные аллеи, закрытый сверху от жарких солнечных лучей частой листвой; это — любимое место прогулок петропавловцев. По прибрежью растянулся город, состоящий сплошь из деревянных домов, часто с очень красивым фасадом; большинство зданий — казённые строения и дома административных лиц. В середине города высится белая деревянная церковь, в ограде которой находится памятник командору Берингу. Улицы Петропавловска, конечно, сохраняют совершенно первобытный вид: невылазная грязь весной, летом — страшная пыль лежит на дорогах, сплошь изрытых колеями и выбоинами, между которыми то тут, то там торчат корни вырубленных деревьев.
Поражает путешественника климат Петропавловска — он резко отличается от климата прилегающих окрестностей. Зимой температура в Авачинской губ не превышает двенадцати градусов холода , летом же держится +15°, +20°; вода в ковше летом доходит до+16°,+17°, так что купанье становится вполне возможным. Дождей в летние месяцы крайне мало; эта небольшая котловина не знает ни ветров, ни туманов; мне несколько раз пришлось наблюдать, как входившая с океана в Авачинскую губу полоса тумана резко сворачивала у Сигнального мыса и густой стеной огибала Петропавловск, оставляя над ним чистое голубое небо.
Население Петропавловска доходит теперь до полутора тысяч; но нигде, я думаю, нет такого громадного процента должностных лиц, как здесь. Губернатор Камчатки, вице-губернатор, вся губернская канцелярия, масса чиновников, инженеры — всё сосредоточено в этом маленьком городке. Разумеется, всех неприятных обстоятельств, сопровождающих жизнь каждого провинциального города, здесь сколько угодно; все друг друга знают, всякий шаг каждого, как на ладони — известен другим и т.д… Оживляется Петропавловск летом, когда начинается навигация и заходят пароходы. Тогда в местном клубе открывается сезон любительских спектаклей, вечеров, организуются пикники и т.п. Зимой петропавловцы усиленно занимаются спортом; на небольшом озере устраивается прекрасный каток на гладком, как паркет, льду, процветают поездки на собаках.
В Петропавловск теперь есть уже магазин владивостокской фирмы Пурина, где можно всё, что угодно, достать, но, конечно, по крайне высоким ценам. Разумеется, особенным комфортом жизнь населения не обставлена, но в общем всё же, я думаю, большинство наших провинциальных городов живёт много хуже. За время навигации, с мая по конец ноября, в Петропавловск заходят из Владивостока до пятнадцати раз пароходы, привозящие почту и газеты; в среднем, почта идёт туда из Европейской России месяц. Важнейшие текущие события узнаются там по безпроволочному телеграфу.
Кстати, несколько слов о нём. Построена станция в 1910 году, но лишь с 1911 года она начала правильно функционировать; не везло ей отчаянно. Первый дебют её заключался в том, что сильным штормом сорвало со здания крышу и испортило все приборы; прошло немного времени, и станция сгорела дотла от вылетавших из трубы искр. Теперь, наконец, построили всю станцию из железа и бетона, после чего установился правильный обмен депешами со станцией Николаевск-на-Амуре.