Употребление разнообразной пищи может оказаться вредным по двум причинам: первая – неодновременное переваривание каждой из них и не совместимость неудобоваримой пищи; вторая – возможность съесть больше, чем это можно при однообразной пище.
Авиценна. Канон врачебной науки
Один день они едят мясо, другой рыбу, третий – овощи, а затем возвращаются снова к мясу, дабы не отягощаться, не изнурятся.
Т. Кампанелла. Город Солнца
Американский диетолог Герберт Шелтон основатель «Школы здоровья» г. Сан-Антонио в штате Техас. Более 40 лет изучал проблему рационального сочетания пищевых продуктов, что позволило ему сформировать основы правильного питания, которые были изложены в большом числе его научных работ. Наиболее крупным, фундаментальным трудом считается «Гигиеническая Система» в 7 – ми томах. В нашей стране Г. Шелтон известен по книгам «Правильное сочетание пищевых продуктов».
«Более 40 лет я потратил на изучение диетики. Я руководил лечением и питанием многих тысяч людей. Я представляю думающему читателю на рассмотрение мысль, что такой опыт дает мне больше прав говорить о теме этой небольшой книги, чем такое же время, посвященное отравлению больного лекарствами».
Г. Шелтон «Правильное сочетание пищевых продуктов».
Приверженцы разных школ исцеления, аллопатами высказывались определенные возражения против принятия одних сочетаний пищевых продуктов и нежелательного употребления других. Все это основывалось на предположении, что человеческий желудок устроен так, что может легко переваривать все продукты, которые в него попали.
Г. Шелтон считал, «… пищеварительные ферменты желудочно-кишечного тракта человека имеют определенные пределы. И когда мы едим, переступая эти пределы, мы получаем пищеварительные осложнения. Правильное сочетание пищи является единственным путем соблюдения наших ферментных ограничений. Мы сочетаем нашу пищу должным образом и не едим без разбору и случайно, поскольку этим мы обеспечиваем лучшее и более эффективное ее усвоение.
Мы не получаем пользы от пищи, которая не усваивается. Есть и в то же время портить пищу в пищеварительном тракте – напрасная трата пищи. Но еще хуже то, что испорченная пища приводит к образованию ядов, которые очень вредны. Поэтому правильное сочетание пищи не только обеспечивает лучшее питание, но дает защиту от отравления ядами».
Г. Шелтон сделал вывод, что «человек когда-то подобно низшим животным инстинктивно избегал вредных сочетаний пищи и сейчас у него сохранились следы старых инстинктов (которые мы находим у мало цивилизованных народов и у малых детей, не испорченных родительским воспитанием).
Но как только человек зажег факел интеллекта на руинах инстинкта, он вынужден был искать свой путь с помощью глупого метода проб и ошибок. По крайней мере так было до тех пор, пока он не собрал достаточно знаний. Понимание проверенных принципов дало ему возможность управлять своим поведением. Затем, вместо того, чтобы отвергать огромную массу, с трудом собранных физиологических знаний, связанных с пищеварением, или благоприятно истолковывать их, как бывает у профессиональных физиологов, нам следует, как разумным существам, полностью и соответствующим образом использовать эти знания на практике».
Г. Шелтон предлагает нам путь к здоровому и полноценному питанию, основанный главным образом на сочетании продуктов. Г. Шелтон считает, что разная пища для своего усвоения требует соответствующих приспособительных реакций со стороны пищевых соков. Эти соки представляют собой сложные и четко рассчитанные природой жидкости. Каждый набор продуктов использует в желудочно-кишечном тракте соответствующую комбинацию пищеварительных секретов со специфическими свойствами. Различные стадии пищеварения и различные продукты одного вида требуют различного количества воды, уровня щелочности или кислотности, концентрации ферментов или их отсутствия. Все эти условия активности соков чрезвычайно важны. Из чего следует, что углеводная пища получает сок, богатый ферментами, расщепляющими углеводы, а белковая – соответственно ферментами, расщепляющими белок. Такие изменения сока имеют различное количество и концентрацию. Специфические секреты, выделяемые на каждый отдельный вид пищи весьма различны по своему характеру. В своем утверждении Г. Шелтон ссылается на работы академика И. П. Павлова, который называл пищеварительные секреты «молочным соком», «хлебным соком», «мясным соком» и т. п.
Правила пищевых сочетаний, выведенные Г. Шелтоном:
Пищевые кислоты, содержащиеся в лимонах, апельсинах, грейпфрутах, ананасах и др. кислых фруктах, а также помидорах нельзя принимать одновременно с продуктами, содержащими крахмал, это хлеб, каши, картофель, макароны, бобы, бананы, финики и др. Никогда не следует сочетать с крахмалистой пищей помидоры. Помидоры лучше съедать с листовыми овощами или жирами, потому что имеющаяся в них сложная комбинация из цитрусовой, яблочной и щавелевой кислот очень противопоказана щелочному усвоению крахмала и во желудке, и во рту.
