По словам А.Гитлера: "Искусство боев в воздухе - истинно германская привилегия. Славяне никогда не смогут им овладеть". 29 августа 1943 года нашими бесстрашными летчиками это утверждение, в очередной раз, было поставлено под сомнение.
Рассмотрим уникальную графическую схему воздушного боя группы 30 летнего майора Магерина, в составе 10-ти истребителей Аэрокобра 68-го гвардейского истребительного авиационного полка (гиап) 29 августа 1943 года. Схема содержит 6 боевых эпизодов, с краткой легендой по каждому из них.
В Красной Армии лендлизовская модель американская самолета «Аэрокобра» предназначалась для пилотов-профессионалов, которые могли справиться со сложным управлением самолета и раскрыть его высокий потенциал в бою. По этой причине данной машиной в советской авиации оснащались, в первую очередь, гвардейские истребительные полки (ГИАП), укомплектованные лётчиками с высокой квалификацией.
Состав группы гв.майора Магерина из 68 гиап, включала в себя 10 летчиков - 10-ти одноместных американских истребителей Белл P-39 «Аэрокобра»:
- 1 пара: гв.майор Магерин и лейтенант Лагимов;
- 2 пара: гв. капитан Заболотнов и лейтенант Головко;
- 3 пара: гв. капитан Шишкин и гв. мл. лейтенант Черноглазов;
- 4 пара: гв. лейтенант Богомолов и гв. мл. лейтенант Калмыков;
- 5 пара: гв. капитан Лагутенко и гв. ст. лейтенант Милаев.
Любопытным моментом на схеме показан отдельный заход на цель для атаки Аэрокоброй немецкого пилота-парашютиста (?или что еще это может быть?) - см. картинка 3 с направленной стрелкой. В рапорте ниже, об этом ничего не сказано.
Представленная схема сама по себе не раскрывает детали воздушного боя и цели задания. Попробуем найти эту информацию в архиве. А пока, рассмотрим боевые машины противоборствующих сторон:
Внешний вид истребителя Аэрокобра P-39 и Фокке-Вульф FW-190:
ТТХ истребителя Bell P-39 N-2 Аэрокобра:
- Экипаж: 1 (пилот)
- Длина: 9,159 м
- Размах крыла: 10,363 м
- Высота: 3,78 м
- Площадь крыла: 19,86 м²
- Масса пустого: 2642 кг
- Нормальная взлётная масса: 3556 кг
- Мощность двигателей: 1 × 1150 л. с.
- Воздушный винт: трёхлопастной «Curtiss», диаметр винта: 3,16 м
- Максимальная скорость: у земли: 493 км/ч на высоте: 585 на 4200 м
- Практическая дальность: 993 км (на 550 м)
- Продолжительность полёта: 3,65 ч
- Практический потолок: 9600 м
- Стрелково-пушечное вооружение: 1 × 37 мм пушка M4 с 30 патронами или 1 × 20 мм пушка M1 с 60 патронами (D-1, D-2) 2 × 12,7 мм пулемётов M2 по 270 патр. (на D-2 по 200) каждый в носовой части фюзеляжа. 4 × 7,62 мм пулемётов по 1000 патр. каждый в крыле
- Бомбы: 1 × до 272 кг
Внешний вид истребителя Фокке-Вульф FW-190 модификации A-3:
ТТХ истребителя ФВ-190 модификации А-3:
- Экипаж: 1 (пилот)
- Длина: 8,85 м
- Размах крыла: 10,50 м
- Площадь крыла: 18,30 м²
- Масса пустого: 2845 кг
- Масса снаряжённого: 3855 кг
- Двигатель BMW 801: D-2, мощность - 1700 л. с. (у земли)
- Максимальная скорость на высоте: 565/0 кмч/м, 585/3200 кмч/м, 680/6500 кмч/м, 660/8000 кмч/м
- Дальность полёта: на высоте 5000 м - 810 км
- Практический потолок: 11 000 м
- Время подъёма: на высоту 6000 м, 7.2 мин.
- Пулемётно-пушечное вооружение: 2×13 мм MG-131 и 2×20 мм MG 151
Задание группы майора Магерина
Задание группы майора Магерина описано в журнале боевых действий 51-й гв. иад. Цитата из оригинального документа:
Журналы боевых действий. Дата создания документа: 31.12.1943 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 20032, Опись: 1, Дело: 8, Лист начала документа в деле: 2
Авторы документа: 51 гв. иад
Боевое задание группы: Сопровождение 6 ИЛ-2 в район Старая Русса — Волот. 68 ГИАП 10 Аэрокобр взлет в 18.05, посадка в 19.15 (70 мин).
Результаты выполнения боевой задачи:
При подходе к аэродрому Тулебля заметили на старте 8 истребителей ФВ-190, часть с работающими моторами, которые начинали взлет. Атаковали их на земле с ходу. Гв. л-т Лагимов сбил на взлете 1 ФВ-190, который упал не границе аэродрома. В 18.33 15 км зап. Тулебля встретили 5 ФВ-190, которые пытались атаковать ИЛ-2 и вступили с ним в бой.
Судьба некоторых героев группы майора Магерина:
гв. капитан Заболотнов М.Я. погибнет через год в воздушном бою 17.09.1944, гв. капитан Шишкин Н.И. погибнет в бою через 2 месяца 5.11.1943. гв. капитан Лагутенко И.Н. окончит службу 06.11.1951 в звании гвардии майора и 18 января 1945 года будет присвоено звание Герой Совесткого Союза.
В результате боя гв. м-р Магерин, гв.к-н Лагутенко, гв. к-н Заболотнов и гв. л-т Богомолов сбили по одному ФВ-190. На обратном маршруте в районе Бол. Вороново встретили 2 ФВ-190, с которым вступили в бой. В результате боя, гв. к-н Шишкин и гв. мл. л-т Черноглазов сбили 1 ФВ-190.
