Когда мне захотелось написать несколько статей про историю некоторых именных танков Красной Армии, а потом про женщин-танкистов, участвовавших в Великой Отечественной войне, я понимал, что-то где-то эти две темы могут пересечься.
Так оно и случилось, и про некоторые случаи я уже написал.
Но эта история, пожалуй, самая удивительная. Собственно, историй даже две, волею судьбы переплетённые вместе.
Маленькая девочка из Омска
Девочка Ада, которой тогда было пять лет (в письме она прибавила себе год), родом из города Сычёвка Смоленской области. С началом войны вместе с матерью была эвакуирована в Омскую область. Уехать перед самым приходом немцев со Смоленщины удалось чудом. Мама Ады была врачом и работала в детском доме. Детский дом бросили на произвол судьбы, но часть детей и врачей вывезли военные, практически под обстрелом. Дальше началась тяжёлая жизнь в эвакуации.
Мысль отдать свои деньги пришла к девочке по примеру матери: в больнице, где та работала, собирали деньги в Фонд обороны на самолёт. Девочка решила отдать деньги на танк. Отец Ады Александр Занегин был танкистом, через несколько месяцев после этой публикации он погиб под Курском.
После публикации в газете многие дети стали присылать свои сбережения, был открыт специальный счёт в Госбанке.
«Я хочу вернуться в Киев. Вношу собранные на сапоги деньги — 135 рублей 56 копеек — на строительство танка «Малютка». Алик Солодов. 6 лет».
«Мама хотела купить мне новое пальто и накопила 150 рублей. Я поношу старое пальтишко. Тамара Лоскутова».
«Дорогая незнакомая девочка Ада! Мне только пять лет, а я уже год жила без мамы. Я очень хочу домой, потому с радостью даю деньги на постройку нашего танка. Скорей бы наш танк разбил врага. Таня Чистякова».
Суммы были незначительные, тогда ведь буханка хлеба на рынке стоила 150 рублей и больше. Но дети реально жертвовали собственные сбережения, собранные по копейке. Я знаю, что по поводу вовлечения в этот процесс детей некоторые… гм… не очень добрые люди высказывали всякое, но пусть это останется на их совести.
В результате собрали сумму 160 886 рублей. Это, пожалуй, редкий случай, когда собранная сумма значительно превышала стоимость танка: легкий танк Т-60 в то время стоил около 80 тысяч рублей.
Танк «Малютка» был изготовлен в начале 1943 года, видимо, на заводе № 37 в Свердловске: в тот период эти танки больше нигде не строили.
О том, что было дальше, маленькая девочка Ада тогда не узнала. Была, конечно, публикация в газете, что танк построили, были публикации от других детей, присылавших деньги, скопленные на игрушки, одежду, но Ада и читать ещё толком не умела. Да и других забот в эвакуации хватало у всех.
Боец по прозвищу «малютка»
Катя Петлюк родилась в станице Слободка, что под Одессой.
Девочка и девушка всегда тянулась к «мужским» профессиям. Хотела стать пилотом, но из-за маленького роста (151 см) не взяли, стала инструктором по парашютному делу. Освоила даже профессию кочегара на паровозе.
Сразу после начала войны Катя в армии, она техник-укладчик парашютов, профессия в армии того времени сугубо женская. Но ей хотелось стать танкистом, добилась поступлению в полковую танковую школу. Представить эту хрупкую девушку в танке никто не мог, из жалости её даже старались «срезать» на экзамене, предлагали стать политруком — очень уж была активная.
Тем не менее Катя школу окончила, стала механиком-водителем танка и в июле 1942 года в составе маршевой роты прибыла в Сталинград, где получила танк Т-60. Самый маленький из состоявших на тот момент на вооружении Красной Армии танков. Тут маленький рост явно сыграл в её пользу — в танкисты вообще старались брать низкорослых, даже им в танке тесно. Зато сила механику-водителю нужна немалая, это не то что управлять современной легковушкой примерно такого же размера. На броне своего танка девушка вывела название «Малютка».
Старший сержант Екатерина Петлюк в составе 56-й танковой бригады принимала участие в Сталинградской битве. Понятно, что танки Т-60 к тому времени уже устарели, в атаки на них не ходили и использовали для вспомогательных задач. Танк Екатерины, судя по имеющимся воспоминаниям, использовался как машины связи. После 56-й бригады Екатерина воевала в 90-й, а затем в 91-й танковых бригадах. В феврале 1943 года награждена орденом Красной Звезды.
На политработу она все-таки частично перешла, весной 43-го стала парторгом роты.
Как воевал танк «Малютка»
91-я танковая бригада в феврале 1943 года была выведена на доукомплектование, получала новые экипажи и новые танки. Новую машину получила и Екатерина Петлюк. Это был именной танк «Малютка», на который собирали деньги дети, и первый взнос сделала Ада Занегина.
91-я танковая бригада в составе 3-й гвардейской танковой армии приняла участие в Орловской наступательной операции. В боях находилась до ноября.
Я пересмотрел все сводки бригады, но наличие танков Т-60 в ней указано лишь в апреле: один танк был при штабе, и три в 345-м батальоне, в котором и служила Екатерина Петлюк. В дальнейшем танки Т-60 ни в 91-й отдельной танковой бригаде, ни в 3-й гвардейской танковой армии не указаны ни в одном документе. Это не удивительно, так как Т-60 к тому времени уже использовался лишь для сугубо вспомогательных задач: как командирские машины в частях самоходной артиллерии, или в подразделениях связи и даже в качестве тягачей для противотанковых пушек. Чаще же их использовали как учебные машины. Дольше всего они использовались на Ленинградском фронте, в битве же на Курской Дуге их были единицы.
По воспоминаниям самой Екатерины, на танк Т-70 она пересела лишь в августе 1943 года. Можно предположить, что её «Малютка» могла числиться при штабе и уже не рассматриваться как боевая машина, а потому и не отражена в сводках. Подобное встречается, и танки, находившиеся при штабе, не всегда отражались в боевом составе. Причем это могли быть не малые танки, которые действительно не использовались как боевые машины, но и вполне себе годные «тридцатьчетвёрки».
Но в любом случае, надо понимать, что искать каких-то реальных случае применения танка «Малютка» летом 43-го бессмысленно. Тогда и более мощные Т-70 уже всерьёз не рассматривались. Отследить же историю танка невозможно, но вполне может быть, что он честно нёс службу, и даже если и не воевал, то стоит помнить, что на войне у каждого своё место, и любое место важно.
Конечно, хотелось бы отыскать что-то героическое, связанное с этим танком… Но что можно добавить к поступкам детей, жертвовавших свои крохотные сбережения и истории хрупкой девушки-танкиста, которая сражалась на поле боя? Какие награды достойны их подвига?
В ноги им всем поклониться...
… и в заключение
Екатерина Алексеевна Петлюк закончила войну в звании гвардии младший лейтенант, в Ульяновском танковом училище. После трёх ранений её признали инвалидом и отправили в тыл. Она награждена орденами Красной звезды, Отечественной войны I и II степеней, медалями «За оборону Сталинграда» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
В 1975 году школьники из клуба «Искатель» омского Дворца пионеров в старой подшивке газеты «Омская правда» обнаружили письмо Ады Занегиной, опубликованное в 1943 году. И уже 19-го мая того же года в Омске впервые встретились врач-офтальмолог Адель Александровна Воронец и заведующая бюро ЗАГСа Ленинского района города Одесса Екатерина Алексеевна Петлюк. На этой встрече школьники подарили Аде куклу, вместо той, на которую она не смогла скопить деньги.
Такая вот история…