Найти тему
Лилия Габдрафикова

Как татарская активистка запретила Хади Такташа

Оглавление

Хади Такташ - это популярный татарский поэт 1920-х годов. Намного позже в Казани его именем назвали одну из улиц и появились связанные с этим фактом ассоциации ... Но речь не об этом. Почему же запретили поэта Хади Такташа и когда?

Произошло это в конце 1920-х годов, когда в советском обществе проводилась серьезная идеологическая работа по женской эмансипации. Возникали разные дискуссии, а иногда все сводилось к директивным решениям. В пользу женщин, якобы...

Хади Такташ был своеобразным татарским Есениным 1920-х годов (а кто-то сравнивает его с Маяковским; оставим эти оценки литературоведам). Кстати, он был родом из Мордовии, что не так далеко от Рязанщины, знаменитого есенинского Константиново. Судя по внешности, Хади Такташ - тот самый "сары башлы малай" (мальчик-блондин), один из героев поэмы "Мокамай", выросший среди тамбовских лесов ("Ахры, мәңге онта алмамын Тамбов урманнары уртасында усак яфраклары шавлавын").

Хади Такташ (1901-1931)
Хади Такташ (1901-1931)

Биография Хади Такташа, на первый взгляд, вполне типична для своего времени. Крестьянского происхождения, из бедной татарской деревни(откуда только родственник-торговец в Средней Азии?). Кому как не ему редактировать газету "Слово бедняков" в Оренбурге и учиться в Коммунистическом университете трудящихся Востока в Москве? Хади Такташ в начале 1920-х годов писал восторженные стихи о Ленине и революционных преобразованиях в стране. Но...

Наряду с этими стихами были и другие, в которых он поднимал "женский вопрос" в немного непривычном свете. Видимо, не последнюю роль сыграло и то, что в этот период Хади Такташ работал ответственным редактором журнала "Азат хатын" (совр. "Сююмбике"). Прекрасно знал и об установках сверху, и о реальном положении дел.

Две комсомолки - две истории

Все, наверное, знают знаменитую поэму "Исповедь любви" ("Мәхәббәт тәүбәсе") 1927 года, которая быстро разлетелась на цитаты. Поэтическое откровение о наивной, обманутой комсомолке Зубайде. Грустная и поучительная история с хеппи-эндом. Ведь татарская комсомолка вместо вечерних собраний активистов вдруг открыла в себе призвание Матери, да и негодяй-наборщик передумал и осознал свое Отцовство.

Хади Такташ с первой женой Гульчирой Хамзиной. Фото: https://kitaphane.tatarstan.ru
Хади Такташ с первой женой Гульчирой Хамзиной. Фото: https://kitaphane.tatarstan.ru

Примерно в это время Хади Такташ написал пьесу "Утерянная красота" ("Югалган матурлык"). Там немного другая история. И комсомолка Галия не столь наивная, состоит в браке с товарищем. Она учится, да еще и горит общественным делом, чтобы быть не хуже супруга. Но в этой суете "ответственной" жизни (в советское время было даже понятие "ответственный работник") Галие порой нужно выбирать между семьей и общественной пользой. Но счастлива ли она в итоге? В этом - вся "утерянная красота". В литературном сюжете прослеживается и личная драма самого Такташа: его первый брак распался, а бывшая жена уехала учиться в Москву.

Хади Такташ был очень популярным автором, за постановку по новой пьесе "Утерянная красота" в 1928 году взялись сразу в нескольких татарских театрах, в Астрахани и Казани. Но успели показать лишь первые спектакли. В начале 1929 года произведение Такташа признали не отвечающим установкам советской власти, ведь он пропагандировал семейные ценности, а стало быть "принижал" женщину и считал, что они не могут наравне с мужчинами заниматься общественно полезной работой.
Афиша спектакля "Югалган матурлык". Фото: https://www.tatar-inform.ru
Афиша спектакля "Югалган матурлык". Фото: https://www.tatar-inform.ru

Кто же инициировал этот запрет?

Она была дочерью муллы из деревни Юлсубино (совр. Рыбно-Слободской район Татарстана), а звали её Зайнаб Баширова (1903-1984). Почти ровесница Такташа, она училась на рабфаке, где с однокурсницами дала себе даже обещание "не выходить замуж", т.к. семья мешает учебе. Зайнаб, клеймившая других детей мулл за неправильное происхождение (например, поэта Аделя Кутуя), окончила партийную школу, стала хорошим ответственным работником. Она искренне верила в новые идеалы.

Трудилась комсомолка Зайнаб в казанских татарских редакциях, а потом уехала в Москву, стала сотрудником Центрального издательства народов СССР. В этот период она и увидела крамолу в пьесу Хади Такташа. Зайнаб Баширова, судя по всему, считала этот факт особой своей заслугой, отметила даже в автобиографии.

Пьеса "Утерянная красота" была опубликована, наверно, только в трехтомнике избранных произведений Хади Такташа, изданном в 1980-1983 гг. К тому времени, вопрос об эмансипации советской женщины был уже не столь актуальным.