Найти тему
Мытарь и язычник

Заявления православно-старокатолического диалога на тему экклезиологии: непогрешимость, соборы и апостольское преемство в Церкви

Сошествие Святого Духа на апостолов. Сестра Иоанна (Рейтлингер), 1981 г.
Сошествие Святого Духа на апостолов. Сестра Иоанна (Рейтлингер), 1981 г.

ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ

I

(1). Источником и подтверждением авторитета Церкви как союза Бога и человека является сила, полученная от Отца, и власть Господа и её Главы, Иисуса Христа (Мф. 28:18; Лк. 10:16). Бог проявил эту силу и власть, связанные с Искуплением, во время своей земной жизни и после Своего Воскресения вложил это апостолов, а через апостолов – в епископов и всю Церковь (Мф. 28:19-20; Ин. 20:21). Господь, Который обещал Церкви, что будет с ней всегда, вплоть до скончания века (Мф. 28:20), также послал ей другого Утешителя – Духа истины (Ин. 14:16-17; 15:26; 16:13), чтобы быть с ней всегда и учить её всем истинам. По этой причине Церковь определяется как Церковь Живого Бога, столп и утверждение истины (1Тим. 3:15).

(2) Церковь проявляет свою силу и власть во Имя Иисуса Христа через силу и действие Утешителя, Который живёт в ней. Поэтому свою работу она выполняет властно, но не путём принуждения, а посредством духовных сил, которые наполняют всех её членов и которыми являются « любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22–23).

(3) Это проявление авторитета Церкви приводит её членов к внутренней готовности принять Божественную Истину, властно продвигаемую Церковью и послушно усваиваемую ею в свободе, «которую даровал нам Христос» (Гал. 5:1). Истина познаётся Духом Святым, потому что Истина делает нас свободными (Ин. 8:32), потому что «где Дух Господень, там свобода» (2Кор. 3:17).

II

(1). Авторитет Церкви, носителем которой является вся Церковь как Тело Христово, исторически проявлялся в действиях и решениях, защищающих Священное Писание и Священное Предание от любых искажений и фальсификаций еретиками; канонические книги Священного Писания были отделены от ложных, и был определён его канон; живая традиция веры была сохранена, истолкована и передана последующим поколениям; Символ Веры был сформулирован и распространён; решены вопросы священства и управления, были определены порядок богослужения и церковной жизни.

(2) Толкование Священного Писания – постоянная забота Церкви. Священное Писание не выше Церкви: оно зародилось в ней, и, поскольку Церковь живёт в свете свидетельства Божественного Откровения, Священное Писание взвешено и истолковано в единстве с Традицией, живущей в Церкви и вероучительными догмами, сформулированными Церковью. Следовательно, истинное учение – это только то, что (будучи выше исторических и языковых проблем), по существу согласуется со Священным Писанием и Священным Преданием. Проявляя свой авторитет в догматических решениях, Церковь всегда опирается на Священное Писание и Священное Предание, сохраняя при этом свидетельство одного и другого и углубляя их понимание.

(3) Особое значение для Церкви имеет единодушное учение её Отцов и Учителей. Апостольская Традиция сохраняется и объясняется в их творениях, в которых Священное Писание объявляется богодухновенно написанной книгой. «Церковь воспринимает это мнение отцов как авторитетное свидетельство Истины» . (Викентий Леринский, Commonitorium, 3 и 28 и вся святоотеческая традиция).

III

Ниже приведены отдельные носители власти в Церкви:

(1) Епископ, канонически возглавляющий Поместную Церковь в Апостольской преемственности. Место и служение епископа в области власти разъяснил св. Игнатий Богоносец, который указал, что тот, кто подчиняется епископу принимает власть Бога, потому что епископ представляет и несёт власть от Бога (Послание к магнезейцам, 3:1-2; 6:1; к траллианцам, 2:11), который всегда действует вместе с рукоположенными им пресвитерами (священниками). «Так как Господь без Отца, по Своему единению с Ним, ничего не делал Сам Собою, а Сам или через Его Апостолов, поэтому вы не должны ничего делать без епископа и пресвитеров ». (Послание к магнезейцам, 7, 1, ср. Мф. 4:1; Послание к траллианцам, 3, 1; к смирнамцам, 8, 1). Силой, властью и благодатью своего достоинства, епископ сохраняет чистоту догматического учения Церкви и поддерживает её порядок; он совершает Таинства, и через свою проповедь ведёт вверенное ему стадо по спасительному пути благодати Евангелия. В Церкви, епископ действует в союзе и согласии с пресвитерами и мирянами, которые следуют за ним как за евангельским пастырем. По словам св. Киприана [Карфагенского], «Церковь – это народ, объединённый со священником, и стадо, послушное своему пастырю. Следовательно, вы должны знать, что епископ находится в Церкви, а Церковь в епископе» (Послание 66.8).

