Как мы знаем, в DAW есть возможность панорамы как для моно , так и для стерео дорожки. Для моно дорожек все ручки панорамы работают одинаково. Мы поворачиваем потенциометр влево, звук идёт с левого монитора; поворачиваем вправо — с правого. Безусловно, мы можем разместить звук где-нибудь между центром и левым монитором или между центром и правым.
Когда же речь идёт о стерео дорожках, это совсем другая история. Некоторые DAW имеют контроль стерео панорамы, в то время как другие предоставляют регулировку стерео баланса. В чём же разница между стерео панорамой и стерео балансом?
Стерео панорама
Реальный стерео контроль даёт нам возможность поместить левый и правый каналы стерео дорожки ,независимо друг от друга, в любое место стерео панорамы, которое мы хотим.
Чтобы иметь возможность реального стерео панорамирования, мы должны иметь два потенциометра панорамы на стерео дорожке: один для левого, а другой для правого канала.
Некоторые DAW, такие как Pro Tools, дают эту возможность по умолчанию. Ниже скриншот из Pro Tools, у стерео дорожки два панорамника и они независимы друг от друга.
На следующем примере мы можем видеть панораму левого канала стерео трека почти полностью влево (89 из 100) и правого канала, в середине между центром и правым монитором (48 из 100)
На другом примере мы видим панораму левого и правого канала на 10 и на 2 часа, что соответствует (37 из 100 для каждого направления)
Реальная стерео панорама даёт нам много гибкости. Мы можем взять два схожих инструмента, два синтезатора. На этом примере ниже у первого синтезатора левый и правый каналы на 8 и 11 часах, а у второго синтезатора левый на 1, а правый на 4 часу.
Мы можем даже поменять поменять местами левый и правый каналы!
Стерео баланс
В некоторых DAW по умолчанию есть только возможность контроля баланса стерео дорожек, а не реального стерео панорамирования.
Это важный момент, который мы должны знать знать о стерео балансе. В отличие от стерео панорамы, стерео баланс не изменяет положение левого и правого каналов в стерео панораме, он меняет только уровень каналов.
К примеру, при стерео балансе, когда мы поворачиваем потенциометр влево, уровень сигнала правого канала слабеет. Если мы повернём панорамник полностью влево, левый канал будет звучать как обычно, а правый перестанет полностью. Сделав обратное, если мы повернём панорамник полностью вправо, то уже правый канал звучать будет, а левый обрежется.
Просто вкратце...
При реальном стерео панорамировании уровни левого и правого каналов не изменяются, меняется их положение в стерео пространстве.
В регулировке стерео баланса, уровни левого и правого каналов (и соответственно их отношения друг к другу о уровню) изменяется; их позиции в стерео пространстве — нет.
Последнее Слово, Об Использовании
Оба, и стерео баланс, и стерео контроль имеют место быть и было бы неправильно полагать, что один луче другого. Тем не менее, лично я думаю, что "реальный" стерео контроль предлагает гораздо больше гибкости в сведении.
Не во всех DAW контроль стерео панорамы установлен по умолчанию, но многие из них, (такие как Logic Pro, Studio One, и Cubase, например) предлагают его как опцию или через стандартные плагины.
__________________________________________________________________________________________
Источник: pro-tools-expert.com
Перевод: Ethernet