Белковые продукты нельзя принимать одновременно с крахмальными. Желательно их употреблять перед ними. Для примера возьмем всеми нами любимый бутерброд с сыром. Следуя рекомендациям Г. Шелтона правильно сначала съесть сыр, чтобы он успел добраться до желудка раньше, чем хлеб. В желудке сыр попадает под воздействие кислого желудочного сока с меньшей переваривающей силой и продолжительностью отделения. Затем вслед за сыром через полчаса можно будет съесть и хлеб, который будет усваиваться в желудке по своей схеме. Вот поэтому всякие бутерброды, сандвичи, гамбургеры Г. Шелтон считал «диетической мерзостью».
«Гамбургер, - подобная мерзость, также является современной диетической инновацией. Бутерброды с яйцом, сыром, ветчиной и подобные им сочетания белка с углеводами имеют недавнее происхождение». Ссылаясь на слова доктора Дж. Тилдена: «Природа никогда не сотворяла бутербродов».
Белки и углеводы, смешанные в желудке, мешают усвоению друг друга. Наглядно это видно на примере усвоения бобов, в которых содержаться белки и углеводы. Требующие совершенно разные процессы переваривания эти два компонента приводят к брожению в желудке. Вот почему не рекомендуется потреблять все бобовые, за исключением зеленых бобов, с малым содержанием крахмала. Греческий философ Пифагор, был заядлым вегетарианцем и придерживался такого же мнения.
Отрицательное отношение Г. Шелтона к употреблению сахара, конфет и других сладостей. По мнению ученного они препятствуют выделению желудочного сока и заметно задерживают процесс пищеварения. Всем нам знакомо предостережение родителей не есть перед едой сладкое, чтобы не испортить аппетит.
Г. Шелтон считал, пищу, требующую для своего усвоения щелочной среды, нельзя съедать с пищей требующей кислой среды. Из этого следует если желудочный сок переваривает белок, а слюна – крахмал, то белковая пища должна предшествовать крахмалистой.
Что же касается тех соединений, созданных природой с содержанием белка и крахмала в одном продукте, то такие естественные пищевые комбинации представляют не сложную трудность для усвоения их организмом. Но ни один повар не смог создать белково-крахмалистую композицию, способную полностью усвоиться. То, что скомбинировала сама природа она и может усвоить, а то, что скомбинировал человек плохо усваивается организмом.
Как уже говорилось различные белковые продукты требуют различные модификации пищеварительной секреции. Исходя из этого яйца следует есть отдельно от молока, а омлеты лучше совсем исключить из рациона. Доктор Г. Шелтон советует не принимать в один прием пищи орехи и мясо, яйца и мясо, сыр и орехи, сыр и яйца.
Доктор Г. Шелтон пишет, по этому поводу: «Распространенное предубеждение, что лимоны, ягоды, огурцы и т. п. с молоком опасно потреблять, не имеет оснований. Два белка различного вида и различного состава, требующие различных пищеварительных соков, причем разной концентрации, выделяемых в желудке в разное время, нельзя потреблять в одно время. Правилом должно быть: один белок в один прием пищи.
Во всем, что мы едим, есть белок. Но в большинстве видов пищи его так мало, что в сочетаниях пищи мы его игнорируем. Все правила сочетания пищи должны относиться лишь к концентрированным крахмалам, сахарам, жирам и белкам.
Выдвигают возражения, что, поскольку разные белки по своему аминокислотному содержанию существенно отличаются друг от друга и организм требует соответствующего их количества, то необходимо в один прием потреблять не один белок, для обеспечения потребности в нем.
Большинство людей имеют в день три приема пищи, или 21 прием в неделю. А поскольку очень многие едят и между главными приемами пищи, то набирается еще больше приемов пищи за неделю. Нельзя увидеть логическую необходимость в подобном переполнении желудка за один присест. Достаточное разнообразие белков можно обеспечить путем приема разных белков в различные приемы пищи.
Разве не знаменателен тот факт, что самый сильный сок выделяется на молоко в последний час секреции? Не следуют ли что, ортодоксальные евреи физиологически верной практике, когда воздерживаются от совместного потребления молока и мяса?
Яйца требуют другого времени выделения сока, нежели мясо или молоко. И тогда не нужно ли применять их отдельно от мяса и молока? Вероятно, губительные последствия перекармливания туберкулезных больных молоком и яйцами объясняется, по крайней мере частично, приемом подобной не усваиваемой пищевой смеси».
