Найти в Дзене
Беглым взглядом

Дворцовые парки Царского Села. Руинный фотоальбом. Город Пушкин, Санкт-Петербург

Оглавление

Ворота-руина. Фото автора
Ворота-руина. Фото автора

В предыдущей статье "Русские архитектурные руины. Есть ли у нас руины или только развалины?" [1], мы поговорили о том, что такое руины, какими они бывают. Коснулись вопроса российского менталитета относительно руин. Остановились на том, что в XVII - XIX веках в Европе, в связи с модой, образовался руинный "дефицит". Мода, как водится, переметнулась в Россию, а руин, как таковых (хоть античных, хоть готических), у нас практически не было. Это обстоятельство послужило тому, что руины для украшения парков стали создавать искусственно. Естественно, что наиболее яркие сооружения появились в дворцовых парках, выдержанных в английском стиле. Сегодня пробежимся по аллеям Екатерининского и Александровского парков Царского Села. Заглянем в Фермерский парк. Последний зачастую относят к парку Александровскому. Прокладывать специальный маршрут не буду - он получится достаточно протяженным, а расскажу о конкретных павильонах. В какой последовательности ознакомиться с ними, посетив город Пушкин, вы выберете сами. Тем не менее, предлагаемый порядок изложения может быть взят за основу тематического маршрута.

1. Кухня-руина

Кухня-руина в Екатерининском парке Царского Села. Рисунок Дж.Кваренги [2]
Кухня-руина в Екатерининском парке Царского Села. Рисунок Дж.Кваренги [2]

Кухня-руина, как и большинство искусственных руин, относится к категории "Архитектурных капризов" (Фолли - причуда, каприз). Капризы изначально предназначались для украшения парковых пространств и развлечения гостей. Вспомним Большой и Малый капризы. Предполагается, что инициатором строительства руины в античном стиле была сама императрица Екатерина II, увлекающаяся античностью и обладающая значительной коллекцией античных предметов искусства. Екатерина II долго выбирала, кто сможет воплотить ее замыслы. После предварительной переписки и знакомства с работами выбор пал на Джакомо Кваренги.

Екатерининский парк. Вид на Концертный зал и Кухню-руину. Фото автора
Екатерининский парк. Вид на Концертный зал и Кухню-руину. Фото автора

Строительство Кухни-руины велось параллельно со строительством Концертного зала. Павильон, собственно, предназначался для подогрева и приготовления закусок для гостей Концертного зала. Екатерина, несомненно, принимала непосредственное участие в разработке концепции ансамбля.

"Известно, что она разделяла многие вкусы и устремления в собирательской деятельности своего фаворита А.А.Ланского, который умер в 1784 году. При продвижении по Собственному садику со стороны Зубовского флигеля посетителю постепенно открывается вид на своеобразную долину с сооружениями «nel gusto antico» — памятник Ланскому и Кухню-руину. Вместе с Концертным залом они составляют завершенную картину, которая в сознании просвещенного наблюдателя наполняется возвышенным и ностальгическим смыслом". [3]

На фотографии вверху представлен, описываемый пейзаж. Слева от пруда виден памятник Ланскому, позади него слева - Концертный зал, справа - Кухня-руина.

Прототипом Кухни-руины стал античный мавзолей круглой формы. Архитектура мавзолея усилена двумя прямоугольными выступами с колоннами, обрамляющими нишу арочного входа. Интересно, что императорских особ не волновали возможные мистические связи. Мавзолей - "Кухня-руина", Мечеть - "Турецкая баня".

В оформлении Кухни-руины использовались настоящие элементы античных архитектурных памятников из императорской коллекции. В частности, капители колонн коринфского ордера и элементы резного фриза.

Специально для павильона скульптором К. Альбани были отлиты шесть гипсовых барельефов на античные темы.

Для предания вида старины, барельефы были "художественно" повреждены. Если взглянуть на акварель Кваренги, то можно заметить, что в нишах павильона расположены статуи.

Статуя римского консула. Фото автора
Статуя римского консула. Фото автора

Сейчас статуй нет, но с задней стороны установлена копия античной скульптуры римского консула. Кухня-руина, построенная в 1780-е годы, считается одним из лучших творений Джакомо Кваренги.

2. Туфовый мост (Руинный каскад)

Руинный каскад в Екатерининском парке Царского Село. Рисунок Дж. Кваренги [2]
Руинный каскад в Екатерининском парке Царского Село. Рисунок Дж. Кваренги [2]

Неподалеку от Кухни-руины и Концертного зала можно увидеть мост с "Горкой из дикого камня". Вообще-то это не мост, а плотина, на которой находится каменная горка.

