Найти тему
Литература и ветер

"Судьба человека" Шолохова: потеря всего не отняла способности любить

Рассказ М. А. Шолохова "Судьба человека" - хрестоматийное произведение, читая которое, невозможно сдержать слезы и на которое следует обратить особое внимание.

Кинулся он ко мне на шею, целует в щеки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно: "Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Всё равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!" Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром. А у меня в глазах туман, и тоже всего дрожь бьет, и руки трясутся...

На глазах читателя совершается чудо: растерзанная жизнь в мгновение ока восстает из руин, обездоленный человек проявляет мощную силу безусловной любви к слабому и покинутому.

Историю жизни военного шофера Андрея Соколова можно сравнить с историей библейского Иова, пережившего тяжелое испытание - в одночасье потерявшего семью, - однако не поколебавшегося в вере.

Была семья, свой дом, всё это лепилось годами, и всё рухнуло в единый миг, остался я один. Думаю: "Да уж не приснилась ли мне моя нескладная жизнь?"

Сам Соколов проходит через войну и немецко-фашистские концлагеря, но гибнет вся семья героя. Тогда мужчина усыновляет мальчика-сироту Ванюшку, жизнь которого также разрушила война.

История создания, жанр, композиция

Рассказ "Судьба человека" написан Шолоховым во время хрущевской «оттепели», в 1956 г., и посвящен событиям Великой Отечественной войны. Новаторство произведения в том, что в нем поднята тема военнопленного. Книга, главный герой которой – бывший военнопленный, не могла быть создана в сталинское время. Сюжетной основой рассказа послужила история жизни солдата, которую писатель услышал в 1946 г.

В рассказе ведется эмоциональное эпическое повествование о нескольких эпизодах из жизни главного героя. По композиции произведение представляет собой «рассказ в рассказе».

-2

Содержание

Ранней весной на Верхнем Дону рассказчик познакомился с Андреем Соколовым, «высоким, сутуловатым мужчиной» с «приглушенным баском», и его маленьким сыном Ваней. Внимание рассказчика привлекли глаза Соколова: «Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?» (сегодня состояние героя можно было бы определить как посттравматический синдром, этот синдром возникает в результате сильнейшей психологической травмы).

Соколов рассказал случайному знакомому, которого он принял за такого же, как он сам, шофера, историю своей жизни. Во время войны Андрею, по его словам, «пришлось… хлебнуть горюшка по ноздри и выше».

Еще в молодости Андрей Соколов остался без родных: «отец с матерью и сестренкой… померли от голода». Обосновавшись в Воронеже, герой женился по любви. Жена его была сиротой и воспитывалась в детском доме. Мудрость и ласковое отношение к герою его жены Иринки восхищали мужчину, смягчали его характер. В семье родились трое детей – старший сын и две дочери. Отношение героя к семье было очень ответственным, ведь жена и дети стали для него самым главным в жизни.

Сначала Андрей Соколов работал на заводе, затем изучил автодело и сел за руль грузовой машины. Дети-отличники радовали героя, он гордился тем, что у сына Анатолия проявился талант к математике. Семья построила новый дом на отведенном ей участке около авиазавода.

-3

Вскоре началась война и Соколов отбыл на фронт военным шофером. Особенно запомнилось ему тяжелое расставание с женой, предчувствовавшей, что видятся они в последний раз: «…Руки на моей шее сцепила и вся дрожит, как подрубленное дерево».

На протяжении повествования герой неоднократно делает нравственный выбор. Например, его письма жене и семье в трагический период отступления советской армии в начале войны скупы и сдержанны. Соколов размышляет о том, что жаловаться в письмах, «сопли по бумаге размазывать» стыдно, потому что трудящимся в тылу женщинам и детям будет от этого вдвое тяжелее: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала».

Герою не пришлось повоевать и года. Два раза он был легко ранен. Однажды Соколов срочно, под обстрелом, повез снаряды на батарею, где они почти закончились: «Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду?». Герой сам уверил командира, что «должен проскочить». Когда Андрей увидел, что пехота отступает, он не повернул назад, а, напротив, увеличил скорость. Во время разрыва немецкого снаряда, попавшего в машину, Соколов потерял сознание. Очнувшись, мужчина понял, что бой идет уже сзади него, а он находится в плену.

