Найти тему
Галерея чудаков

"Любовь это ток... Переменный только" ("Пять вечеров, СССР 1978)

"Да, знаете, за все приходится отвечать - и за дисциплину, и за график и за общественную работу. Я и агитатор по всем вопросам"
"Да, знаете, за все приходится отвечать - и за дисциплину, и за график и за общественную работу. Я и агитатор по всем вопросам"

Тамара Васильевна (Людмила Гурченко) будто из стали, вот гвозди бы делать из этих людей. "Железный Феликс" просто.

Она человек-стОик. Человек Веры. И это заменяет ей все.

Она не вышла замуж из-за принципов. Потому, что любила. И этой любви ей хватит.

На всю жизнь.

Ну, и что, что любимый к ней не вернулся?

Не важно, почему.

Его могли убить на фронте. Он мог попасть в ГУЛАГ, о чем Володин упоминает в пьесе.

Или просто закрутить с другой, как говорится, "впереди новая жизнь, новых возможности, зачем возвращаться к прошлому"?

Но ОНА любила.

И этого достаточно.

-2

Конечно, такая аскеза сказывается. Человек будто высыхает. Как сублимированное питание для космонавтов. Он жив только, пока нужен - на работе. Или племяннику Славке. За которым глаз, да глаз...

"И мальчишку спаивать я не дам. Вы выучились, а ему еще учиться и учиться"
"И мальчишку спаивать я не дам. Вы выучились, а ему еще учиться и учиться"

Но именно в таких чудаках..., чудачках , вроде Тамары - и хранится секрет загадочной штуки под названием Любовь.

"Саша, а что такое любовь? Я знаю - это ток... Ага, переменный только".

Часто именно "тамары" - странные, чудаковатые, нелепые на сторонний взгляд - хранители этой Любви.

В них ток всегда постоянный.

И каким бы ни был ее мужчина, если в нем осталось Божья искра, она и спустя 20 лет поедет за ним - на север. На юг. Куда угодно.

-4

А в Ильине эта искра есть.

-5

Он вообще человек увлекающийся.

Импульсивный.

"Жить, Славочка, нужно мудро. Без суеты"
"Жить, Славочка, нужно мудро. Без суеты"

Человек страстей. И, благодаря этому, помотался в жизни немало. Он не из тех, кто скругляет углы. Он их заостряет.

"У меня в 17 лет все было впереди. И сейчас все... впереди"
"У меня в 17 лет все было впереди. И сейчас все... впереди"

И в этом они с Тамарой два сапога пара.

Максималисты. Правдолюбцы. Цельные натуры.

Таким, как Ильин, тем более сложно признать, что жизнь как-то... не задалась.

"Ах, молодость, молодость! Окаянная штука, обещает и обманывает..."

Трудно смириться с обычностью. Своей.

-8

И вот, когда шансов, сделать жизнь незабываемой и героческой, становится все меньше, когда Душа его безмерно устала, когда все любовные истории, будто под копирку, и прокручивается, засасывает пустота... он встречает Тамару.

-9

И поначалу просто поражен тем, что здесь, в ее мире - НИЧЕГО не изменилось.

Будто вчера он ушел на фронт, а она одна его провожала. Будто час назад он закрыл эту дверь.

Для нее НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ.

Тамара будто забальзабировала себя в той минуте.

-10

И, хотя живет "полной жизнью", работая мастером на "все той же "Парижской коммуне", ее душа уснула.

И сейчас, спустя 17 лет, по инерции, она еще пытается схвататься за привычные реалии - это, дескать квартирант. А банку надо сдать в магазин. "И дайте мне, наконец, поспать! Вы мне надоели оба"!

Но нет никакой возможности сохранить этот ледяной панцирь снежной Королевы.

Потому, что Ильин своей страстностью снова все перекроит, переиначит.

Доберется до её сердца. За пять вечеров.

