Найти тему
Рядовой Имярек

Штурмовка аэродрома и схема воздушного боя 10 аэрокобр майора Магерина

Оглавление

По словам А.Гитлера: "Искусство боев в воздухе - истинно германская привилегия. Славяне никогда не смогут им овладеть". 29 августа 1943 года нашими бесстрашными летчиками это утверждение, в очередной раз, было поставлено под сомнение.

Рассмотрим уникальную графическую схему воздушного боя группы 30 летнего майора Магерина, в составе 10-ти истребителей Аэрокобра 68-го гвардейского истребительного авиационного полка (гиап) 29 августа 1943 года. Схема содержит 6 боевых эпизодов, с краткой легендой по каждому из них.

Иллюстрация к публикации - Воздушный бой гв. капитана Шишкина и гв. мл. л-та Черноглазова (Источник: ЦАМО РФ).
Иллюстрация к публикации - Воздушный бой гв. капитана Шишкина и гв. мл. л-та Черноглазова (Источник: ЦАМО РФ).
В Красной Армии лендлизовская модель американская самолета «Аэрокобра» предназначалась для пилотов-профессионалов, которые могли справиться со сложным управлением самолета и раскрыть его высокий потенциал в бою. По этой причине данной машиной в советской авиации оснащались, в первую очередь, гвардейские истребительные полки (ГИАП), укомплектованные лётчиками с высокой квалификацией.

Состав группы гв.майора Магерина из 68 гиап, включала в себя 10 летчиков - 10-ти одноместных американских истребителей Белл P-39 «Аэрокобра»:

  • 1 пара: гв.майор Магерин и лейтенант Лагимов;
  • 2 пара: гв. капитан Заболотнов и лейтенант Головко;
  • 3 пара: гв. капитан Шишкин и гв. мл. лейтенант Черноглазов;
  • 4 пара: гв. лейтенант Богомолов и гв. мл. лейтенант Калмыков;
  • 5 пара: гв. капитан Лагутенко и гв. ст. лейтенант Милаев.
Схема воздушного боя группы истребителей 68-го гвардейского истребительного авиационного полка 29 августа 1943 года (Источник: ЦАМО РФ).
Схема воздушного боя группы истребителей 68-го гвардейского истребительного авиационного полка 29 августа 1943 года (Источник: ЦАМО РФ).

Любопытным моментом на схеме показан отдельный заход на цель для атаки Аэрокоброй немецкого пилота-парашютиста (?или что еще это может быть?) - см. картинка 3 с направленной стрелкой. В рапорте ниже, об этом ничего не сказано.

Представленная схема сама по себе не раскрывает детали воздушного боя и цели задания. Попробуем найти эту информацию в архиве. А пока, рассмотрим боевые машины противоборствующих сторон:

Внешний вид истребителя Аэрокобра P-39 и Фокке-Вульф FW-190:

Bell P-39 N-2 Аэрокобра (Источник: https://luftwaffeinprofile.se/Bf%20109%20vs%20Aircobra.html)
Bell P-39 N-2 Аэрокобра (Источник: https://luftwaffeinprofile.se/Bf%20109%20vs%20Aircobra.html)

ТТХ истребителя Bell P-39 N-2 Аэрокобра:

  • Экипаж: 1 (пилот)
  • Длина: 9,159 м
  • Размах крыла: 10,363 м
  • Высота: 3,78 м
  • Площадь крыла: 19,86 м²
  • Масса пустого: 2642 кг
  • Нормальная взлётная масса: 3556 кг
  • Мощность двигателей: 1 × 1150 л. с.
  • Воздушный винт: трёхлопастной «Curtiss», диаметр винта: 3,16 м
  • Максимальная скорость: у земли: 493 км/ч на высоте: 585 на 4200 м
  • Практическая дальность: 993 км (на 550 м)
  • Продолжительность полёта: 3,65 ч
  • Практический потолок: 9600 м
  • Стрелково-пушечное вооружение: 1 × 37 мм пушка M4 с 30 патронами или 1 × 20 мм пушка M1 с 60 патронами (D-1, D-2) 2 × 12,7 мм пулемётов M2 по 270 патр. (на D-2 по 200) каждый в носовой части фюзеляжа. 4 × 7,62 мм пулемётов по 1000 патр. каждый в крыле
  • Бомбы: 1 × до 272 кг

Внешний вид истребителя Фокке-Вульф FW-190 модификации A-3:

Немецкий истребитель ФВ-190 модификации А-3 (Источник: https://luftwaffeinprofile.se/Bf%20109%20vs%20Aircobra.html)
Немецкий истребитель ФВ-190 модификации А-3 (Источник: https://luftwaffeinprofile.se/Bf%20109%20vs%20Aircobra.html)

ТТХ истребителя ФВ-190 модификации А-3:

