Найти тему
Aella

Вампирши не из Дракулы: все началось с Кармиллы

Арт с Pinterest, так как найти сколько-нибудь аутентичную Кармиллу оказалось очень тяжело
Арт с Pinterest, так как найти сколько-нибудь аутентичную Кармиллу оказалось очень тяжело

Если честно, Кармилла появилась еще до Дракулы. Одноименная новелла Шеридана ле Фаню была опубликована в 1872 (а роман Брэма Стокера в 1897 году). Кармилла считается первоисточником всех последующих книг, фильмов, игр и так далее, посвященным вампиршам, но...

Есть два нюанса.

1) Практически все именно экранизации новеллы довольно старые. Если говорить о более-менее точных экранизациях, то их откровенно мало. Из относительно современных фильмов атмосферу (именно саму атмосферу) новеллы более-менее передают "Дневники мотылька" (2011 год), остальное же... Да, я слышала о "Проклятии Штирии", но найти его с хотя бы русскими субтитрами не удалось.

2) Собственно, это проблема большинства фильмов по этой теме. Фильм по мотивам "Кармиллы", скорее всего, будет труднодоступным (задолбаешься, пока найдешь), без перевода или с переводом ужасным. Это не известные/популярные фильмы. Очень часто это изначально фильмы мелких локальных европейских киностудий. В отличие от мужчин-вампиров, творчество, где главные персонажи - женщины-вампирши, вот такое вот. "Теневое".

Даже артом, который я взяла для поста, я не очень-то довольна (особенно одеждой), но это еще один из лучших вариантов. Потому что, как мы помним, Кармилла еще старше, чем Дракула (как персонаж), и в оригинальной новелле она одевалась, как приличная юная леди *ворчу* Но ладно, это общая проблема.

Итак, что мне удалось найти и посмотреть (или почитать) из более-менее доступного и по мотивам?

1) Саму новеллу, конечно же.
2) "Убийцы вампирш-лесбиянок", 2008 год.
3) "Вкус ночи", 2010 год.
3) "Дневники мотылька", 2011 год.

Уточню сразу, по каким критериям отбиралось. Изначально Кармилла - аристократка, та самая леди, выбирает в качестве обеда женщин или девушек... и два этих критерия уже отметают большинство вампирш кинематографа. Кармилла интересный типаж - "плохая девочка внутри хорошей", у неё не должно быть написано на лбу изначально - "я плохая!" На самом деле, даже фильм 2008 года подходит так себе, но это комедия и на иллюстрацию, что с этим образом обычно делают, потянет.

Итак, новелла. В отличие от Дракулы, Кармилла изначально не производит впечатление чудовища. По атмосфере новелла напоминает детектив - "Кто же виноват в том, что главная героиня Лора постепенно угасает?" Отчасти подобная линия есть и в "Дракуле", с Люси, но там вампир не живет в одном доме с ней и не целует в щечку на ночь. Собственно, примерно это я хотела увидеть в экранизации новеллы. А еще расслабленность и томность старой опытной хищницы, граничащую с ленью, на которую делается особенный акцент.

И, ориентируясь на имя "Кармилла", скачала тот самый фильм 2008 года. Зря. И я просто поставлю здесь парочку картинок.

Кармилла выглядит, как выжившая, потрепанная, обозленная на мужчин и все еще очень близко дружащая с женщинами версия Люси. Даже хронологически подходит) А заодно можно пофантазировать, что было бы, если бы... потому что к Кармилле присоединилась жена её главного противника. И вообще в целом первые кадры фильма выглядели странновато (особенно в русском переводе, некоторые перлы озвучки поражали), но интересно. А потом с Кармиллой покончили и началось...

Нет, ночной лес и женские фигуры в тумане - это, безусловно, атмосферно. Компания вампирш во главе с подругой Кармиллы, она же та самая бывшая жена, даже как-то трогательна в своей цели Кармиллу оживить. Но, так как фильм изначально комедия, делается все возможное, чтобы эту атмосферу и трогательность обсмеять. Поэтому смотреть в трезвом и критичном уме я бы не советовала. И да, той самой расслабленностью не пахнет, поперек лба у Кармиллы написано "я хищная стерва, охочусь 24/7". Но в финале фильма, где её оживили наконец, это даже понятно, ей тут же драться приходится.

"Вкус ночи". Уже не комедия, но современный мир. Компания вампирш разного характера и разных возрастов, одна из которых находит свою потенциальную любовь в сомнительном ночном клубе.

Любовь так и остается потенциальной (а не реальной), к концу фильма от компании вампирш не остается примерно ничего, главная героиня участвует в избавлении мира от своего же создателя (или Сира, или как еще можно назвать старшего вампира), но некоторые интересные моменты есть. И интересные образы, скажем честно.

Темноволосая - вполне себе современная Кармилла, хоть и зовут иначе
Темноволосая - вполне себе современная Кармилла, хоть и зовут иначе

Смотреть кусочками. Лично я целиком посмотрела только в первый раз, вздрогнула, икнула и приняла решение впредь до конца не досматривать. Хотя, если так подумать, финал вполне каноничен - в новелле Шеридана Ле Фаню от Кармиллы тоже избавились. Основная любовная линия откровенно скучна, но второстепенные персонажи, как уже было сказано, хороши. Хотя до совсем "хорошей девочки" та самая темноволосая Шарлотта и не дотягивает, но томность, немногословность, даже стильность (явная отсылка к 20-ым годам прошлого века, немое кино) - все это есть. Вот сосредоточили бы на ней все действие фильма, эх...

Хотя бы просто потому, что той самой "химии" между вампирской парой второго плана на порядок больше, чем между главной героиней и её... ладно, назовем это Сиром. Та самая героиня даже после турне по магазинам-косметологам-парикмахерам, честно говоря, откровенно не тянет на избранницу в принципе любого вампира, обладающего деньгами и возможностями (сугубое ИМХО). И, даже если тянет - сценарий "укрощение строптивой" это не про "Кармиллу". Это про какую-то женскую версию историй о мужчинах-вампирах и вообще без поправки на гендер. Что ни говори, а в первоисточниках таковая поправка очень видна.

И... от умеренно плохого переходим к очень хорошему. Прям очень. "Дневники мотылька".

Вампирша из "Дневников"
Вампирша из "Дневников"

Это можно честно назвать версией "Кармиллы" в современном мире. Даже без скидок. Атмосфера, вампирша, которую действительно можно принять за настоящую Кармиллу, даже отсылки на ту самую новеллу - все это есть. Чувственный будоражащий (один урок, посвященный "Кармилле" как части литературы 19 века, чего стоит) фильм с намеками. Ничего в лоб, чем грешат многие фильмы про вампирш.

И мне наконец-то додали те самые белые рубашки под горло, а не бронелифчики или красно-оранжевые импровизации на викторианскую тему.

Единственный минус - все-таки это не экранизация новеллы, а нечто по мотивам, причем сценарист явно смотрел одним глазом в "Дракулу". И многовато тех самых мотыльков. Но за атмосферу и белые рубашки я готова простить все. Даже то, что действие происходит в женской школе-интернате

В конце концов, варианты "где снять чисто женский фильм в современности" довольно ограничены.

Выводы?

Новеллу - читать.

"Убийц" и "Вкус ночи" смотреть кусочками.

"Дневники мотылька" просто смотреть.

Ваша Аэлла, которая писала этот пост три дня урывками, с перерывами на чай-кофе-кудин.

#вампиры #фильмы про вампиров #фильмы о вампирах #женщины-вампирши #женские образы в фильмах #кармилла #кино #вампирши #психология женского образа #психология и кино