Многие взрослые думают, что у детей нет проблем. Сравнивая со своей жизнью, где постоянно озабочен вопросами из серии где взять денег/что приготовить/как все успеть/когда все это кончится.
У детей таких вопросов, на наш взгляд, нет. А значит, они должны быть счастливы, довольны, не отсвечивать и с улыбкой на лице принимать все, что дают. Это же все для них, мы же так заботимся.
И нам невдомёк, что забота может встать поперек горла. Что иногда накрывает так, что не хочется жить. Что невозможно уснуть, потому что мучают кошмары. Что ощущение тотальной ненужности и бессмысленности существования может быть таким густым и плотным, что нет возможности выдохнуть.
И невозможно рассказать это родителям, потому что им и так сложно. Или им некогда. Или они не слышат. Или не понимают. И единственный способ достучаться - это болезнь. Или смерть себя как живого организма, заморозка чувств. Как единственный способ выжить в своей собственной семье, став удобным. Потому что другого выхода нет.
Дорогие взрослые, у детей очень много проблем, которые с высоты прожитых лет кажутся ерундовыми. Но в моменте детства они могут быть невыносимыми и безвыходным. И если вы остановитесь и вспомните себя в своем детстве, то может быть вспомните и свои переживания. И одиночество, которое не с кем разделить.
Однако эмоции не исчезают, если игнорировать и делать вид, что их нет. Они есть и они копятся, чтобы однажды выйти в самом неприглядном виде. А стоит ли доводить до крайности, если можно предупредить и дать место в момент возникновения, обучая тем самым детей слышать себя.
У меня нет друзей. В моём мире нет никого, кто бы мог меня понять. С кем я могу расслабиться и быть самим собой. Делать вместе какую-то ерунду и быть абсолютно счастливым просто от того, что у меня есть друг.
Мне невыносима школа.
Мне не нравятся предметы, учителя, дети, еда. Мне не интересно ничего, что там происходит. Для меня пытка каждый день туда ходить. В меня не лезет то, что там транслируют.
Мне невыносимо дома.
У меня нет своего места, где я могу побыть один и никто не вломится в мое пространство. Я не могу распоряжаться своим временем, своим телом, своими действия. За меня постоянно все решают, не позволяя мне решать самому. Иногда я ненавижу родителей и меня это пугает.
Я ненавижу своих братьев и сестер.
Им всегда достается все самое лучшее, им всегда уступают, они всегда лучшие. Я не просил родителей их рожать. Почему я должен за ними ухаживать? Почему я должен помогать, а мне никто помогать не должен. Почему я должен делиться с младшими и уступать?
Мы закрываемся от детских проблем. Мы не готовы их слышать и вникать, потому что боимся своих собственных чувств. В нашем детстве никто не решал наши проблемы и мы как-то выжили. И они пусть выживают. Такая маленькая месть взрослых людей своим собственным детям.
У меня таких игрушек не было, а у тебя хоть попой ешь. Я о компьютере мог только мечтать, а у тебя самые современные гаджеты. Я платья за старшей сестрой донашивала, а у тебя гардероб ломится от вещей. Неблагодарная!
Нам невдомёк, что игрушки, гаджеты и красивые платья мы покупаем себе. А ребенку это может быть совсем не нужно. Ему нужно совсем другое, чего у нас нет. И пока мы не начнем разговаривать с детьми с интересом, как совершенно с другим неизвестным нам человеком - мы не поймём, что для него значит родительская любовь.
Детям не нужны решения взрослых. Детям нужно внимание и сочувствие. Дорогой ребенок, я вижу, как тебе трудно. Я не могу изменить твою жизнь и сделать так, как ты хочешь - найти тебе друзей, забрать тебя из школы, ничего от тебя не требовать и родить обратно твоих братьев или сестер. Это невозможно, во всяком случае в данный момент. Но давай подумаем вместе, что мы с тобой сможем сделать прямо сейчас, чтобы хоть немножко облегчить твою жизнь.
Каких друзей тебе бы хотелось и что с ними тебе интересно делать? Я поищу для тебя подходящие клубы, площадки и мероприятия.
Что в школе тебя бесит больше всего? Какие предметы нравятся, что не интересно, а что невыносимо? Давай подумаем, как можно решить этот вопрос, с учётом твоих интересов и твоего будущего. Чем в этом будущем ты бы хотел заниматься, и тогда мы поймём, какие навыки и знания тебе можно приобретать прямо сейчас.
Как ты хочешь распоряжаться своим пространством? Давай подумаем вариант, чтобы правила нашего дома и правила твоего пространства не противоречили друг другу. Я готов выделить столько-то времени каждый день и столько-то раз в неделю на общение с тобой. Как бы тебе хотелось это время провести?
Что больше всего тебя бесит в твоём брате/сестре? Я подумаю, как можно решить этот вопрос и предложу варианты. Что ты готов с ним делать и как часто, ведь младшим тоже нужно твое внимание? Что я могу предложить тебе взамен?
Разговаривать с ребенком имеет смысл только после того, как ваши собственные эмоции поутихли. Ответственность за свои эмоции лежит на родителях. Научиться управляться со своими эмоциями, не выливая их на детей - взрослая позиция. Однако у многих из нас этот путь к взрослости всё ещё не закончен.
И если вас штормит - признайтесь ребенку честно. Дорогой ребенок, мои эмоции сейчас зашкаливают и я не готов к разговору. Я взрослый и я справлюсь, однако мне нужно время. Я дам тебе знать, когда буду готов. Ты мой ребенок и я тебя люблю, даже если злюсь/ругаюсь/обижаюсь/кричу или хлопаю дверью.
Эти простые слова говорят ребенку самое важное - вы взрослый и вы справитесь. Тем самым невыносимый груз ответственности с детских плеч снимается. Ребенок выдыхает. Очень сильно выдыхает. И вы увидите, что вы оба стали ещё на шаг ближе.
Елена Алексеева.