Заставляя читателей войти в сложное положение героя, анализируя ситуацию изнутри, автор оправдывает Соколова. «Ох, браток, нелегкое это дело понять, что ты не по своей воле в плену. Кто этого на своей шкуре не испытал, тому не сразу в душу въедешь, чтобы до него по-человечески дошло…» – говорит герой.

Встретившиеся мужчине немцы приказали ему снять сапоги и идти на запад (непокорный герой рисковал жизнью, бросив врагам вызов - предложив им взять еще и портянки). Шел Соколов очень медленно, полагая, что ранен. На дороге его догнала колонна пленных. Фашист ударил героя автоматом по голове, но пленные спрятали Соколова в середину строя, сказав ему, что надо идти из последних сил, а не то убьют. Тяжело раненных фашисты пристреливали прямо на дороге, та же участь была уготована и пытавшимся бежать.

Беспомощных пленных, как овец, загнали ночевать в церковь с разбитым куполом. Соколов с благодарностью вспоминает военного врача, который ночью, сам оказавшись в плену, обходил людей, спрашивая, есть ли раненые: «Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену, и в потемках свое великое дело делал!» Оказалось, что рука героя болела вовсе не из-за ранения. Она была выбита из сустава, и врач ее вправил.

Запомнился герою и трагический случай, когда верующий пленный попросил, чтобы его выпустили по нужде, потому что не мог осквернить храм. Богомолец был расстрелян длинной автоматной очередью, а вместе с ним убиты еще три человека, один был тяжело ранен и вскоре скончался. Трагические эпизоды рассказа: расстрел раненых пленных, расстрел еврея и русских, внешне напоминающих евреев, натравливание собак на пытавшегося бежать из лагеря Соколова, избиение заключенных - подчеркивают бесчеловечность и жестокость врага, противоестественность, безумие и ужас войны.

-4

Андрей Соколов осуществляет нелегкий нравственный выбор и тогда, когда спасает жизнь одному из пленных – молодому офицеру, коммунисту, который, когда рассвело, оказался на вид «худеньким… курносеньким парнишкой». Главный герой душит предателя, который намерен был выдать своего командира немцам. «Первый раз в жизни убил, – говорит Соколов, – и то своего… Да какой же он свой? Он же хуже чужого, предатель».

В концлагере Соколов не ведет себя по-овечьи пассивно, не утрачивает лучших человеческих качеств: любви к свободе, личного достоинства, смелости, решительности, силы духа. Однажды, при благоприятном стечении обстоятельств, он делает попытку бежать. Через четверо суток его обнаруживают в некошеном овсе немецкие собаки. Фашисты натравливают собак на героя. Голого, всего в крови Соколова возвращают в лагерь, месяц он сидит в карцере и чудом остается жив.

Автор показывает, что судьба главного героя не исключительна, персонаж лишь один из многих, перенесших страшные испытания : «Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, – сердце уже не в груди, а глотке бьется, и трудно становится дышать…»

-5

В плену Соколов провел два года. Вскоре после описанных выше событий его угнали в Германию, где он трудился на силикатном заводе, в угольной шахте, на земляных работах – так, «что ломовой лошади и то не в пору». Обращались с заключенными везде одинаково жестоко. Били за всё: «за то, что ты – русский, за то, что на белый свет еще смотришь…». Кормили очень скудно: давали 150 граммов эрзац-хлеба пополам с опилками и баланду из брюквы, так что герой, прежде весивший 86 килограммов, теперь весил не более 50. Фашисты стремились подавить заключенных и морально: обманывая их, объявляли, что Сталинград взят и немецкие войска идут на Сибирь, так что родина представлялась пленным «чужой, немецкой землей».

В каменоломне под Дрезденом была непосильная норма выработки: один дошедший до дистрофии заключенный должен был вручную, на холодном ветру добывать четыре кубометра камня в день. Однажды, вернувшись вечером в барак с работы, непокорный Соколов говорит, что для могилы каждому из пленных потребовалось бы выдолбить всего один кубометр. Слова его были переданы коменданту – прекрасно изъяснявшемуся на русском и известному своей жестокостью немцу Мюллеру (каждого второго Мюллер бил в нос перчаткой со свинцовой прокладкой и называл это «профилактикой от гриппа»).