Мост-плотина входит в состав гидротехнических сооружений, соединяющих верхние и нижний пруды. Работы проводились под руководством инженера-гидротехника И.К. Герарда в начале 1770-х годов.

В старинном описании Екатерининского парка «горка из дикого камня» названа «мшистым утесом». Воды из Верхних прудов, «соединясь, проходят под мшистым утесом, текут речкою и в большой аллее низвергаются сребристым водоскатом... [4]

Таким образом. горка появляется в различных источниках под названиями "Мшистый утес", "Горка из "Дикого камня". "Дикий камень", - это туф. Отсюда еще одно название: "Туфовый мост". Акварель Джакомо Кваренги носит название "Руинный каскад в Екатерининском парке Царского Села". Ну, думаю, Кваренги архитектурный замысел сооружения более известен, поэтому Туфовый мост я посчитал возможным включить в настоящий "руинный" альбом. Пропорции обелиска каскада на акварели Кваренги несколько удлинены по отношению к реальным. За каскадом изображен павильон "Турецкий киоск" (не сохранился).

Каменный мостик через ручей. Фото автора
Каменный мостик через ручей. Фото автора

Через ручеек перекинут вот такой замечательный каменный мосток. Вполне сойдет за руинный.

3. Башня-руина

Башня-руина в Царском Селе. Художник Гюбер Робер. ГМЗ "Царское Село"
Башня-руина в Царском Селе. Художник Гюбер Робер. ГМЗ "Царское Село"

https://vk.com/id642025259?z=video642025259_456239019%2Fa19c7174457dc1ae9d%2Fpl_wall_642025259

Монументальным сооружением в псевдоготическом стиле в Екатерининском парке является Башня-руина. Башня-руина построена по проекту Ю.М. Фельтона в 1771-1773 году в честь ознаменования побед в Русско-Турецкой войне 1768-1774 годов.

Башня выполнена в виде огромной колонны, наполовину погруженной в землю. Своим обликом напоминает турецкую крепость и символизирует падение Порты.

Башня завершается капителью дорического ордера с квадратной площадкой - абакой, на которой размещена круглая беседка со стрельчатыми арками. Через арочный вход у основания башни можно попасть к винтовому пандусу и подняться на вершину, где размещается смотровая площадка. Штукатурка на стенах искусственно состарена, местами "обвалилась", обнажая кирпичную кладку, местами нанесена имитация трещин. Кое-где стены увиты плющом, что придает дополнительную декоративность руине. По углам башни свисают цепи. По моим догадкам цепи предназначены для того, чтобы дождевая или талая вода (при небольшом потоке) стекала по ним, а не свергалась с высоты.

Замковый камень над аркой Башни-руины. Фото автора
Замковый камень над аркой Башни-руины. Фото автора

На замковом камне арки Башни-руины имеется надпись:

«На память войны, объявленной турками России, сей камень поставлен 1768 году».

На самом деле, год на камне обозначен не арабскими цифрами, а буквами допетровской кириллической записи ҂аѰѮИ. Интересно, обозначает ли эта запись год 1768 от Рождества Христова или 7277 год от Сотворения Мира в Звездном Храме? Славянский календарь был отменен в России Петром Первым только в 1699 (1700) году.

Аллея на земляном валу, ведущая к Башне-руине. Фото автора
Аллея на земляном валу, ведущая к Башне-руине. Фото автора

С одной стороны башни к ней примыкает земляной вал, обсаженный деревьями. От Готических ворот по гребню вала идет аллея, имеющая значительный уклон. Если летом - это просто дорожка в гору, то зимой, особенно после оттепели, аллея покрывается льдом и подняться по ней становится совсем непросто. Приходится идти ближе к обочине по рыхлому снегу. На фотографии, к сожалению, уклон получился не очень выраженным.

Аллея заканчивается у пандуса Башни-руины на уровне второго яруса. Зимой - это тоже ледяная горка. Спуститься отсюда можно отправившись в обратный путь, рискуя съехать на задней точке. Кстати, хорошая идея - взять с собой ледянку и прокатиться с ветерком. Собственно, когда-то аллею и использовали в качестве катальной горы. Второй вариант - вцепиться руками в металлические перила и спуститься по обледеневшей лестнице, практически при помощи одних рук. По секрету - я это и проделал. Не возвращаться же обратно. На фотографии в галерее моя последовательница.

Башня-руина и земляной вал. Фото автора
Башня-руина и земляной вал. Фото автора

Чтобы попасть от Башни-руины к Шапели, нужно из Екатерининского парка перейти в Александровский. Можно выйти через Орловские ворота и пройти по Парковой улице до Подкапризовой дороги. Но зимой это аттракцион не для слабонервных. Тротуары завалены снегом. Идти по проезжей части не очень приятно и небезопасно.