(2) Соборы Церкви – преимущественно вселенские. На соборах каждый епископ представляет свою Церковь в силу его епископского сана; решения Соборов являются авторитетными, поскольку Церковь, представленная собравшимися епископами, согласна с ними (ср. Деяния 15).

IV

(1) Авторитет Церкви также связан с общим исповеданием веры Церкви. Это единодушное, всеобщее осознание и вера духовенства и народа, более широкое свидетельство всей церковной полноты, разделяющей ответственность за сохранение переданной Истины в целостности и чистоте Учения. Общее исповедание Церкви также включает окончательное признание Вселенских Соборов как таковых и их Отцов как истинных толкователей Веры Церкви, которую они по праву представляют.

(2) Это общее признание выражается по-разному. Его проявители – исповедники и мученики за Веру, богословы и мистики, святые отцы, харизматы и вообще все получившие Дары Святого Духа в крещении и миропомазании и которые призваны в равной мере свидетельствовать о Евангелии в мире, а также в богослужении и других формах церковной жизни.

(3) В заключении следует отметить, что авторитет на всех этапах и во всех формах его проявления предполагает дух истины, любви, мудрости, смирения и свободы. Только так авторитет Церкви и авторитет внутри Церкви проявляется во благо её жизни и служения в мире, поскольку Господь Церкви, Кому была дана вся власть на Небесах и на земле явил эту силу среди людей, как служащий (Лк. 22:27; Иоан. 13:14-17). По этой причине власть Церкви, целиком направленная на созидание Тела Христова и его приращения в любви (Еф. 4. 11:16), должна носить характер служения.

НЕПОГРЕШИМОСТЬ ЦЕРКВИ

Истинный Бог (Ин. 3:33; 17:3; Рим. 3:4; 1Фес. 1:9) послал Своего Сына, Который есть Истина (Ин 14:6) «ради нас, людей, и ради нашего спасения», который реализуется в основанной Им Церкви. Таким образом, Сын посылается от Отца Утешителя, Духа Истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин. 14:15-17). Вот почему Церковь участвует в Божественной истине, в верности и непогрешимости. Святой Дух свидетельствует о Христе; поэтому и Церковь, принимая и передавая Апостольское Предание, несёт свидетельствовать о Господе и Его учении, будучи озарённой Утешителем (Ин. 15:26-27), Который учит её всему и напоминает ей обо всем, что сказал Христос (Ин. 14. 26; 15:26).

Церковь, несмотря на человеческую немощь своих верных, хранит «добрый залог Духом Святым, живущим в нас» (2 Тим. 1:14) в чистоте и непорочности, потому что Христос с ней до скончания веков (Мф. 28:20), так что что врата ада не одолеют её (Мф. 16:18). По этой причине Церковь называется домом Божьим, столпом и основание истины (1 Тим. 3:15) и может правильно передать своим членам Веру, переданную ей и честно засвидетельствованную перед этим миром. Непогрешимость Церкви исходит от её Господа и Святого Духа. Церковь находится во Христе, и Он действует через неё посредством Духа, посланного в сердца верных людей (Гал. 4:6). Эта фундаментальная непогрешимость не разрушается грехами или проступками членов (Рим. 3:3-4).

Церковь непогрешима только в целом; непогрешимость не распространяется на отдельных членов, будь то епископы, патриархи или папы, или всё духовенство или все миряне или отдельная Поместная Церковь. Поскольку Церковь есть сообщество верных, которые все научены от Отца (Ин. 6:45), непогрешимость относится к целостности Церкви. Все вместе духовенство и народ составляют, как члены, Тело Христово и, таким образом, составляют полноту Наполняющего все во всем (Еф. 1:23). По этой причине все плодоносные имеют помазание от Святаго и знают всё… и оно истинно и неложно (1Ин. 2:20-27), и нет ничего плохого, когда любой верующий, от епископа до мирянина исповедует свою веру.