Когда Соколова вызвали к коменданту, он попрощался с товарищами («все они знали, что на смерть иду»), со звездами в небе, пожалел Иринку и детишек. Герой готовился принять смерть мужественно: «…Стал я собираться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату».

-6

Перед смертью Мюллер предложил Соколову выпить за победу немецкого оружия, за что герой пить отказался. Согласился он выпить за свою погибель, а закусывать не стал, сказав, что после первого и после второго стакана не закусывает; немцы рассмеялись. После третьего стакана решивший хоть напиться перед смертью непреклонный герой откусил только маленький кусочек хлеба: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». Даже жестокий Мюллер проникся уважением к пленному и отменил расстрел: «Ты – настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат». В бараке Соколов на всех, по кусочку размером со спичечный коробок, разделил хлеб и сало, которые дали ему немцы.

Когда в 1944 году советская армия дала отпор фашистам, бесплатную рабочую силу в Германии стали ценить больше. Соколова определили работать шофером в конторе по строительству дорог и оборонительных сооружений. Он должен был возить немецкого военного инженера, находившегося в чине майора, тучного и пристрастного к спиртному. Когда Соколов с начальником оказался в прифронтовой полосе, он перестал спать по ночам – только и думал, как сбежать на родину. Герой услышал, как громыхает наша артиллерия, и у него как никогда в жизни забилось сердце.

Андрей подготовился к побегу, раздобыв немецкую форму. Ударив дремлющего на заднем сиденье майора припасенной двухкилограммовой гирькой по голове, привязав его в к сиденью телефонным проводом и забрав его пистолет, главный герой под обстрелом заметивших неладное немцев добрался к своим. Вечером командир поблагодарил Соколова за немецкого майора, который со своим портфелем был «дороже двадцати языков», и сказал, что будет ходатайствовать о представлении главного героя к награде. Несмотря на слабое здоровье, Соколов попросил зачислить его в часть, но командир отправил Андрея в госпиталь и дал ему отпуск для поездки к семье.

-7

Герой пишет письмо домой и набирается сил в госпитале. Наконец, он получает ответное письмо от соседа («Не дай бог никому таких писем получать!») – о том, что еще в 1942 немцы бомбили авиазавод, в хату попала бомба и Ирина и обе дочери погибли, а сын Анатолий спасся, потому что в это время был в городе. Соколов в одночасье лишается семьи – самого дорогого в своей жизни: «Была семья, свой дом, всё это лепилось годами, и всё рухнуло в единый миг, остался я один. Думаю: «Да уж не приснилась ли мне моя нескладная жизнь?» А ведь в плену я почти каждую ночь… и с Иринкой, и с детишками разговаривал…», – произносит герой и закуривает.

Рассказчик, перед которым исповедуется Соколов, видит, насколько трагично несовпадение неизбывной человеческой скорби и радостного весеннего возрождения природы: «…Уже иным показался мне в эти минуты скорбного молчания безбрежный мир, готовящийся к великим свершениям весны, к вечному утверждению живого в жизни».

Приехав в Воронеж, Соколов приходит на место, где когда-то жил с семьей: перед ним лишь «глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс». Всю свою любовь герой переносит на сына Анатолия («блеснула радость, как солнышко из-за тучи»). Разыскав отца, сын присылает ему письмо, из которого Соколов узнает, что Анатолий с отличием окончил артиллерийское училище (пригодились способности к математике), стал капитаном, командует батареей «сорокапяток» (сорокапятимиллиметровых противотанковых пушек), имеет ордена и медали. По ночам главного героя занимают «стариковские мечтания» о том, как он женит сына и будет нянчить внучат.

-8

Однако судьба лишает Андрея «последней… радости и надежды». К концу войны из переписки с сыном герою становится ясно, что тот находится поблизости: оба они подошли к Берлину. Однако увидеть живого сына не приходится: «Аккурат девятого мая, утром, в День победы, убил моего Анатолия немецкий снайпер». У гроба с телом сына Соколов не плачет: «Мои невыплаканные слезы, видно, на сердце засохли. Может, поэтому оно так и болит». Он видит, как возмужал Анатолий: был «узкоплечий мальчишка», «а тут лежит молодой, плечистый, красивый мужчина».