"Думы окаянные. Думы потаенные. Бестолковая любовь. Головка забубенная"... Какой был бы ужас, если б я за кого-нибудь вышла замуж"
"Думы окаянные. Думы потаенные. Бестолковая любовь. Головка забубенная"... Какой был бы ужас, если б я за кого-нибудь вышла замуж"

И как робко поначалу, не говоря главных слов, извиняются они друг перед другом. Она за свою бескомпромисность (которую, честно говоря, не каждый мужик выдержит, трудно всегда быть на пьедестале, когда перед тобой Родина-мать).

Он за неловкие попытки устроить задним числом - на время отпуска - этой женщине счастливую жизнь.

Как-то загладить вину, которую чувствует, сначала смутно, а под конец все сильней...

"Ну что с тобой, Том? Скажи, я пойму"
"Ну что с тобой, Том? Скажи, я пойму"

И прошлое, давно забытое, стертое из памяти для скоротечных и блестящих, возможно, перспектив, с которых давно слезла позолота - неумолимо проступает, заполняет пространство. И становится громадным.

Настолько,... что он возвращается.

-13

Чтобы сказать этой женщине страшную для себя правду: да, ничего он тем побегом в новое - не добился. Ничего лучшего, путного и стоящего не сыскал.

Такой, как есть стою перед вами. Потому, что свобода и достоинство - все еще при мне. Душу свою я не продал. 

"Я горжусь тобой, Саша. Я тобой горжусь... Ты - мной?"
"Я горжусь тобой, Саша. Я тобой горжусь... Ты - мной?"

И, только, когда он слышит в ее голосе материнскую интонацию: "Сааааша. Ну, что с тобой? Саааша!" -

-15

он чувствует, что громадная, адская, ледяная тяжесть, которая безотчетно, смертельным узлом, сжимала его сердце, рассыпалась.

Что он прощен.

Как потерявший снасти в бурях корабль, каким-то чудом, он пристал к родному берегу.

И можно теперь дать покой душе.

Заснуть безмятежно.

И безопасно.

Как в детстве.

Фронтовик, драматург Александр Моисеевич Володин
Фронтовик, драматург Александр Моисеевич Володин

...Начиная "Пять вечеров", Володин смоделировал ситуацию, в которую сам не попал: а что, если бы он не женился на женщине, с которой прожил всю жизнь?

С супругой Фридой Шелимовной
С супругой Фридой Шелимовной

Если бы он, как Ильин, после фронта, пошел бы гонять по свету, в поисках лучшей жизни?

Но он женился на своей "маленькой, черненькой", хотя, поначалу и мечтал о другой. Прекрасной.

Он бегал на встречу с ней без увольнительной. Хотя за спиной капитан хватался за кобуру и требовал возвращения в казарму.

Она приезжала к нему в госпиталь после ранения.

И это с ней после войны они 10 лет мыкались по углам, пока не получили комнату в полуподвале , одну на троих, с сыном.

С сыном Володей
С сыном Володей

И пусть, как Ильин, он влюблялся после не раз. Не знавший с детства матери, да и отца - сирота-приживал при нелюбящих родственниках - в каждой женщине Володин искал что-то важное, недополученное. Что-то главное.

Как бы то ни было, они прошли жизнь вместе.

Как осколок, полученный им в легкое, который так и не удалось извлечь, проросли друг в друга.

Так, что уходя, он заклинил их добрую знакомую, которая помогала двум одиноким 80-летним старичкам, не бросать жену, быть с ней до последней минуты.

Что она и сделала.

Так ведь и прожила супруга, после ухода своего Саши - всего 2 года.

А стал ли он без нее Володиным?

Как знать...