Только Вселенский Собор является высшим органом Церкви в безошибочном провозглашении её Веры. После него, в качестве уст всей Церкви, стоят Поместные Соборы, епископы и отдельные верующие Церкви, как и в апостольские времена Апостольский Собор, на котором Апостолы вместе с пресвитерами всей Поместной Церкви Иерусалима авторитетно выразили волю всей Церкви и получили авторитет больший, чем авторитет любого [отдельно взятого] апостола (Деян. 15). Вселенский собор, вдохновлённый Святым Духом в своих провозглашениях непогрешим в результате согласия со всей Вселенской церковью. Ни один собор не был бы Вселенским без этого согласия.

Церковь формулирует догматические решения, когда есть угроза здравому учению или когда ей нужны особые толкования или свидетельства для предотвращения ересей и расколов или для сохранения церковного единства. Естественно, непогрешимость относится только к спасительной истине Веры. Священное Писание, которое свидетельствует о воплощённом Вечном Боге Слово, в своей основе вдохновлено Святым Духом, Который есть Дух Христа. По этой причине Святой Дух руководит Церковью, в соответствии со Священным Писанием и переданным Апостольским учением, ибо не от Себя говорить будет (Ин. 16:13). Следовательно, Вера, сохраняемая в Церкви, включает: существование в полноте этой Веры, согласно свидетельству Церкви на протяжении веков.

СОБОРЫ ЦЕРКВИ

Церковь как Тело Христово – это храм Святого Духа, члены которого крестились в Одно Тело и, следовательно, все приобщились к Новой Жизни и познают Истину в Святом Духе. Ранняя церковная епископальная и соборная системы включают выражение церковной жизни в форме общности всех членов в единстве тела Христова. По этой причине епископы, которые, как представители Главы Церкви, то есть Христа, руководят собранием и евхаристией как телесной и духовной общностью соединения всех со Христом и во Христе с Богом. (Игнатий Богоносец. Смирнянам, 8. 2). Соборность как основа церковного порядка проявляется в разнообразии Новой Жизни во Христе через Святой Дух (1 Кор. 12:1-31). По этой причине Церковь, как народ, призванный Богом, искупленный Христом и озарённый Святым Духом, может быть назван Великим Собором, который отражает единство в Триедином Боге: Отца, Сына и Святого Духа. Эта основная природа Церкви приобретает чёткую форму, особенно во время собраний епископов Поместных Церквей на своих Соборах во время обсуждения и принятия решений, которые в конечном итоге подлежат рецепции всей Церковью. Эта соборная жизнь Церкви находит свое высшее выражение во Вселенском Соборе, который созывается, чтобы принимать обязательные решения по вопросам веры и церковного порядка в отношении всей Церкви через епископов как представителей сообщества всех Поместных Церквей. Вселенские соборы служат высшим органом Церкви в искоренении ересей, формулировании вероучительных догматов, укреплении церковной жизни и сохранении церковного единства, основанного на истинной вере.

Следующие семь соборов признаны вселенскими: Никейский (325 г.), Константинопольский (381 г.), Эфесский (431 г.), Халкидонский (451 г.), Константинопольские (553 г. и 680 г.) и Никейский (787 г.). На них был сформулирован общий символ веры, признанный Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью и всеми Поместными церквями в Едином Святом Теле Христовом. По этой причине Вселенские Соборы не выше самой Церкви, но, в целом, находятся внутри неё. Таким образом, Вселенскость всякого собора и принятие его решений не обусловлены только фактом его созыва. Собор становится вселенским в силу его последующей рецепции всей полнотой Церкви. Своим участием в полноценной жизни Церкви её члены – духовенство и миряне осуществляют своё единство в Теле Христовом. Непогрешимость Церкви выражается в этом единстве и целостности. В соответствии с этим, Вселенские Соборы могут также признавать решения Поместных Соборов, принятые по вдохновению Святого Духа. Кстати, именно Поместные Соборы подготовили повестку и постановления Вселенских Соборов и способствовали принятию этих решений.

Соборные решения делятся на определения веры и канонические правила. Догматические определения, касающиеся веры, основанные на Божественном Откровении, получают безусловный авторитет и являются обязательными для всей Церкви во все времена. Как следствие, они не подлежат изменению или отмене, т. е. чему-либо, что могло бы изменить их содержание. Тем не менее, Церковь может осуществлять своё герменевтическое откровение с помощью современной фразеологии в соответствии с возникающими обстоятельствами и потребностями для разъяснения и свидетельстве о Вере. Каноны Поместных и Вселенских Соборов, если они не распространяются на вопросы Веры, теоретически подлежат изменению или дополнению с помощью новых канонов, принятых на созванных более позднее Соборах.

В целом церкви, как православные, так и старокатолические, считают, что их соборы имеют право в случае необходимости: принимать каноны и применять их в своих границах.

