Найти тему

«Огонь». Тушить здесь уже нечего

Прежде чем перейти непосредственно к разбору новинки (цифровой релиз 23 февраля 2021 года, «Централ Партнершип»), давайте сначала определимся, что такое этот «Огонь» и с чем его вообще едят.

С одной стороны – государственный заказ. Явление весьма характерное для отечественного кино, а в предшествующий советский период – и вовсе определяющее индустрию в целом. Надо про колхозников и рабочих кино снять – заказ поступил. Подошла очередная юбилейная дата ко дню рождения Брежнева – заказ получен. Гагарин в космосе – фильм уже в разработке. Нормально ли это? Да, вполне. Как ни странно, но капиталистический мир тоже знает, что такое заказное кино, только там заказ исходит по большей части от студий, и имеет несколько другие цели. С ходу можно назвать многих западных режиссёров самого разного калибра, которые снимали заказные фильмы только из-за денег, и сами этого особо не скрывали. В нашем же «совковом» понимании (и это ни разу не принижение и не оскорбление своего мировоззрения и мироощущения в данном контексте, скорее наоборот) государственный заказ в кино – это, прежде всего, социальная, воспитательная работа и дань уважения. Однако если в уже упомянутом советском кинематографе знали, как спрашивать за результат, вылизывая сценарии до каждой запятой, до одурения от нескончаемых переписок своего текста самого сценариста, то нынче пресловутый «Фонд кино» просто выкидывает деньги на ветер. Заказ есть, средства из бюджета выделены, а результат иной раз кроме стыда у честного зрителя, которому есть с чем сравнивать, ничего другого не вызывает. Складывается такое ощущение, что ответственные лица вообще не читают готовые сценарии и не контролируют сам процесс создания фильма!

Здесь он чего-то ждёт.
Здесь он чего-то ждёт.

С другой стороны – такое явление в современном российском кино (да и не только кино, в телевидении – даже в большей степени), как ремейки, заимствования, адаптации. Кто-то скажет, что это тоже нормальная ситуации в мировой практике, и будет скорее всего прав (к слову, главный скупщик чужих идей – это пресловутый Голливуд; от корейцев до скандинавов – всё переделывается, пережёвывается и оптом ставится на звёздно-полосатые рельсы). Вот только адаптировать можно по-разному. И как ни крути, а оригинал есть оригинал: копия изначально не может быть лучше подлинника в силу своей вторичности и производности.

Вот он опять чего-то ждёт.
Вот он опять чего-то ждёт.

В данной связи запрос на кино про отечественных пожарников (сотрудников МЧС) уже давно в нашем обществе назрел. Подобная тематика про, безусловно, интересную и одновременно опасную профессию всяко лучше, чем очередная сто десятая спортивная драма с однотипным сюжетом. Но придумать что-то своё, что-то уникальное – это же гораздо сложнее, чем пойти по проторенной дорожке и переписать с уже готового образца, не правда ли? Тем более, когда подобный образец ещё настолько свеж в памяти, что так и просится в переделку под российские реалии. Речь, конечно же, об американском «Дело храбрых» (2017) Джозефа Косински – фильме достойном, сюжетно захватывающем, технически впечатляющем (одного имени оператора Клаудио Миранда достаточно, чтобы гарантировать качество ещё до просмотра) и что самое главное – признанном зрителями (здесь и сейчас лента входит в топ-250 лучшего от КиноПоиска). Что касается местных «умельцев», то режиссёр Алексей Нужный (он же Алексей Черномазов) тут многим фору даст. Эдакий трудяга-передовик завода по производству клонов, Киркоров от кино, которому непроизвольно напрашивается прозвище «киноксерокс». Судите сами: мало того, что недавно вышла на экраны уже третья его работа за 2,5 месяца (!!!) – «Пара из будущего» – так ещё и вполне себе официальные ремейки в его фильмографии уже проскакивали («Громкая связь» – не что иное как «Идеальные незнакомцы» Паоло Дженовезе).

И снова он чего-то ждёт! Мужик, очнись уже!
И снова он чего-то ждёт! Мужик, очнись уже!

И что же? Смирившись с диспозицией «неофициальный ремейк по государственному заказу» и приготовившись, не отвлекаясь на тонкости производства, получить увлекательную историю про бесстрашных российских пожарных по образцу «Делох рабрых» мы получаем… очередной ширпотреб, глупую кальку на хороший западный фильм, страдающий всеми болезнями современного российского кино. Причём, не спасает ситуацию ни внушительная актёрский состав (из которого мы постфактум выделили бы только Константина Хабенского и Юрия Кузнецова, которые априори не могут сделать что-то ниже определённого высокого уровня в силу своего профессионализма; а остальные – мимо), ни старательная операторская работа Михаила Милашина, нb красивейшие пейзажи Карелии, ни дежурные положительные отзывы реальных сотрудников МЧС, которых согнали на премьерные показы с целью продвижения данного коммерческого продукта, ни довольно обнадёживающие оценки на КиноПоиске.

«Чтобы сделать великий фильм, необходимы три вещи – сценарий, сценарий и ещё раз сценарий». Альфред Хичкок.

