Найти в Дзене

Как говорить с сотрудником в эмоциях, и стоит ли пытаться помочь в моменте

Несмотря на то, что сотрудники в компаниях "взрослые-серьёзные" и на работу приходят работать (как говорится, "оставляйте эмоции дома"), - ситуации, когда сотрудник в сильных эмоциях, возникают регулярно.
В статье - о том, стоит ли руководителю вмешиваться.
Оглавление

Несмотря на то, что сотрудники в компаниях "взрослые-серьёзные" и на работу приходят работать (как говорится, "оставляйте эмоции дома"), - ситуации, когда сотрудник в сильных эмоциях, возникают регулярно.

Варианты разные:

  • Руководитель зацепил резким словом - и сотрудник обижен.
  • Клиент (поставщик/партнёр) не выполнил свои обязательства - и сотрудник расстроен.
  • Коллега взял документ со стола (уборщица стёрла пыль, на которой были записаны важные телефоны) - и сотрудник сильно злится.
  • Да в конце концов что-то случилось вне работы - и сотрудник в явно не очень работоспособном состоянии.

И у непосредственного руководителя (особенно если он работает с человеком в одном помещении) в этот момент возникает вопрос: сделать вид, что я ничего не вижу ("ничего личного - только работа"), или всё-таки помочь/поддержать/повлиять.

Я предлагаю такой алгоритм действий:

Проанализировать ситуацию

(Угу-угу, думать - вообще основная функция руководителя)))

Что стоит проанализировать?

  • Ваши отношения с сотрудником (насколько они близки, присутствует ли в них доверие/уважение, авторитетны ли вы для него).
  • Причину случившегося, если она более-менее ясна (по сути, основной вопрос - не вы ли являетесь причиной).
  • Прошлые подобные реакции сотрудника и в целом его тип реагирования (насколько быстро он остывает, как это влияет на качество работы и пр.).
  • Вашу готовность реально помочь.

Если отношения у вас в целом так себе, и/или вы являетесь основной причиной эмоции и/или сотруднику обычно нужно небольшое количество времени и он сам успокаивается, если вы точно знаете, что помочь ничем не можете/не хотите, - лучше просто выдержать паузу.

Если это не так, и вы уверены, что стоит включиться, можно переходить к следующим шагам.

Выйти в отдельное помещение

Любой важный разговор один на один имеет смысл выносить в отдельное пространство (про его выбор тут), но в данной ситуации это особенно критично! В отличие от стандартной процедуры постановки задачи или обсуждения результатов, история, связанная с эмоциями, чревата:

  • появлением конфиденциальной информации, которую сотрудник не готов озвучивать при всех,
  • демонстрацией эмоций, за которые сотруднику потом будет неловко.

Где именно вы поведёте разговор, в столовой, переговорке или в сквере рядом с офисом, - уже не так важно.

Главное, чтобы человек чувствовал себя в безопасности.

Подстелить "солому"

Вообще это отдельный коммуникативный приём, про него даже статья есть, но в ряде управленческих алгоритмов он тоже очень хорош.

В общем, задача - прежде чем "лезть в душу", объяснить сотруднику, зачем и почему вы себе это позволяете. Это может звучать примерно так:

  • "Вижу, что что-то случилось, и ты никак не можешь приступить к работе, предлагаю обсудить этот момент"
  • "Через час у нас важное совещание, и твоё участие крайне критично, поэтому хочется, чтобы ты был готов"
  • "Ты знаешь, что я стараюсь обращать внимание на настроение в коллективе, поэтому решил с тобой поговорить"

Данный пункт, с одной стороны, немного снимет напряжённость и подозрения сотрудника, что вы решили с ним поговорить ради любопытства, с другой - уже сам по себе начнёт успокаивать.

Сказать, что говорить необязательно

Несмотря на то, что руководитель уже вложил ряд усилий в то, чтобы разговорить человека, так как момент деликатный (особенно если случившееся не связано с работой), крайне важно не давить на сотрудника, а чётко проговорить, что это его добровольное решение - говорить ли на эту тему.

Можно задать вопрос о готовности продолжать, а можно просто констатировать факт:

  • "Если ты не готов, можешь не говорить..."
  • "Ты готов это обсудить сейчас (или позже)?"
  • "Расскажешь...?"

И к этому вопросу/комментарию сразу же, без пауз, добавьте вопрос уже непосредственно об эмоциях/состоянии.

Спросить/предположить об эмоциях

Этот момент самый тонкий. Потому что не всегда сам человек может в моменте с точностью понять свои эмоции, а предположение со стороны может эти эмоции усилить и/или вызвать спор.

Поэтому желательно начать с более обобщённых формулировок скорее о событиях, а потом уже переходить к состоянию.

  • "Что у тебя случилось/что-то случилось?"
  • "Из-за чего у тебя такое состояние?"
  • "Ты сегодня грустный/расстроенный...?"

Спросить о необходимой помощи

И вне зависимости от того, поделится ли сотрудник ситуацией, сделает ли он это в паре слов или расскажет подробно, остановится только на событиях или расскажет ещё и о своём эмоциональном состоянии, важно не остановиться на обсуждении, а перевести фокус в контекст помощи/поддержки (иначе зачем вы вообще спрашивали?..).

И здесь есть важный момент - не причиняйте добро! То есть не пытайтесь сами придумать, как помочь человеку, и тем более не предлагайте настойчиво помощь, если он не реагирует. Спросите!

  • "Какая тебе нужна помощь?"
  • "Как тебя поддержать?"
  • "Я чем-то могу сейчас помочь?"
  • "Что поможет тебе вернуться в спокойное состояние?"

В целом (подчеркну ещё раз), разговор об эмоциях и значимых для сотрудника событиях (если он сам не стал его инициатором) нужен только в том случае, если вы как руководитель готовы к оказанию поддержки. Причём в том числе в формате "оставить на время в покое" или "отпустить с работы".

А вы скорее за то, чтобы помогать сотрудникам в сложных/эмоциональных ситуациях или скорее за то, чтобы на работе только работать?

Картинка из интернета
Картинка из интернета