  • Экипаж: 1 (пилот)
  • Длина: 8,85 м
  • Размах крыла: 10,50 м
  • Площадь крыла: 18,30 м²
  • Масса пустого: 2845 кг
  • Масса снаряжённого: 3855 кг
  • Двигатель BMW 801: D-2, мощность - 1700 л. с. (у земли)
  • Максимальная скорость на высоте: 565/0 кмч/м, 585/3200 кмч/м, 680/6500 кмч/м, 660/8000 кмч/м
  • Дальность полёта: на высоте 5000 м - 810 км
  • Практический потолок: 11 000 м
  • Время подъёма: на высоту 6000 м, 7.2 мин.
  • Пулемётно-пушечное вооружение: 2×13 мм MG-131 и 2×20 мм MG 151

Задание группы майора Магерина

Задание группы майора Магерина описано в журнале боевых действий 51-й гв. иад. Цитата из оригинального документа:

Журналы боевых действий. Дата создания документа: 31.12.1943 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 20032, Опись: 1, Дело: 8, Лист начала документа в деле: 2
Авторы документа: 51 гв. иад

Боевое задание группы: Сопровождение 6 ИЛ-2 в район Старая Русса — Волот. 68 ГИАП 10 Аэрокобр взлет в 18.05, посадка в 19.15 (70 мин).

Результаты выполнения боевой задачи:

При подходе к аэродрому Тулебля заметили на старте 8 истребителей ФВ-190, часть с работающими моторами, которые начинали взлет. Атаковали их на земле с ходу. Гв. л-т Лагимов сбил на взлете 1 ФВ-190, который упал не границе аэродрома. В 18.33 15 км зап. Тулебля встретили 5 ФВ-190, которые пытались атаковать ИЛ-2 и вступили с ним в бой.

Фотографии летчиков группы майора Магерина: Заболотнов, Шишкин, Лагутенко (Источник: УПК ЦАМО РФ)
Фотографии летчиков группы майора Магерина: Заболотнов, Шишкин, Лагутенко (Источник: УПК ЦАМО РФ)
Судьба некоторых героев группы майора Магерина:
гв. капитан Заболотнов М.Я. погибнет через год в воздушном бою 17.09.1944, гв. капитан Шишкин Н.И. погибнет в бою через 2 месяца 5.11.1943. гв. капитан Лагутенко И.Н. окончит службу 06.11.1951 в звании гвардии майора и 18 января 1945 года будет присвоено звание Герой Совесткого Союза.

В результате боя гв. м-р Магерин, гв.к-н Лагутенко, гв. к-н Заболотнов и гв. л-т Богомолов сбили по одному ФВ-190. На обратном маршруте в районе Бол. Вороново встретили 2 ФВ-190, с которым вступили в бой. В результате боя, гв. к-н Шишкин и гв. мл. л-т Черноглазов сбили 1 ФВ-190.

Всего в этом бою было сбито 6 самолетов противника - ФВ-190.

Маршрут движения группы истребителей прикрытия "Аэрокобра" и группы штурмовиков ИЛ-2 (Источник: карта GoogleMaps в обработке автора).
Маршрут движения группы истребителей прикрытия "Аэрокобра" и группы штурмовиков ИЛ-2 (Источник: карта GoogleMaps в обработке автора).

Ниже представлен оригинал документа с отчетом боевого задания:

Журнал боевых действий 51-й гв. иад (Источник: ЦАМО РФ)
Журнал боевых действий 51-й гв. иад (Источник: ЦАМО РФ)

Список известных воздушных побед Магерина Н.И. представлен в таблице:

Список известных побед гв.подполковника Магерина Н.И.
Список известных побед гв.подполковника Магерина Н.И.

Статья в газете "Сталинский сокол" выпуск №10 от 5 марта 1943 года:

Статья про капитана Магерина в газете "Сталинский сокол" выпуск №10 от 5 марта 1943 года
Статья про капитана Магерина в газете "Сталинский сокол" выпуск №10 от 5 марта 1943 года

Документы подтверждение боя 29.08.1943 года

Ниже представлены документы подтверждения воздушного боя группы Магерина. Текст в двух версиях документа несколько разнится (документ найден среди наградных листов пилотов). Читаем цитату из текста документа:

Подтверждение воздушного боя 10 истребителей "Аэрокобра" 68 ГИАП 29.08.43 года.
10 Истребителей "Аэрокобра" ведущий гвардии майор Магерин в 18.30 (18:35) 29.09.43 г. при сопровождении 6 Ил-2 (в другом документе, уже 5 Ил-2) на станции Взгляды по бомбардировании и штурмовке ж/д эшелонов и паровозов противника при следовании к цели Тулебля были встречены 4 (по другому подтверждению, 6-ю) истребителями противника ФВ-190, сопровождавшие истребители вступили с ними в воздушный бой. Отсекли их от штурмовиков. В результате воздушного боя были сбиты нашими истребителями 2 ФВ-190, которые упали в р-не Взгляды.
Штурмовики отлично выполнили боевое задание. Ведущий группы Ил-2 гвардии старший лейтенант Стукалин.
подтверждения воздушного боя группы Магерина (Источник: ЦАМО РФ)
подтверждения воздушного боя группы Магерина (Источник: ЦАМО РФ)
подтверждения воздушного боя группы Магерина (Источник: ЦАМО РФ)
подтверждения воздушного боя группы Магерина (Источник: ЦАМО РФ)

Подтверждение немецких потерь и заявленных побед

В качестве дополнения, автор попытался проверить потери немецких самолетов (пилотов) Люфтваффе по эскадрам: JG.54, JG.5 и JG.26 за 29 августа 1943 года.