Всего в этом бою было сбито 6 самолетов противника - ФВ-190.
Ниже представлен оригинал документа с отчетом боевого задания:
Список известных воздушных побед Магерина Н.И. представлен в таблице:
Статья в газете "Сталинский сокол" выпуск №10 от 5 марта 1943 года:
Документы подтверждение боя 29.08.1943 года
Ниже представлены документы подтверждения воздушного боя группы Магерина. Текст в двух версиях документа несколько разнится (документ найден среди наградных листов пилотов). Читаем цитату из текста документа:
Подтверждение воздушного боя 10 истребителей "Аэрокобра" 68 ГИАП 29.08.43 года.
10 Истребителей "Аэрокобра" ведущий гвардии майор Магерин в 18.30 (18:35) 29.09.43 г. при сопровождении 6 Ил-2 (в другом документе, уже 5 Ил-2) на станции Взгляды по бомбардировании и штурмовке ж/д эшелонов и паровозов противника при следовании к цели Тулебля были встречены 4 (по другому подтверждению, 6-ю) истребителями противника ФВ-190, сопровождавшие истребители вступили с ними в воздушный бой. Отсекли их от штурмовиков. В результате воздушного боя были сбиты нашими истребителями 2 ФВ-190, которые упали в р-не Взгляды.
Штурмовики отлично выполнили боевое задание. Ведущий группы Ил-2 гвардии старший лейтенант Стукалин.
Подтверждение немецких потерь и заявленных побед
В качестве дополнения, автор попытался проверить потери немецких самолетов (пилотов) Люфтваффе по эскадрам: JG.54, JG.5 и JG.26 за 29 августа 1943 года.
Немецкие источники имеют явные нестыковки в ключевых источниках потерь. Такая крупная потеря в один день должна была оставить свой след в отчете. Однако, за 29 августа 1943 года по журналу потерь JG.54 значится всего 2 истребителя: Мессершмитт BF-109G-2 и Фокке-вульф FW-190D-9 (данная модификация "Доры" была принята на вооружение в 1944 году, в 1943 году у немцев были только прототипы).
На рисунке ниже представлен журнал потерь Люфтваффе по 54-й эскадре Jagdgeschwader 54 «Grünherz» - «Зелёное сердце». Зеленым цветом в таблице обозначены потери за 29 августа.
Изображение ниже можно увеличить на мобильном устройстве, кликнув по ней. Закрыть ее можно - кликнув в верхнем правом углу на крест:
Вполне возможно, что потери были учтены позже 29-го августа или потери немецких истребителей произошли в другой эскадре, интересно в какой именно...Вычислить аэродром базирования штаффеля по периодам дат - нетривиальная задача. Кроме того, воздушные потери немцев в указанном по советским источникам районе, определить еще сложнее.
А возможно, информация в журнале «Grünherz», за этот период, оказалась неточная или неполная (переползла в потери за другие даты)...Расшифровку и определение обозначения полей в журнале, пока не проводил.
Например, по тому же журналу - потери немцев (от 5 - до 100%) в 1943 году: за июнь - 27 записей в журнале, за июль - 84, за август - 71, за сентябрь - 37, а за октябрь 42. Возможно, что немцы размазали потери конца августа на начало сентября. А возможно, Аэрокобры Магерина нанесли урон 29.08 другим немецким эскадрам, по которым у автора нет информации.
К слову будет сказано, что общие потери в журнале JG.54 по аэродрому Тулебля содержат в архиве только 7 записей, среди которых - 4-ре не критичных аварии, связанных с истребителями FW-190D (поле "W" содержит значение до 100%, 100% - это полный "тотал" боевой машины, боевая или не боевая потеря).
Изображение ниже можно увеличить на мобильном устройстве, кликнув по ней. Закрыть ее можно - кликнув в верхнем правом углу на крест:
Заявленные немцами победы
А теперь посмотрим, что фиксирует журнал заявленных немцами воздушных побед. Например, в немецком журнале JG.54 за 29 августа 1943 года значится 3 сбитых Аэрокобры, кроме 4-х других советских машин. За неимением привязок к немецким картам, точную локацию определить не представляется возможным. Берлинское время по записям для Аiracobra с 6.43 - по 6.48. Соответственно, мы имеем разные временные отрезки, в сравнении с данными по журналу группы Магерина (вечерний вылет после 18 часов). Кроме того, немцы заявили одну победу над Ил-2 в 17:38 (+1 час по МСК). А по рапорту, группа Магерина потерь не имела. Возможно Ил-2 был "потерян" другой группой.
В любом случае (автору так кажется), к советскому источнику информации с приведенными подробными схемами боя и подтверждениями - гораздо больше доверия и уважения.
Сегодня мы достали из пыльного архива документы - свидетельства подвига, вспомнили еще одну славную историю героического подвига наших советских героев - защитников Родины, память о которых ДОЛЖНА ЖИТЬ ВЕЧНО!
В любом случае, если вам интересна эта тема - заглядывайте сюда, поскольку все статьи на канале автора Рядовой Имярек - живые. Это означает, что материал на канале всегда дополняется, по мере поступления новой информации! А может у Вас есть чем дополнить информацию, тогда милости прошу в комментарии!)
Друзья, если Вам понравилась эта статья, поставьте, пожалуйста, лайк Рядовому, поделитесь этой статьей в соц.сетях! А если Вам очень понравилось - подпишитесь на канал "Рядовой Имярек", чтобы не пропустить ничего интересного!
Вы можете поддержать автора канала символической помощью. Собранные деньги пойдут на покупку исторических фото-документов или их проф. перевод!