НЕОБХОДИМОСТЬ АПОСТОЛЬСКОГО ПРЕЕМСТВА

(1) Под апостольской преемственностью нами понимается передача через каноническое возложение рук благодать священства, а также сохранение и продолжение в чистоте Апостольских Учения и Веры. В непрерывной преемственности епископов от апостолов первые составляют основание апостольского преемства, а последние составляют его существенный признак. Отклонение от апостольского учения разрушает апостольское преемство, а антиканоническое рукоположение посторонними лицами нарушает его. Ясно, что апостольское преемство в более широком смысле имеет важное значение для жизни Церкви и необходимо для продолжения искупительной жертвы Господа благодаря передачи освящающей и спасающей благодати. Как Иисус Христос был послан Отцом, так Он Сам послал Апостолов, собирая через них народ Божий, основывая и питая Свою Церковь.

(2) Апостолы, как очевидцы Воскресшего Христа и руководители новообразованной Церкви, не могли оставить преемников. Однако у них есть преемники в их апостольской работе по созданию Церкви в конкретных месте и времени, через проповедь Слова Божьего, через своё лидирующее положение в литургической жизни, и в совершении Таинств, в частности Святой Евхаристии. Хотя Новый Завет говорит о многих дарах верных, не может быть сомнения в уникальности и неповторимости основного значения апостольского призвания (Деян. 1:21-22; 1 Кор. 12:28; Еф. 2:20; Откр. 21:14).

(3) Церковь получает свою жизнь от Христа, Который присутствует в ней и действует через Святого Духа. Христос – это Господь Церкви, который беседует с ней, любит её и слышит её. Этот союз Христа и Церкви понимается не как нечто абстрактное, а как конкретная реальность и опыт людей, которых призвал Христос. Как это было во времена Апостолов, так должно происходить и в наши дни и во все века, потому что порядок Церкви по сути такой же, какой был установлен Христом. Как сообщество верующих, которое не может существовать без этого порядка, Церковь должна оставаться непрерывной во времени со своими истоками и с Церковью предшествующих и будущих поколений. По этой причине священство с Апостольской преемственностью не является чем-то новым, чем-то не имеющим отношения к истокам Церкви; это повторение и постоянная передача того, что существовало в Церкви с самого начала. Возложение рук с молитвой в соучастии со всей Церковью является единственным мистическим средством передачи благодати священства, указанной в Священном Писании и Предании [Подробнее см. Тексты о Таинствах, которые будут разработаны в будущем].

(4) Необходимость соблюдения непрерывной апостольской преемственности как продолжения Апостольского учения и передачи священства и благодати и миссии посредством канонического возложения рук является общим учением Отцов Церкви.

(5) Православная Восточная Церковь особо подчеркивала необходимость апостольского преемства, как в прежние времена, так и сегодня в вышеупомянутом смысле, делая этот вопрос фундаментальным для любых усилий по восстановлению христианского единства. Старокатолическая церковь также твердо придерживается этой точки зрения относительно необходимости [апостольского преемства].

Загорск / Москва, СССР, 20 сентября 1981 г.

УЧАСТНИКИ

ПРАВОСЛАВНАЯ СТОРОНА:

Митрополит Транупольский Дамаскин

Проф. Д-р Феодор Зисис

Митрополит Карфагенский Парфений

Архиепископ Севастийский Корнелиос

Митрополит Минский и Белорусский Филарет

Протоиерей проф. Николай Гундяев

Иеромонах Савва Милошевич

Епископ Адриан из Румынской Православной Архиепископии Центральной и Западной Европы

Отец профессор Стефан Алексей

Проф. Д-р Илья Цоневский

Епископ Варнава Саламинский

Иеродиакон Павлос

Проф. Д-р Лоуннис Калогиру

Проф. Д-р Власиос Фидас

Архиепископ Чкондидский и Цагерский Иоанн

Епископ Ахалцихский Анания

Протоиерей доктор Серафим Железнякович

Епископ Йоэнсуу Алексий

Иеромонах Амвросий (Ясклайнен)

СТАРОКАТОЛИЧЕСКАЯ СТОРОНА:

Епископ Леон Готье из Христианско-католической церкви Швейцарии

Проф. Эрнст Хаммершмидт

Отец Питер Маан

Проф. Мартин Парментье

Проф. Кристиан Ойен

Проф. Д-р Хервиг Альденховен

Преподобный доктор Гюнтер Долезаль

Епископ Тадеуш Маевский

Епископ доктор Максимилиан Роде

Преподобный Виктор Высочанский