Сценарий Николая Куликова, Алексея Нужного, Константина Майера – это, уж извините, какой-то феерический бред. Первая фамилия в указанном списке, в принципе, говорит о многом, потому что именно с «Экипажем» (2016), за который тоже отвечал Куликов, невольно приходится сравнивать обозреваемую новинку от Нужного. Есть в обеих картинах похожие нелепые эпизоды, и общее развитие динамических сцен наглядно отсылает нас к одному и тому же автору. Давайте вспомним для примера самый несуразный момент «Экипажа», который только ленивый критик тогда не прокомментировал – пересадка пассажиров с самолёта на самолёт в воздухе. В «Огне» подобный сценарный этюд связан с детьми. Детей сажают в старый фургон, подцепляют машину тросом к наладом дышащему вертолёту, и тот, задевая верхушки деревьев, через горящий лес тащит «ценный груз» за пределы зоны пожара. И, конечно же, с миссией без потерь не справляется, вынужденно садится в окружении пылающих деревьев, а потом не может взлететь из-за перегруза. Сначала в качестве ненужного балласта утилизируется всевозможная утварь и ненужные вещи на борту, а когда этого оказывается недостаточно, в дымящийся торф сливается топливо, снимается и скидывается на землю одежда и, в конце концов, героически остаётся умирать один из горе-пожарных. Какой гениальный ум придумал спасать детей подобным образом, учитывая обстоятельства, показанные в фильме? Как может повлиять вес сброшенной куртки или штанов на взлёт вертолёта? Какой вменяемый спасатель будет сливать «горючку» посреди бушующего огня? А самое главное – что пили или курили создатели сего опуса, когда сочиняли и снимали его? Не понятно. И это только один из таких, мягко говоря, странных эпизодов, которых в фильме довольно много. Прекрасно понимая, что перед нами не документальная хроника, мы всё равно недоуменно разводим руками. В том же «Экипаже» режиссёр Николай Лебедев, принимавший участие в написании сценария наряду с Куликовым, смог скорректировать неоднозначные моменты, сгладить острые углы, и история (кстати, тоже ремейковая) смотрелась весьма органично, с оговоркой, что это художественное кино. А вот Нужному приблизить вымысел к действительности не удалось совершенно.

А этот дурачок ничего не ждёт. Он просто радуется пожару!
А этот дурачок ничего не ждёт. Он просто радуется пожару!

Другая существенная претензия к фильму – герои. Главный матёрый волк в исполнении Константина Хабенского, опытный спасатель, который должен руководить группой и спасать своих и чужих, в потоке надвигающегося огня, в цейтноте разворачивающихся событий систематически впадает в ступор и задумчиво ждёт какого-то озарения или знамения. Зажигая одну спичку за другой, супер-профессионал демонстрирует от случая к случаю приступы нездорового суеверия. Ему бы ещё цветочек ромашки дать погадать «любит – не любит» или нолановский волчок из «Начала»: остановится или нет. Учитывая тот уровень фантазии, который предложили нам создатели «Огня» – скорее всего, нет. И тогда мы, наверное, поняли бы, что это был бредовый сон.

Если кого-то раздражала Стася Милославская в фильме «На острие», то можем вас «порадовать»: здесь она будет раздражать ещё больше (если такое вообще возможно). Её героиня – штатная сотрудница штаба МЧС – запросто останавливает на взлётной полосе спешащий на задание самолёт, взламывает компьютер начальника, да и вообще вьёт из бедного чиновника верёвки. Шеф робко бурчит, проявляет видимое недовольство, но по факту делает всё, что ему скажет девчонка. Кому одной Стаси окажется мало, на всякий случай предупреждаем: таких стась тут, как минимум, две. В роли Стаси Второй внук Олега Ивановича Янковского – Иван, ныне ведущий артист театра и кино наряду с другой «привет-из-каждого-утюга» звездой российского кинопрома Александром Петровым (благо, на сей раз обошлось без него, а то был бы уже явный перебор). В лице Янковского-младшего мы вынуждены целый фильм наблюдать очередного неадекватного персонажа, который по идее создателей картины символизирует срез нашей молодёжи. Тупой, наглый, инфантильный. И, конечно же, совершив кучу идиотских поступков, он себя в конце концов проявит, отыщет в себе смелость, мужество, несгибаемость и спасёт отца своей примерно такой же по характеристиками невесты. В общем, всё как всегда. Других же героев описывать особого смысла нет, потому что все они – штамповки. Кто-то из «Дела храбрых», кто-то «Экипажа», кто-то и того самого места, откуда не устают черпать своё вдохновение доморощенные российские сценаристы.

Кому не хватит всего вышеперечисленного, можете не расстраиваться: в качестве вишенки на торте вы получите свадьбу в карельском селении. Ведь свадьба – это коронный номер отечественного кинематографа! И без неё никуда. Тушить пожары в лесу – необычайное скучное зрелище, не правда ли? Поэтому российский пожарник и роды принять в случае чего может, и надавать по мордам местной шпане и песню задорную сыграть в честь новобрачных. А то, что невиданный доселе пожар на деревню быстро надвигается, так это пустое, это всё пустяки. Главное детей потом покрепче на тросе привязать, перекрестить и в путь-дорожку.

В итоге нужная и правильная тематика оборачивается уже традиционной нелепицей. И Бог с ними – ремейком и госзаказом. Господа российские киноделы, сделайте, пожалуйста, вменяемой кино, и никто потом внимание на это не обратит, никто вам претензий за это не предъявит. Но нет, и снова нет. Очередная карикатура, очередная штамповка, очередное разочарование. Увы и ах – с новинкой швах.

-6