Много про тревогу
Тревога - запускной механизм разных процессов внутри нас и снаружи.
Попробую раскрыть эту тему так: когда по какой-то причине мы усвоили, что нас нельзя любить просто так, возникает тревога.
Первое действие, согласно этой тревоге, найти доказательство, что любить меня возможно. Просто так. Но почему-то на деле это превращается в доказательство, что "меня любить невозможно". Наверное, потому что мы приходим к другому человеку с идеей: "я знаю, что меня любить невозможно, ну а ты попробуй доказать обратное". Это самая глубина.
Степень плохости и вариации её восприятия могут быть разными. В худшем случае, когда окружение не даёт право на реабилитацию и постоянно подвергает сомнению нормальность ребёнка, создаётся ситуация выученной беспомощности. Ситуация, в которой человек перестаёт что-то делать вообще, потому что не имеет возможности ни на что повлиять.
Этот термин появился после исследований с собаками, случайным образом. Исследователи изучали формирование условных рефлексов. И формировали страх собак на высокий звук, подкрепляя его слабым ударом тока. Ожидалось, что когда клетки будут открыты, собаки убегут согласно сформированному страху на высокий звук. Но этого не произошло.
Собаки не могли никак повлиять на негативный фактор удара током. И в итоге смирились с тем, что происходит, оставив попытки убежать, когда дверца открывалась. Опыт подтвердился, когда другим животным дали возможность избежать удара при нажатии носом на кнопку (они смогли влиять на происходящую ситуацию). В итоге эти собаки, как только могли избежать неприятной ситуации, непременно это и делали.
Невозможность избежать негативной ситуации и отсутствия ощущения, что я могу повлиять хоть на что-то. Депрессия. Мне кажется очень важным быть гибкими для своих детей, когда в лице родителя они видят не робота, а человека, способного позволять своему ребёнку на него влиять. Мне кажется важным давать ребёнку "скидку", снисходительность и возможность оправдаться за свои поступки. Давать возможность ребёнку предпринимать попытки улучшить своё состояние и ситуацию вокруг. Не быть категоричными. Позволять ребёнку чувствовать себя хорошим не смотря на его неопытность, ошибочность и несоответствие нашим ожиданиям.
Это же относится и к личному отношению с собой.