Не в силах вернуться в Воронеж, Соколов едет в Урюпинск, к приятелю, проживающему с женой (пара бездетна), и устраивается шофером в автороту. В чайной Андрей знакомится с «новым… сынком» – маленьким беспризорником Ваней: «Этакий маленький оборвыш: личико всё в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки – как звездочки ночью после дождя! И до того он мне полюбился, что я уже, чудное дело, начал скучать по нем». Соколов узнает, что отец мальчика погиб на фронте, а мать убита бомбой в поезде. Ребенок не запомнил, откуда он ехал, и родных у него нет. Главный герой говорит мальчику, что он его отец, и берет его «к себе в дети», чтобы «порознь» не «пропадать». Мальчик невероятно рад отцу.

Живя с сыном, Соколов обретает новый смысл жизни, новую надежду, чувствует, что «сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно… закаменело от горя» . Несмотря на то что после наезда на корову у героя забирают шоферскую книжку и он вынужден переезжать на новое место жительства и временно работать плотником, несмотря на слабое здоровье (болит сердце), Андрей старается крепиться ради Вани, думать о будущем. На одном месте, признается Соколов, он всё равно не смог бы жить: «тоска… не дает… засиживаться». Вместе с сыном он шагает по русской земле.

-9

Каждую ночь герой видит во сне своих дорогих покойников, разговаривает с ними, и подушка его мокра от слез, а днем «крепко себя держит… ни оха, ни вздоха не выжмешь». Очевидно, именно из-за необходимости держать себя в руках в присутствии мальчика Соколов решил довериться незнакомцу и выговориться.

Автор подчеркивает стойкость и мужество своего героя, те стойкость и мужество, которые проявили многие и многие люди в тяжелые, обездолившие их годы войны. Писатель выражает веру в душевные силы русских людей, надеется на то, что они сумеют передать «несгибаемую волю» и преданность Родине своим детям: «Два осиротелых человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Тематика, сюжет, проблематика и идейное содержание рассказа. Образ главного героя. Смысл заглавия

Поднимая тему Великой Отечественной войны, автор сосредоточивает внимание не на военных событиях или боевых подвигах героя, а на его личности, его судьбе, размышляет о той великой цене, которую заплатил русский народ за победу.

Характер персонажа раскрывается постепенно. Мирная семейная жизнь Андрея Соколова сменяется нечеловеческими условиями фашистского плена, концлагерей. Эпизод разговора героя с Мюллером (центральный в повести) – это пример духовного единоборства, в котором русский солдат, почти что падающий в обморок от голода, одерживает нравственную победу. Даже враг, сытый, самодовольный немец, начинает уважать Соколова, признает в нем человеческое достоинство, называет его настоящим солдатом.

Проблематика рассказа связана с проявлением мужества, стойкости героем из народа, с возвращением персонажа к мирной жизни после непосильных испытаний. Возрождается душа героя благодаря укоренившейся в ней человечности, благодаря заботе о другом, слабом и беззащитном. Идея произведения жизнеутверждающая: тяжелые обстоятельства, страшные потери не сломили дух Андрея Соколова, не отняли у него смысл жизни, не ожесточили персонажа.

Образ героя собирательный. Этот образ воплощает черты простого русского солдата, черты национального характера.

Значение заглавия рассказа «Судьба человека» следующее. Повествуя об Андрее Соколове, автор имеет в виду не судьбу отдельного человека, а судьбу целого поколения, целого народа. Писатель использует прием художественного обобщения. Слово «человек» в заглавии звучит как положительная оценка, признание нравственных качеств таких людей, как главный герой.

Фильм Сергея Бондарчука стал классикой отечественного кинематографа.

Список статей канала со ссылками облегчит вам работу!

По поводу помощи в подготовке к ЕГЭ и проверки сочинений обращайтесь по адресу alyatana@yandex.ru или в личном сообщении. Наталья.

Если статья оказалась полезной, ставьте "Нравится", подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии!