Почему фильм с Делоном – самый лучший из 20?
Когда-то мне было 12 лет :) И каждую субботу с подружками-одноклассницами я ходила в кино. 22 раза подряд если память не врет на один и тот же фильм. Полюбоваться на благородного разбойника Зорро и беспринципного мерзавца полковника Уэрту. Разглядеть еще раз парчовые платья, породистых лошадей и собак, великолепные интерьеры дворцов и пыльные улицы городов. Запомнить выпады и атаки, а потом повторять их, фехтуя прутиком во дворе - да здравствует справедливость!
Этот романтический вроде бы фильм изобилует хохмами уровня «Здравствуйте, я ваша тетя», превращаясь из мелодрамы в комедию положений. И в то же время порой невозможно удержаться от слез – когда убивают ни в чем не повинного губернатора Мигеля, когда гибнет от рук палачей брат Франциско, когда негодяй Уэрта торжествующе объявляет «Зорро мертв!» и надежда тает словно прошлогодний снег… чтобы снова воскреснуть. Лучший фильм моего детства! И один из 15 зарубежных лидеров проката в СССР - Ален Делон пришелся зрителям по душе.
Когда мне стукнуло сильно за 30 я решила пересмотреть кино вместе с дочками и сравнить ощущения. Многие вещи, казавшиеся прекрасными в детстве, тускнеют со временем. И что вы думаете? Ощущения те же. Восторженный подросток аплодирует отважному герою, ахает при каждом ударе – ан гард! Терция! Квинта! И справедливость все-таки существует.
Сюжет картины формально прост – мы наблюдаем за очередной версией городской легенды о Робин Гуде в антураже Латинской Америки. Отважный Зорро добивается справедливости для бедняков, угрожает властям и казнит негодяев. Под черной маской прячется благородный сеньор-мститель. Мексиканскую версию этого сюжета запечатлел Джон Роллин Ридж в повести «Жизнь и смерть Хоакина Мурьеты»… Да-да, наш незаслуженно забытый фильм «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» - это русский «Зорро».
В 1919 году некий Джонстон Мак Каллей выпустил серию комиксов о неуловимом мексиканском разбойнике в черной маске.
Комиксы имели такой успех, что по ним написали роман «Проклятие Капистрано», а затем начали снимать фильмы. Первым Зорро в 1920 году стал первый красавец немого кино Дуглас Фэрбенкс.
За ним последовало не менее 20 фильмов и сериалов – картина с Делоном была 13й в перечне. Последним, увы, неудачным проектом стала «Легенда Зорро», провалившаяся в прокате.
И, пожалуй, работа Дуччо Тессари действительно стала лучшей.
В чем же секрет фильма? Почему он настолько хорош?
В первую очередь его «делает» слаженная игра актерского ансамбля. И не только трио неотразимого красавца Алена Делона, обаятельного негодяя Стенли Бейкера и пылкой юной Оттавии Пикколо.
Хороши все персонажи второго плана – невероятно смешной Мусташ (сержант Гарсиа), карикатурный Джакомо Росси (Фриц фон Меркель), праведный Джампьеро Альбертини (брат Франциско), страстная испанка Адриана Асти (тетушка Карменсита), немой слуга Энцо Черузико (Бернардо).
Все – актеры, снимавшиеся в десятках фильмов, опытные и известные. И ни один не халявит, не сливает впустую роль. Судя по всему Дуччо Тессари удалось мотивировать исполнителей и создать на съемках творческую атмосферу – видно, что людям нравится их работа.
Посмотрите на крупные планы, как работает массовка, сколько выразительных лиц, живой мимики, активного интереса к происходящему. Это не просто ряженые, заполняющие кадр, а полноправные участники фильма. Великолепно подобраны дети – златокудрый упрямец Рафаэлито и харизматичный хулиган Чико, полный непосредственных ярких эмоций.
И даже животные выкладываются на все сто. Презрительный дог Потрошитель всегда вмешивается в нужный момент, ручной гепард моментально задает тон в первой сцене, а о лошадях просто помолчу, их надо видеть и созерцать.
Следующий момент – костюмы и декорации. Я не скажу, насколько они исторически достоверны. Это стиль барокко, вычурный и причудливый, сказочный и настоящий. Яркая как попугай Латинская Америка, роскошные бальные залы, прохладные винные погреба, аскетичный монастырь, крестянский рынок и даже подземный ход.
Кружевные манжеты и жабо, унизанные перстнями пальцы, сверкающие колье, расшитые юбки и нищенское отрепье, холщовые рясы и красные шелковые сутаны, простенькое платьице Ортензии и шикарные мундиры полковника. И конечно же черный костюм Зорро, идеально сидящий на атлетической фигуре. Кстати, вы обратили внимание, что ни грязь, ни кровь, ни вездесущая пыль к черной ткани не липнут? :)
Действие фильма динамично и сбалансировано – пафосная сцена сменяется комедийной, яростный поединок – признанием в любви, романтичный момент – высокой драмой. Режиссер жонглирует поворотами сюжета, не давая ни заскучать ни устать. Зритель удивлен, очарован, впечатлен и до последнего кадра не может отвести взгляд от экрана.
Свою лепту конечно же внес и качественный перевод и изумительный дубляж. Советские актеры сумели передать каждую интонацию, каждый нюанс, подчеркнуть и смешные и трагические моменты.
Это все?
Нет конечно. Самое главное в фильме – выигранная битва за справедливость.
Зло наказано, добро торжествует, правда вышла на свет, и борьба была не напрасной. Не стыдно быть бедным, носить холщовую рясу, работать в шахте или на пастбище, голодать и подчиняться необходимости. Стыдно иметь черную душу и злое сердце. Стыдно лгать, предавать, отнимать кусок хлеба у нищих и луч надежды у обездоленных. Не иметь страха… пока не придет Зорро, чтобы оставить кровавую отметину на лице.
Я думаю, что когда у меня появятся внуки, я пересмотрю фильм вместе с ними. И они тоже придут в восторг и будут прыгать в саду, размахивая прутиками: я полковник Уэрта! А я Зорро – падай, ты проиграл! В детских играх они научатся отличать добро от зла и справедливость от беззакония.
Ведь Зорро всегда возвращается!