Аллея вдоль Виттоловского канала (Канал справа). Фото автора
Аллея вдоль Виттоловского канала (Канал справа). Фото автора

Второй вариант веселей - прогулка по аллее вдоль Виттоловского канала. При этом, правда, душу гложут сомнения - открыты ли ворота у Розовой караулки? Для надежности можно справится у кого-нибудь из парковой охраны.

Розовая караулка. Фото автора
Розовая караулка. Фото автора

Нам повезло. Ворота, хоть и не нараспашку, но приоткрыты. После того, как во время последних посещений парков я дважды тыкался в закрытые калитки, давать какие-либо рекомендации остерегусь.

4. Шапель

С павильоном "Шапель" мы с вами уже знакомились в статье: "Александровский парк Царского Села. От Белой башни до Шапели". Ссылка есть в конце этой статьи.

Шапель - очередное детище Адама Менеласа. Менелас построил его в виде готической капеллы, состоящей из двух башен. Одна из башен "разрушена". До реставрации это иногда вводило неподготовленных туристов в заблуждение, позволяя считать, что исходно башен было две.

По задумке башня одна. С "остатками" второй ее соединяет галерея на уровне второго этажа. Под галереей арочный проезд. Вокруг башни живописно располагаются остатки архитектурных элементов - стен со стрельчатыми оконными проемами и колонн. На башне установлены часы, на шпиле восседает петушок.

Павильон "Шапель" до реставрации. Фото автора
Павильон "Шапель" до реставрации. Фото автора

Павильон "Шапель" пребывал в полуразрушенном состоянии со времен войны семьдесят лет. Хотя, какое-то время, в нем находились жилые помещения. Наверное, "весело" жить на развалинах руин. Заросший со всех сторон деревьями павильон приобретал дополнительную таинственность. Дело, как всегда, портили кучи строительного мусора, напоминающие о том, что развалины реальные, а не бутафорские.

5. Арсенал

Павильон Арсенал построен архитектором А. Менеласом в 1819-1834 годах в псевдоготическом стиле в виде средневекового замка. После Великой отечественной войны, так же как и Шапель, 70 лет находился в руинированном состоянии. Несмотря на значительные повреждения, служил настоящим украшением парка, достойно выполняя роль парковых руин.

Павильон "Арсенал" после реставрации. Фото автора
Павильон "Арсенал" после реставрации. Фото автора

Реставрационные работы в павильоне проводились с 2012 по 2016 год. Сейчас, как и прежде, здесь располагается оружейная музейная экспозиция.

6. Ворота-Руина

Ворота руина и Руинный мост в Александровском парке Царского Села. Неизвестный художник. 1847 г [4]
Ворота руина и Руинный мост в Александровском парке Царского Села. Неизвестный художник. 1847 г [4]

Павильон "Ворота-руина" входит в комплекс павильона "Белая башня", построенный А. Менеласом в 1827-1827 года для Великих князей - детей Николая I. Как и Белая башня, Ворота-руина выполнены в псевдоготическом стиле. Перед воротами через ров, опоясывающий Белую башню, переброшен Руинный мост. К воротам примыкает стена бастиона, что придает комплексу вид фортификационного сооружения.

Хотя по отношению к воротам наименование "павильон" звучит несколько странно, но ничего противоестественного в этом нет. За фасадом ворот, представляющих собой две круглые башни, соединенных стеной с арочным проемом находятся довольно обширные жилые помещения.

После реставрации ворот стены оштукатурены и восстановлен красочный слой. В настоящее время ведутся подготовительные работы по восстановлению декоративного оформления, что должно придать воротам вид руины.

7. Ратная палата

За Фермерской дорогой (уже за оградой современного парка) находится "Государева ратная палата". Павильон передан Музею-заповеднику "Царское село" в 2008 году. Построенный в неорусском стиле, вполне выполнял роль культурных руин, хотя в нем и размещались жилые помещения и реставрационные мастерские.

Конечно, павильон не строился, как руина, но смотрелся, тронутый временем, вполне колоритно. Павильон был построен для размещения переданных Николаю II вдовой брата основателя Третьяковской галереи, Еленой Андреевной Третьяковой, материалов по истории русских войн и военных трофеев. Автором проекта является С.Ю. Сидорчук. Палата заложена 3 мая 1913 году. В 1914 году в ней открылся военный музей, упраздненный в 1918 году.