Немецкие источники имеют явные нестыковки в ключевых источниках потерь. Такая крупная потеря в один день должна была оставить свой след в отчете. Однако, за 29 августа 1943 года по журналу потерь JG.54 значится всего 2 истребителя: Мессершмитт BF-109G-2 и Фокке-вульф FW-190D-9 (данная модификация "Доры" была принята на вооружение в 1944 году, в 1943 году у немцев были только прототипы).

На рисунке ниже представлен журнал потерь Люфтваффе по 54-й эскадре Jagdgeschwader 54 «Grünherz» - «Зелёное сердце». Зеленым цветом в таблице обозначены потери за 29 августа.

Изображение ниже можно увеличить на мобильном устройстве, кликнув по ней. Закрыть ее можно - кликнув в верхнем правом углу на крест:

Журнал потерь немецких истребителей и личного состава JG.54 (немецкий Excel архив с данными в личном авторском пользовании, автор составитель Günther Rosipal)
Журнал потерь немецких истребителей и личного состава JG.54 (немецкий Excel архив с данными в личном авторском пользовании, автор составитель Günther Rosipal)

Вполне возможно, что потери были учтены позже 29-го августа или потери немецких истребителей произошли в другой эскадре, интересно в какой именно...Вычислить аэродром базирования штаффеля по периодам дат - нетривиальная задача. Кроме того, воздушные потери немцев в указанном по советским источникам районе, определить еще сложнее.

А возможно, информация в журнале «Grünherz», за этот период, оказалась неточная или неполная (переползла в потери за другие даты)...Расшифровку и определение обозначения полей в журнале, пока не проводил.

Например, по тому же журналу - потери немцев (от 5 - до 100%) в 1943 году: за июнь - 27 записей в журнале, за июль - 84, за август - 71, за сентябрь - 37, а за октябрь 42. Возможно, что немцы размазали потери конца августа на начало сентября. А возможно, Аэрокобры Магерина нанесли урон 29.08 другим немецким эскадрам, по которым у автора нет информации.

К слову будет сказано, что общие потери в журнале JG.54 по аэродрому Тулебля содержат в архиве только 7 записей, среди которых - 4-ре не критичных аварии, связанных с истребителями FW-190D (поле "W" содержит значение до 100%, 100% - это полный "тотал" боевой машины, боевая или не боевая потеря).

Изображение ниже можно увеличить на мобильном устройстве, кликнув по ней. Закрыть ее можно - кликнув в верхнем правом углу на крест:

Журнал потерь немецких истребителей и личного состава JG.54 (Архив в Excel)
Журнал потерь немецких истребителей и личного состава JG.54 (Архив в Excel)

Заявленные немцами победы

А теперь посмотрим, что фиксирует журнал заявленных немцами воздушных побед. Например, в немецком журнале JG.54 за 29 августа 1943 года значится 3 сбитых Аэрокобры, кроме 4-х других советских машин. За неимением привязок к немецким картам, точную локацию определить не представляется возможным. Берлинское время по записям для Аiracobra с 6.43 - по 6.48. Соответственно, мы имеем разные временные отрезки, в сравнении с данными по журналу группы Магерина (вечерний вылет после 18 часов). Кроме того, немцы заявили одну победу над Ил-2 в 17:38 (+1 час по МСК). А по рапорту, группа Магерина потерь не имела. Возможно Ил-2 был "потерян" другой группой.

Данные из немецкого журнала воздушных побед JG.54 за конец августа 1943 года
Данные из немецкого журнала воздушных побед JG.54 за конец августа 1943 года

В любом случае (автору так кажется), к советскому источнику информации с приведенными подробными схемами боя и подтверждениями - гораздо больше доверия и уважения.

Сегодня мы достали из пыльного архива документы - свидетельства подвига, вспомнили еще одну славную историю героического подвига наших советских героев - защитников Родины, память о которых ДОЛЖНА ЖИТЬ ВЕЧНО!

В любом случае, если вам интересна эта тема - заглядывайте сюда, поскольку все статьи на канале автора Рядовой Имярек - живые. Это означает, что материал на канале всегда дополняется, по мере поступления новой информации! А может у Вас есть чем дополнить информацию, тогда милости прошу в комментарии!)

Друзья, если Вам понравилась эта статья, поставьте, пожалуйста, лайк Рядовому, поделитесь этой статьей в соц.сетях! А если Вам очень понравилось - подпишитесь на канал "Рядовой Имярек", чтобы не пропустить ничего интересного!

Вы можете поддержать автора канала символической помощью. Собранные деньги пойдут на покупку исторических фото-документов или их проф. перевод!

Другие статьи на тему авиации:

1) Расследуем таран Спитфайр-а и немецкой "Рамы" в небе над Кубанью.

2) Сбитый летчик Люфтваффе с русским происхождением.

3) Хроника реального воздушного боя!