Снятый за 17 двойных смен, фильм "Пять вечеров" - абсолютный шедевр 33-летних Никиты Михалкова и Александра Адабашьяна
Снятый за 17 двойных смен, фильм "Пять вечеров" - абсолютный шедевр 33-летних Никиты Михалкова и Александра Адабашьяна
Лариса Кузнецова (Катя) рассказывала, что во время съемок, Михалков сидел у её ног, под камерой, и держал за руку, передавая свой ток, градус, нерв - сцене
Лариса Кузнецова (Катя) рассказывала, что во время съемок, Михалков сидел у её ног, под камерой, и держал за руку, передавая свой ток, градус, нерв - сцене
Самое сильное мое впечатление от кинематографа - сцена, где Гурченко, сшибая стулья, повторяет: "На север! Ну, конечно же, на север! Вы знаете, он говорил, но я ничего не поняла!"
Самое сильное мое впечатление от кинематографа - сцена, где Гурченко, сшибая стулья, повторяет: "На север! Ну, конечно же, на север! Вы знаете, он говорил, но я ничего не поняла!"
"А вы сами, вы - здесь живете"?
"А вы сами, вы - здесь живете"?
"Может, вы намекаете, что он живет безалаберно? Что он человек неуравновешенный,  вспыльчивый? Так вот, пусть Саша совершил ошибку, но он правильно говорил! Заслуга не в том, чтобы не совершать ошибок, а в том, чтобы вовремя их исправлять. Вот так!"
"Может, вы намекаете, что он живет безалаберно? Что он человек неуравновешенный, вспыльчивый? Так вот, пусть Саша совершил ошибку, но он правильно говорил! Заслуга не в том, чтобы не совершать ошибок, а в том, чтобы вовремя их исправлять. Вот так!"
"Странная вы женщина, я ни на что не намекаю"
"Странная вы женщина, я ни на что не намекаю"
"Знаете, я ведь, в сущности, живу одна. В будни хорошо, работа ответственная, интересная Все время чувствую себя нужной людям. Прекрасно! А вот в праздники плохо. Никуда идти не хочется. Бывает едешь в трамвае. И думаешь: вот так бы ехать, ехать. И никуда не приезжать, представляете?"...
"Знаете, я ведь, в сущности, живу одна. В будни хорошо, работа ответственная, интересная Все время чувствую себя нужной людям. Прекрасно! А вот в праздники плохо. Никуда идти не хочется. Бывает едешь в трамвае. И думаешь: вот так бы ехать, ехать. И никуда не приезжать, представляете?"...
Безупречный актерский ансамбль. Соседи
Безупречный актерский ансамбль. Соседи
"А при чем тут квартирант? Пусть скажет "спасибо", что его пустили переночевать!" Первые роли в кино учеников Олега Табакова - Ларисы Кузнецовой (Катя) и Игоря Нефедова (Славка)
"А при чем тут квартирант? Пусть скажет "спасибо", что его пустили переночевать!" Первые роли в кино учеников Олега Табакова - Ларисы Кузнецовой (Катя) и Игоря Нефедова (Славка)

Лариса Кузнецова
Лариса Кузнецова
"Саш, а давай, поцелуемся!" Зоя - Валентина Теличкина
"Саш, а давай, поцелуемся!" Зоя - Валентина Теличкина
"Ой-ой, дурдом, что ль, на прогулку выпустили? Мне что, милицию позвать? Баушка, я сам - милиционер"... Женщина на телеграфе - актриса Малого театра Людмила Гайликовская
"Ой-ой, дурдом, что ль, на прогулку выпустили? Мне что, милицию позвать? Баушка, я сам - милиционер"... Женщина на телеграфе - актриса Малого театра Людмила Гайликовская
"Еду и думаю: если б мне дали прожить еще один год! Огромный год!". Об Ильине Михалков говорил: "Он дерево, которое растет корнями вверх"
"Еду и думаю: если б мне дали прожить еще один год! Огромный год!". Об Ильине Михалков говорил: "Он дерево, которое растет корнями вверх"

.  В сущности, Михалков и Адабашьян сняли фильм о своем детстве. В 1959, когда Александр Володин написал  "Пять вечеров", им было по 14 лет
. В сущности, Михалков и Адабашьян сняли фильм о своем детстве. В 1959, когда Александр Володин написал "Пять вечеров", им было по 14 лет