При употреблении жира вместе с белками замедляет процесс усвоения и вызывает гниение. И из этого следует, что их нельзя принимать в один прием пищи. Происходит это потому, что жирная пища, поступая в двенадцатиперстную кишку, оказывает тормозящее влияние на секрецию желудочных желез. Действие жира вызывает образование в двенадцатиперстной кишке тормозящего желудочную секрецию вещества – энтерогастрона. Тормозному эффекту жиров противодействуют зеленые сырые необработанные овощи. Исходя из вышесказанного целесообразно употребление в пищу салатов, в состав которых входят яйца, растительное масло и что-нибудь из не крахмальной зелени (капуста, кабачки, лук, сельдерей, салат, огурцы, редиска, петрушка). А вот свекла, репа, морковь, цветная капуста, бобы, горох и картофель не подходят для этих комбинаций блюд.
Продукты категории, как сливки, сливочное масло, масла различных видов, жирное мясо и т. д. нельзя употреблять в один прием с орехами, сыром, яйцами, мясом.
Не рекомендуется в одном приеме пищи апельсины, лимоны, помидоры, ананасы и тому подобные кислые продукты с мясом, яйцами, сыром, орехами. В этом случае происходит тормозящее влияние кислот и кислых последствий брожения на пищеварение.
Кислые фрукты не рекомендуется принимать вместе с белками. Другими словами, апельсины, лимоны, помидоры, ананасы и др. кислые продукты не сочетаются с мясом, яйцами, сыром, орехами. В данном случае под влиянием кислот и кислых последствий брожения происходит торможение на пищеварение.
Кислые фрукты, задерживают усвоение белков, тормозя выделение желудочного сока, что ведет к их разложению. Орехи и свежий сыр, наверное, единственные белковые продукты, которые в данном случае разлагаются не так быстро.
По этому поводу доктор Шелтон пишет следующее: «Лимонный сок, уксус, маринады и пр. при смешивании с пищей задерживают выделение соляной кислоты в желудке. Подобно тому, как кислоты препятствуют выделению соляной кислоты так же препятствуют выделению пепсина соды и щелочи, которые снижают кислотность в желудке… Молоко и апельсиновый сок, сама по себе ни в коей мере не являющиеся неусвояемыми, далеки от того, чтобы быть хорошим сочетанием. Апельсиновый сок и яйца составляют еще худшую комбинацию. Равно плохим сочетанием являются ананас и мясо, ананасовый сок не усваивает мясо».
Не следует сочетать потребление сахара с крахмалом. Дело в том, что переваривание крахмала начинается во рту и продолжается при соответствующих условиях небольшое время в желудке, а сахар переваривается только в кишечнике. Вот почему желе, джемы, фруктовые конфитюры, сахар, мед, патока, сиропы и др., которые добавляются в пирожки, хлеб, печенье, каши, картофель вызывают брожение в кишечнике. Доктор Шелтон, отмечаю всю очевидность не сочетаемости данных продуктов, с удивлением говорил: «Поражает регулярность, с которой миллионы людей едят на завтрак кашу с сахаром, страдают от повышенной желудочной кислотности, кислой отрыжки и прочего несварения».
Так же доктор Шелтон предостерегал от заблуждения, что все сказанное не относится к меду – этой «естественной сладости». «Безразлично, - писал он, - мед это или сироп, но потребленные со злаковыми, для подслащивания и т. д. они вызывают брожение. Белый или коричневый сахар, сахар-сырец, сахар, имитированный под коричневый (то есть окрашенный), темная патока, другие сиропы, съедаемые с крахмалом, - все это означает брожение».
Взять за правило потреблять в один прием, лишь крахмалистую пищу утверждал доктор Шелтон, есть «даже более важным в качестве средства избежать переедания крахмалов, нежели как средства избежать плохого сочетания пищи…».
Если два и более видов крахмала употребляется в один прием пищи, в одно и то же время, то один из них отделяется для усвоения и ассимиляции, а другой остается нетронутым в желудке не, только не проходя для дальнейшего пищеварения в кишечнике, но и задерживая усвоение прочей пищи с соответствующими результатами в виде брожения, кислого желудка, отрыжки и т. п.
Доктор Шелтон советует все сорта дынь всегда есть отдельно. Доктор пишет: «Дыня – настолько здоровая пища и так легко переваривается, что даже наиболее слабое пищеварение может очень легко справиться с ней, но… дыни не подвергаются перевариванию в желудке. Они перевариваются в кишечнике. Если употреблять их с другой пищей, которая требует продолжительного пребывания в желудке, то они там задерживаются, образуют много газов и других неудобств».
Вот поэтому дыни должны съедаться не в промежутках между приемами пищи, а в часы приема пищи, т. е. вся еда должна состоять из дыни.
Молоко также лучше принимать отдельно или не принимать вообще.
«Благодаря присутствию в молоке белка и жира (сливки), оно плохо сочетается почти с любой другой пищей, кроме кислых фруктов. Первое, что происходит с молоком, когда оно попадает в желудок, - оно свертывается, образуется творог. Свернувшееся молоко обволакивает частички другой пищи в желудке, изолирует их от действия желудочного сока. Это препятствует их перевариванию до тех пор, пока не переварится свернувшееся молоко».