Ратная палата после реставрации. Фото автора
Ратная палата после реставрации. Фото автора

Сейчас в отреставрированном павильоне располагается "Музей Первой мировой войны".

8. Таинственный объект

Недалеко от Государевой ратной палаты в Фермерском парке находится таинственный объект. О его назначении долгое время не было единого мнения.

Таинственный объект в Фермерском парке. Фото автора
Таинственный объект в Фермерском парке. Фото автора

Кто-то считал, что это памятник-часовня в память о Григории Распутине, кто-то, что старая звонница, тем паче, в проеме имеется перекладина, на которую колокол может быть подвешен.

Таинственный объект в Фермерском парке. Фото автора
Таинственный объект в Фермерском парке. Фото автора

Действительно, почему не "рында", оповещающая о приближении богослужения в находящемся поблизости Феодоровском Государевом соборе? В общем, что-то церковное.

Фонарь в Александровском (Фермерском) парке и Феодоровский собор. Фотография из "Романовского альбома" [5]
Фонарь в Александровском (Фермерском) парке и Феодоровский собор. Фотография из "Романовского альбома" [5]

Скорее всего, правильную версию предлагает историк-любитель Федор Рагин, изложенную в его блоге "Открытия дилетанта". [5] Версия основана на фотографии, обнаруженной в "Романовских альбомах" из библиотеки Йельского университета. На фотографии видно, что в проеме сооружения находится фонарь. Дальнейшие исследования позволили исследователю предположить, что авторство фонаря, выполненного в неорусском стиле, принадлежит В.Н. Максимову - архитектору, работающему в русской национальной традиции. Фонарь был заказан Николаем II около 1910 года и воплощен в 1912. Что уж никак не соотносится с мнением о часовне в честь Распутина, убитого в 1916 году.

Собор Феодоровской иконы Божией Матери (Феодоровский Государев собор). Фото автора
Собор Феодоровской иконы Божией Матери (Феодоровский Государев собор). Фото автора

По мнению Рагина, фонарь, находящийся на одной линии Александровский дворец - Феодоровский Государев собор, был виден из окон дворца, указывая направление на храм в темное время суток. Поэтому, осеняя себя крестом, можно было не опасаться, что молитва пролетит мимо адресата.

9. Феодоровский городок

Феодоровский городок создавался в неорусском стиле на основании построек XIV - XVI веков. Оригинальное название — Дома для причта и служащих Фёдоровского Государева собора . Интересный факт. Во время Первой мировой войны на территории городка был военный госпиталь, в котором санитаром трудился Сергей Есенин.

Трапезная палата, построена в 1913-1918 годах. Архитектор С.С. Кречинский.

Башня ограды Феодоровского гордка. Фото автора
Башня ограды Феодоровского гордка. Фото автора

Городок обнесен стеной. Не полностью, но заполняющий промежутки между башнями и постройками.

Сегодня городок является Патриаршим подворьем . Находится под управлением благочинного Царскосельского округа .

Башня ограды Феодоровского гордка. Фото автора
Башня ограды Феодоровского гордка. Фото автора

Реставрационные работы в городке ведутся с момента передачи его православной церкви.

Башня трапезной палаты в строительных лесах. Фото автора
Башня трапезной палаты в строительных лесах. Фото автора

Сегодня городок почти полностью окружён строительными лесами. Руина не состоится. В самом деле, не мирится русская душа с естественными развалинами, стремясь во что бы то ни стало придать им первоначальный вид. Хорошо это или плохо? Где найти меру?

В ходе подготовки немного поразвлекался с фильтрами фотошопа. В основном - аппликацией. Набрался наглости вставить результаты в статью.

Обещанная ссылка для тех, кто заинтересовался павильонами Александровского парка: Александровский парк Царского Села. От Белой башни до Шапели. Город Пушкин, Санкт-Петербург | Беглым взглядом | Яндекс Дзен (yandex.ru)

Источники:

1. Русские архитектурные руины. Есть ли у нас руины или только развалины? | Беглым взглядом | Яндекс Дзен (yandex.ru)
2. Царское Село. Джакомо Кваренги. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников
3. Царское село. Кухня-руина. - Занимательный Петербург (petersburglike.ru)
4. Горка из «дикого камня», «Пудостский мост» и Красный каскад | Екатерининский парк | Царское Село | Ландшафтная архитектура и зеленое строительство (totalarch.com)
5. Открытия дилетанта — ЖЖ (livejournal.com)

Некоторые фотографии, использованные в статье, размещены в портфолио автора на сайте фотобанка Лори (Автор Александр Щепин - это я).
https://lori.ru/Blink?ref=2106
Заходите.